Технология iBeacon уже давно популярна за рубежом. В России она только начинает развиваться. «БелПресса» выяснила, кто и где применяет её в областном центре.
Появление смартфонов, банковских карт и безналичной оплаты привело к развитию технологии beacon. Биконы – маленькие маячки-передатчики, фиксирующие все телефоны, которые находятся в пределах досягаемости. Они лишь часть системы. Вторая часть – это блютуз, без которого система не будет работать, а третья – мобильное приложение. Если подойти к биконам на определённое расстояние с телефоном в руках, то они передадут сигнал – и на смартфон придёт сообщение.
На маячки заносится информация, которая будет высвечиваться у пользователей, попавших в зону их расположения. Их можно применять как угодно: уведомлять покупателей о скидках в магазинах, что избавляет от возни с печатью листовок, рассказывать историю экспоната в музее, проводить квесты, делать бесконтактную регистрацию на событиях. А ещё, как вариант, биконы можно использовать в небе, во время полёта. С 2015 года так делает авиакомпания United Airlines: она рассылает оповещения пассажирам.
В Белгороде их пока применяет только проект «Культурный регион». Сейчас он предлагает музеям создавать с помощью биконов квесты. Выбирают несколько объектов, объединённых одной логикой, и каждому экспонату присваивают загадки. Один экспонат – один маячок. Человек открывает загадку в приложении «Культурного региона», читает её, примерно представляет, где может находиться объект в музее, и идёт его искать. Такой квест проводили для школьников в Пушкинском музее месяц назад.
Квесты с биконами могут вызвать интерес не только у туристов, кто впервые пришёл в музей, но и у тех, кто постоянно ходит на выставки. Благодаря технологии жители и гости Белгорода узнают много дополнительной информации, которая не помещается в витрине.
Биконы – маленькие маячки-передатчики
Фото «Культурного региона»
Они не могут настраивать точный радиус действия. И многое зависит от толщины стен в здании.
«С этой проблемой мы столкнулись, когда проводили акцию «Ночь искусств» в Москве, − рассказала Оксана Кучирка, координатор проекта «Культурный регион». − У Государственного музея Востока большие и толстые стены, поэтому информация через них в другие залы не проходила. А в «Иностранке» (библиотеке иностранной литературы) стены тонкие − бикон ловил на другом этаже».
Ещё на всех телефонах блютуз работает по‑разному. На одних – быстрее, на других – медленнее. И если музей вдруг решит провести игру на скорость, то это будут нечестные условия. Поэтому, пока технология ещё развивается, учреждения культуры делают либо информацию об экспонате, либо квестовую историю.
Как рассказала Оксана Кучирка, их можно использовать на любом из событий Календаря фестивалей Белгородской области. Например, на «Маланье» сделать точки с биконами по всей площадке с информацией о народных обычаях. Или внести на маячки информацию о каждой торговой палатке, ведь продавец не может всем рассказать, откуда его продукция и чем она отличается от других. Поэтому, как вариант, − установить рядом бикон. И все, у кого есть приложение, смогут прочитать информацию.
Интересный формат с биконами могут сделать музеи, чтобы привлечь посетителей. Представьте: проходите мимо краеведческого, и в телефоне всплывает уведомление: «У нас новая экспозиция. Зайдите посмотрите». Маячок может стоять рядом с кассой. Человеку не придётся спрашивать о всех предстоящих выставках: вся информация придёт ему на телефон. И внести на них нужную информацию в скором времени сможет любой сотрудник музея. «Культурный регион» обучает их интернет-маркетингу: ведению соцсетей, работе с каналами, а заодно программированию маячков.
Скриншот из ролика Smart Beacon iBeacon CMS for Museums and Retail
«После создания квеста с биконами, нужно суметь рассказать посетителям, что в музее появилась такая технология. Если этого не сделать, то все усилия бесполезны. Биконы условно будут находиться возле экспонатов, но их никто никогда не найдёт».
Обучающий курс проходят более 400 учреждений культуры региона. Среди них библиотеки, школы искусств, Дома культуры, районные управления, театры, методические центры, музеи и филармония. И для сотрудников это абсолютно бесплатно.
Да. 11 апреля пройдёт интерактивный квест по городу для студентов БелГУ, БелГАУ, БГИИК, БелЮИ БУКЭП, БГТУ. Также в командной игре поучаствуют представители библиотеки для слепых, ЦМИ, научной библиотеки и филармонии.
С помощью подсказок в мобильном приложении участники отыщут места в Белгороде, связанные с именами известных деятелей, про которых вышли книги. А к «Ночи музеев», которая пройдёт с 19 на 20 мая, «Культурный регион» проведёт квест с биконами в краеведческом музее.
Записала Алёна Антонова