Как отмечают в областном департаменте образования, систематическое изучение основных дисциплин подменяется решением прошлогодних тестов.
О том, что нужно изменить подход к подготовке школьников к государственной итоговой аттестации, говорили на заседании в департаменте 30 ноября.
Специалисты проанализировали результаты ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет и намерены заниматься этим систематически. Улучшить ситуацию можно, только выявив слабые места.
«В русском языке это неумение применять пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом. В литературе – подмена осмысленного чтения поверхностным знакомством, чтением краткого содержания, изучением других вспомогательных материалов. В математике – несформированность базовой логической культуры; неумение анализировать условие задачи, искать пути решения, применять известные алгоритмы в изменённой ситуации, неумение находить и исправлять собственные ошибки», – рассказал Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования.
Много проблем и в преподавании других школьных предметов. Главное, что сейчас тревожит департамент: во многих школах подготовка к экзаменам сводится к решению заданий прошлых лет. Особенно это касается математики. Результаты аттестации по ней пока оставляют желать лучшего.
«Прорешивание вариантов не даст ожидаемого эффекта. После удачного разбора в классе домашний вариант не представляет большого труда. У ученика и учителя складывается ложное впечатление, что подготовка идёт эффективно. Когда же школьник на ЕГЭ получает такой вариант, который не решал, он может просто не справиться с работой. Правильный подход – это систематическое изучение материала, решение большого количества разнообразных задач по каждой теме – от простых к сложным, изучение отдельных методов решения задач», – отметил Рухленко.
Решение тестов – тоже хороший способ подготовиться к экзаменам, но он не должен быть главным. Менять подходы нужно и к преподаванию литературы.
«Сегодня учителя фактически перестроились на подготовку к ЕГЭ и не столько преподают литературу, сколько имитируют этот процесс. В нём нередко отсутствует самое главное: чтение художественного текста и непосредственная читательская рефлексия. Наибольшие трудности у участников ЕГЭ возникают при выполнении заданий, требующих знания содержания художественных произведений. Ещё одна проблема – анализ лирического произведения. Очень много выпускников слабо владеют навыками написания полноформатного сочинения, включая речевое и стилистическое оформление текста. Так что усиление контроля над речью школьников – это один из главных наших приоритетов», – добавил чиновник.
6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение. Его будут оценивать по нескольким критериям. Незачёт хотя бы по одному показателю – это неуд за всю работу. В прошлом учебном году каждому пятому школьнику сочинение не зачли. При этом 221 человек не прошёл по критерию «композиция и логика рассуждения», 276 выпускников срезались на качестве письменной речи, а 1 255 человек получили незачёт из‑за большого количества ошибок. Учителям русского языка рекомендовали обратить особое внимание на эту проблему.
Елена Мельникова