Фраза о том, что педагог — это призвание, и утверждения о том, что в педагогику идут люди, любящие детей, к счастью, все еще актуальны. То, что родители первоклассников обращаются в газету с просьбой написать про их воспитателя, потому что им хочется сделать ей приятное, говорит о многом. Поэтому «Городские вести» не могли отказать в просьбе и отправились в гости в детский сад №1, где работает Алёна Головченко.
В детском саду тишина — тихий час. Алёна Николаевна сидит за низеньким детским столиком и нанизывает на леску разнокалиберные бусины. Этими нитями педагог украшает группу.
Алёна Николаевна сама украшает группу. Фото Анны Неволиной
В помещении много рукодельных работ: самодельный светофор с меняющимися сигналами, коврики для профилактики плоскостопия, картонный «перекресток», чтобы катать маленькие машинки и изучать правила дорожного движения…
Фото Анны Неволиной
И это неспроста: по образованию Алёна Головченко учитель изо и черчения, поэтому рукодельничает и рисует она очень хорошо.
Свою педагогическую карьеру Алёна Николаевна начала около десяти лет назад в Красноуфимске, где родилась и выросла.
— Хотела устроиться учителем, потому что всегда детей любила. У нас семья большая была — шестеро детей, приходилось и присматривать друг за дружкой, и воспитывать. Но в школу не получилось устроиться, — вспоминает Алёна Головченко, — поэтому я пошла работать младшим воспитателем в детский сад.
Фото Анны Неволиной
Через некоторое время Алёне Николаевне предложили поработать воспитателем.
— Мама у нас на трех работах работала, одна нас поднимала, отец погиб. Одна из работ — в детском садике младшим воспитателем. И мне в детстве казалось, что всю работу именно нянечка в группе выполняет, а воспитатель сидит за столом и ничего не делает, — смеется Алёна Головченко, — когда начала сама работать воспитателем, поняла, что это очень трудоемкая работа: помимо работы с детьми, много документации приходится оформлять, выстраивать отношения с родителями, проявлять себя в составлении образовательных программ. Думала, не справлюсь. Но через некоторое время поняла, что жить без этой работы не могу.
Несколько лет назад семья Головченко перебралась в Первоуральск. Работу воспитателя тогда, шесть лет назад, найти было непросто — садики были укомплектованы кадрами. Место нашлось в садике №1.
Фото Анны Неволиной
— Меня взяли на время декретного отпуска одного из педагогов, — рассказывает Алёна Головченко, — но, видимо, я понравилась, и меня взяли на постоянную работу.
Поработать довелось с детьми всех возрастов. А вот собственный выпуск у Алёны Николаевны пока только один — в этом году ребята пошли в 1 класс.
Фото Анны Неволиной
— Помню первый день, когда этих ребяток на питание поставили. Кто на стол залез — кубиками играл, кто под столом лежал, кто стул схватил и в туалет побежал, потому что до крана взрослого не дотягивается, а детским почему-то пользоваться не хочет, — улыбаясь, делится воспоминаниями педагог, — а потом, в подготовительной группе, смотришь на них, какие они самостоятельные, знающие, и понимаешь, что вот этому ты их научила, это они от тебя знают. Это замечательные ощущения! Страдала сильно, когда они выпустились, ребята мне даже снились.
Путь от объяснения, как правильно надевать сандалики, до выпускного — долог. И Алёна Головченко начала его снова.
Фото Анны Неволиной
— Сейчас у меня — младшая группа. Я набрала ее в июле. Часть ребят пришли с горшками, в памперсах, ложку держать не умели. За три месяца мы проделали большую работу. Во всяком случае, от горшков отказались, — смеется Алёна Николаевна, — я уже привыкла к новым ребяткам, изучила их характеры. Знаю, к кому какой подход нужен. Кого-то, например, категорически нельзя ругать. Приходиться наставлять на путь истинный окольными путями.
Педагогу-дошкольнику приходится заниматься не только воспитанием детей и написанием многочисленных планов, но и творчеством: оформление группы и пособий для детей, участие в утренниках.
Фото Анны Неволиной
— Меня выше, чем Баба Яга, не поднимают, — шутит Алёна Головченко, — в образах персонажей я чувствую себя раскованней. Мне очень нравится играть роли, потому что это — творчество. Без творчества и фантазии в педагогике далеко не уедешь. Приходится и дома что-то для работы делать. Принесешь — сидишь, вырезаешь, клеишь, потом в садик относишь. Потом обратно домой — доделывать.
Домашние полностью включены в жизнь детского сада: знают по именам всех детей, кто что любит делать, во что играть.
Фото Анны Неволиной
Иногда после работы накатывает усталость. Но как избавляться от нее, Алёна Головченко прекрасно знает:
— Я прихожу домой и сразу предупреждаю: я сначала посижу, чайку попью, помолчу, я целый день разговаривала, отвечала на многочисленные вопросы, по несколько раз объясняла одно и то же, устала, — делится секретом душевного равновесия Алёна Николаевна, — а уже потом я готова на все. У меня начинается домашняя жизнь.