Авантюры — это мое все. Поэтому в этот раз я решила не просто написать о том, сколько картофеля выкопали первоуральские сельхозкооперативы, и хватит ли коровам фуража на зиму, а самой принять участие в уборке урожая.
Директор СХПК «Битимский» Михаил Мальцев на предложение о помощи откликнулся с энтузиазмом. Встретившись с ним возле одного из магазинов в Билимбае (поля СХПК так просто не найдешь), поехали на поля — убирать капусту.
Надев резиновые сапоги и перчатки, вооруженная ножом и в сопровождении фотографа, я отправилась к месту работы. Минут десять пришлось брести по скошенной и уже убранной траве — с непривычки очень трудно.
У кромки поля нас встретила агроном-овощевод Татьяна Зубачева.
— Татьяна Николаевна проведет инструктаж, — говорит Михаил Мальцев, а сам приступает к срезанию капустных кочанов.
Татьяна Николаевна практически отбирает у меня нож и со словом: «Смотри» — идет к рядку.
— Лист отгибаешь, надрезаешь, вилок между рядками оставляешь, — наставляет она, — ну, и нож у тебя. Долго провозишься. Зато острый. Это хорошо.
Моих оправданий, что этот нож — самый большой в доме, она, кажется, даже не слышала.
Итак, отгибаем. Ага, тут вода. Сразу же вымочила рукава куртки. Ладно, высохнут. Надрезаю. Не режется. Прилагаю больше усилий, кочерыжка сжаливается, трещит и надламывается. Вилок, как велели, оставляю между рядками.
Уже кочане на десятом понимаю, что убирать капусту — адский труд. Это не пара десятков кочанов у себя на четырех сотках. Это рядок в 450 метров, конца которого я толком и не вижу — то есть три сотки. Один рядок — три сотки!
Постепенно приноравливаюсь не делать лишних движений: шаг, надрезала кочерыжку, откатила в сторону кочан, шаг, надрезала… Все это в полусогнутом положении. Разгибаться — значит тратить силы и время. На сапоги налипли комья земли, от чего каждый шаг стал даваться тяжелее.
Большую часть лета это поле стояло в воде, туда даже тракторы не могли заехать. Когда-то здесь садились испытательные самолеты, а сейчас зеленеют кочаны.
— Тут у нас засолочные сорта — голландская «Сельма», но я зову ее «Шельмой», и японская «Структа», — рассказывает Татьяна Зубачева о своих зеленых «подопечных».
Погода в этом году, как говорит Татьяна Николаевна, не очень благоволила капусте. В июне было слишком холодно, в июле чересчур сыро, поэтому растения отстали в своем развитии минимум на две недели.
— Кочаны крупные, но они не до конца выполнены — это скажется на хранении, — поясняет агроном-овощевод.
— Куда, этот не срезай! Это жмурик, — кричит Татьяна Зубачева.
Оказывается, что так она называет кочаны весом менее 800 граммов. Такие кочанчики считаются некондиционными. Их оставляют на полях, а потом запахивают в землю в качестве органического удобрения.
Искренне удивляюсь, что Татьяна может определить на глаз вес каждого кочана.
— Конечно, могу. Вот этот килограмма два. Может быть, два триста, — уверенно отвечает она.
Вместе с нами «Битимскому» вызвались помочь сотрудники администрации и руководители муниципальных унитарных предприятий.
— «Битимскому» с уборкой помогаем регулярно, — говорит и.о. главы администрации Первоуральска Валерий Хорев, — убирали и картошку, и морковку. А вот на капусте — впервые. Не то чтобы тяжело, просто необычно.
— Опыт уборки есть, — рассказывает начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Марина Шолохова, — ежегодно убираю капусту, картошку… Причем, не только на своем участке. На эти же поля «Битимского» нас возили с четвертого класса на первичную и вторичную уборку картофеля. Мы в школе №12 все трудолюбивые были. Жалко, что сегодня школьников не привлекают к общественному труду, и многие из них ничего своими руками делать не умеют.
К слову, большая часть приехавших на поле местных чиновников умеет не только составлять и подписывать бумаги, но и работать руками. Валерий Хорев, Марина Шолохова, Игорь Малков очень шустро справлялись с подрубанием капусты.
Но бесспорным лидером в уборке капусты стал Артур Гузаиров, замглавы по ЖКХ: придя на поле с некоторым опозданием, он быстро догнал и перегнал своих коллег.
В отличном темпе работал и директор СХПК «Битимский» Михаил Мальцев, но его хвалить не будем: сельское хозяйство — это его работа. Однако то, что директор предприятия умеет не только руководить, но и прекрасно выполнять работу своих сотрудников — замечательно.
Я сама убрала только половину рядка — надо было уезжать на встречу. Но теперь, глядя на капустные кочаны на прилавках магазинов, я долго будут думать: а не я ли их срезала.
Рассаду капусты сеют в СХПК «Битимский» в апреле. Через сорок дней, в мае, ее высаживают на поля при помощи сажалки, на которой работает шесть человек. Уход традиционный — подкормки, полив, обработка от вредителей и сорняков, при необходимости — прополка. Убирают полумеханизированным способом. Срезают вручную, кладут на транспортер, который грузит кочаны. — Для этого требуется человек десять, — говорит агроном-овощевод Татьяна Зубачева, — раньше все было намного сложнее: наруби, контейнеры расставь, в контейнеры сложи, нагрузи в телеги — куча народу требовалась. Есть комбайны для уборки капусты, но они очень дорогие.