В минувшую пятницу в Первоуральске открылась выставка «Новый суровый» уральского художника Екатерины Поединщиковой. Написаны они не только маслом (в том числе сохранившемся с 50-60-х годов), но и акрилом, нитроэмалью, с использованием песка и даже мастики для паркета. Источником вдохновения для создания работ послужили индустриальные пейзажи.
Поэтому церемония открытия была выдержана в том самом индустриальном стиле: играла группа «Железный озон», а гостей угощали ягодным киселем, напоминающим по виду мазут, и конфетами «Кочегар Петя» и «Плотник Вася». Все настраивало на промышленно-заводскую тематику.
Кисель, похожий на мазут. Фото Екатерины Каладжиди
Группа «Железный озон». Фото Екатерины Каладжиди
Взгляд Екатерины Поединщиковой на заводские механизмы, карьерные машины, строительные краны — это не взгляд человека, восхищающегося мощью и величием человека, способного построить все эти металлические махины, как это было в 50-60-е годы, когда и возник в искусстве стиль, названный «суровым». Поэтому у Екатерины и не просто «суровый», а «новый суровый».
Фото Екатерины Каладжиди
Взгляд художника — это взгляд ребенка, который видит ажурное плетение опор ЛЭП, причудливые переплетения лестниц в цехе. Его взгляд не замылен: башенный кран не теряется на фоне окружающего пейзажа, не растворяется в рассеянном взгляде взрослого, занятого решением своих взрослых проблем.
Фото Екатерины Каладжиди
Художник уверена, что БЕЛАЗ ярок и прекрасен, а РТТЛ (тропосферная радиорелейная станция для передачи разных сигналов, не используется сейчас) удивительна. Все работы, представленные на выставке, передают детское восхищение техникой и механизмами. При этом абсолютно безразлично, для чего они предназначены.
Фото Екатерины Каладжиди
— Когда дети рисуют автобусы, машинки или просто стоят из кубиков города, для них яркая краска — проявлению любви к этому миру, — говорит Татьяна Круглова, профессор УрГУ, доктор философский наук, неоднократно писавшая сопроводительные тексты к выставкам Екатерины Поединщиковой, — так и в мире Екатерины нет ничего скучного и тяжеловесного. В этом мире нет людей. Это не важно, кто работает на этих предприятиях, выдает ли он норму. Для художника интересны сами предметы. Эта выставка яркая, сочная, детская.
Фото Екатерины Каладжиди
Работа, положившая начало «Новому суровому» — «БЕЛАЗ». Огромный, желтый, красивый, с невероятных размеров и глянцевости колесами. Здесь нет ни намека на точную передачу внешнего вида машины-гиганта, зато есть эмоции — восхищение размерами и любование формами.
— Эту картину я написала, когда была беременна, — рассказывает историю создания полотна Екатерина Поединщикова, — мне мама, бабушка говорили, что все должно перемениться, и я должна начать рисовать розовые цветочки. А я нарисовала желтый БЕЛАЗ. Потом оказалось, что у меня мальчик.
Екатерина Поединщикова. Фото Екатерины Каладжиди
Любимой работой цикла Екатерина называет картины, где изображена РТТЛ и «Индустриальные мотивы».
Фото Екатерины Каладжиди
— Как правило, я начинаю работать, имея в голове концепцию будущей картины. Хотя, конечно, материалы, с которыми работаешь в этот раз, диктуют некоторые вещи, — делится художник, — но прикольно, когда ты работаешь без эскиза. Это для практики воображения очень полезно. Есть такие задания для детей, когда они макают нитку в краску, шлепают ею по листу, а потом должны увидеть в получившейся кроказябре что-то конкретное. Например, птицу. Они вертят листок, ищут, где надо, клювик подрисовывают или крыло. «Индустриальные мотивы» как раз так и нарисованы. Я долго вертела эти работы. Конечно, такие картины отнимают больше времени и мыслительного труда, но мне нравится так работать.
Фото Екатерины Каладжиди
— На Урале индустриальные пейзажи впитываются в судьбы людей, определяя восприятие окружающего мира. Глаз сам подстраивается под определенный колорит. Поэтому меня эта тема не могла оставить равнодушной — я родилась в Каменск-Уральском, училась в Нижнем Тагиле. В «суровом» стиле меня привлекает пластический язык: большие плоскости, широкие мазки.Екатерина Поединщикова, художник:
Краски и фактуры картин «Нового сурового» напоминают, а иногда и представляют собой, строительные материалы — лак, цемент, песок, известь. Поверхности работ фактурны: кусочки, комочки, трещины, очевидные мазки.
Фото Екатерины Каладжиди
— Есть картины, которые без ущерба для них можно рассматривать в репродукции. Екатерину надо смотреть вживую, — уверена Татьяна Круглова, — не откажите себе в удовольствии, подойдите близко и вы увидите подтеки, разные слои краски, где-то — холст.
— У меня нет задачи изобразить похоже, для этого есть фотография. Меня привлекают формы, — говорит автор работ Екатерина Поединщикова.
Познакомиться с экспрессивной живописью Екатерины Поединщиковой можно на 0 этаже Инновационного культурного центра до 17 декабря.
— Классическая живопись хороша и прекрасна, она поражает умением художников рисовать натуралистично, прорисовывая малейшие детали, подмечая красоту окружающего мира. Однако порою хочется чего-то иного — новых форм, фактур и подходов. Именно этого так не хватало выставочным площадкам Инновационного культурного центра. Красота уральского края, конечно, удивительна, но необходима альтернатива. Выставка Екатерины Поединщиковой стала той самой альтернативой — яркой и самобытной.
Надеюсь, что благодаря ИКЦ Первоуральск будет продолжать знакомиться с современным искусством. И, может, чем черт не шутит, в его стенах пройдут выставки поп-сюрреализма, рэди-мейда и прочих малоизвестных у нас направлений.
Странно, что ни педагоги, ни ученики художественной школы, ни прочие горожане, близкие к изобразительному искусству, не заполнили зал ИКЦ во время открытия выставки, чтобы пообщаться со «всамделишным» художником, посмотреть на его работы. На открытие «Нового сурового» было совсем немного народу — преимущественно работники ИКЦ и журналисты. А жаль, потому как общение с яркими людьми, увлеченными своим делом, вдохновляет и подвигает к творчеству.
Если вы не были на открытии выставки, просто посмотрите работы Екатерины Поединщиковой, заразитесь взглядом художника на окружающую серую и привычную действительность, постарайтесь вернуть себе детский взгляд на привычные вещи.