15 октября в Москве умер актер Дмитрий Марьянов. По информации СМИ, исполнитель главной роли в советском фильме «Выше радуги» скончался от оторвавшегося тромба.
«Городские вести» поговорили с заведующим отделением кардиологии ГБ №1 Вадимом Кучумовым и узнали, почему один тромб может стать причиной скоропостижной смерти, и как этого избежать.
В медицине нет такого понятия, как оторвавшийся тромб. Это тромбоэмболия легочной артерии — ТЭЛА. Заболевание немодное — например, есть инфарктные и инсультные центры, которые, соответственно, занимаются инфарктами и инсультами. А тромбоэмболия, она ничья — между специальностями.
Чаще всего, когда она происходит, с ней сталкиваются кардиологи, потому что сердце, в первую очередь, принимает на себя этот, как говорят люди, оторвавшийся тромб. На самом деле это фактически болезнь вен, ведь именно в них образуются тромбы.
Встречается проблема часто — не так часто, как инфаркты, но кардиологи с ней сталкиваются регулярно.
Грубо говоря, венозная кровь собирает отработанную кровь по организму, откуда та поступает в два больших коллектора — в верхнюю и нижнюю полые вены. По ним венозная кровь идет на обогащение кислородом в легкие через правые отделы сердца. В силу ряда причин в этих венах могут образовываться тромбы — 90% случаев приходится на нижнюю полую вену.
Тромбоэмболия — верхушка айсберга. Болезнь, которая к этому приводит — тромбоз глубоких вен (ТГВ) нижних конечностей, и надо обращать внимание не на тромбоэмболию, а на тромбоз. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы поставить диагноз «тромбоз», тогда как о ТЭЛА может догадаться только опытный специалист.
Симптомы разнообразны — от одышки до потери сознания, обследования, которое можно сделать и поставить диагноз «с точкой» — нет. Нужно проводить несколько исследований, и потом их в конечную точку сводить.
Что касается ТГВ, здесь все намного проще.
Первое — боль в ноге, второе — увеличение объема одной голени, третье — изменение цвета нижней конечности. Та нога, которая поражена тромбом, приобретает синюшный оттенок. Самый простой способ диагностики — УЗИ вен нижних конечностей. Любой маломальский узист, который в теме, способен увидеть негативные изменения в венах. И тогда еще не поздно вылечить тромбоз, чтобы не допустить ТЭЛА.
Все факторы риска можно условно разделить на три большие группы. Первая — факторы, способствующие застою крови; вторая — проблемы со свертывающей системой крови; третья — факторы, связанные с повреждением сосудов или тканей организма: переломы, операции и другие.
Первая группа — застой:
Вторая группа — свертываемость:
Третья группа — нарушение целостности кожных покровов:
Только из-за того, что человек пролетел долгое время в самолете, с ним вряд ли случится ТЭЛА — для этого необходимо как минимум несколько факторов. Например, человек курит, у него малоподвижный образ жизни ввиду перелома, он летел в самолете четыре часа — идеальный вариант для тромбоэмболии.
Кстати, по статистике, чаще ТЭЛА встречается у женщин.
Когда тромб, что называется, улетел в легочную артерию, и произошла катастрофа, все зависит от степени ТЭЛА. Если тромбоэмболия массивная, тромб просто заткнул артерию, человек умер. Видимо, так и произошло с актером Дмитрием Марьяновым. Если тромбоэмболия мелких ветвей, клиника вилами по воде писана, диагноз поставить сложно. Если ТЭЛА субмассивная (средней степени), опытный врач поставит диагноз, но клиника абсолютно разная — у пациента может быть одышка, боль в грудной клетке, обморок, немотивированное падение давления. Но это всегда — катастрофа. Человек три часа назад чувствовал себя хорошо, а сейчас ему плохо, он дышать не может, теряет сознание, слабость и прочее.
Пациентов с ТЭЛА чаще всего привозят в отделение кардиологии — специалисты «скорой» в таких случаях обычно пишут предварительный диагноз «инфаркт», кардиологи разбираются на месте.
Помогают дополнительные методы диагностики — при подозрении на ТЭЛА специалисты проводят компьютерную томографию, УЗИ сердца. Разжижают кровь, если ТЭЛА большая — проводят терапию по растворению тромбов. Если у человека крупные проблемы с венами, таких пациентов в дальнейшем, после лечения, направляют к сосудистым хирургам.
Точной статистики по летальности от ТЭЛА нет, так как она не является самостоятельным заболеванием — сопутствует тромбозу глубоких вен, онкопатологии, сердечной недостаточности, инсультам.
Сколько первоуральцев умирает от ТЭЛА?
В нашем отделении в год от тромбоэмболии умирает 2-4 человека — как правило, это пациенты, которым мы уже не можем помочь. Их привозят тогда, когда лечение бесполезно, такие больные умирают в реанимации в первые десятки минут. Диагноз мы фактически ставим ретроспективно.
Когда у пациента еще есть время — мы успеваем поставить диагноз и начать лечение, практически все выживают. Повторюсь, умирает лишь 2-4 человека из примерно 20 больных с ТЭЛА, которые поступают в отделение. Лечение тяжелой ТЭЛА в стационарных условиях занимает порядка 20 дней.Вадим Кучумов, кардиолог ГБ №1:
В первую очередь, вы должны определиться с опытным врачом, какие факторы риска есть в вашем случае, и что нужно сделать, чтобы их исключить.
В домашних условиях вы можете сделать следующее: сбросить лишний вес, ходить пешком минимум 30 минут в день, отказаться от курения. Это уменьшит риск тромбоэмболии.
А дальше все индивидуально и под контролем специалистов.