Поскольку в 2016 году каждый пятый белгородский выпускник написал эту работу на двойку, «БелПресса» напоминает, что это такое.
Это допуск выпускников к государственной итоговой аттестации – проще говоря, к ЕГЭ по русскому. При этом школьники с ограниченными возможностями здоровья могут вместо итогового сочинения выбрать изложение.
Письменный допуск ввели с 2014 года.
Ученикам заранее объявляют направления, по которым предстоит рассуждать в сочинении. В этом году они сформулированы так: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». В рамках этих направлений Рособрнадзор разработает конкретные темы сочинений для каждого часового пояса. Одиннадцатиклассникам их сообщат за 15 минут до начала работы.
В этом учебном году итоговое сочинение пройдёт 6 декабря. В резервные дни – 7 февраля и 16 мая – написать его смогут те, кто не сделал этого ранее по уважительной причине, а также те, кто получил незачёт с первого раза.
Кроме того, 16 мая сочинение смогут написать выпускники прошлых лет и абитуриенты, если его результаты нужно представить при поступлении в вуз.
Как и ЕГЭ, сочинение второй год подряд будут писать не в своих школах, а в пунктах проведения экзамена. Их всего 42. Такая модель позволяет значительно улучшить управление процессом и контроль.
В прошлом году работы проверяла региональная предметная комиссия, в которую вошли лучшие учителя-словесники, владеющие необходимыми компетенциями. Так будет и в этом году.
Условия максимально соответствуют экзаменационным: металлоискатели, видеокамеры, общественное наблюдение. За нарушение правил школьника могут удалить из аудитории.
В прошлом году за наличие шпаргалок, мобильных телефонов, недопустимые разговоры пришлось удалить шесть нарушителей. В их отношении возбуждены дела об административном правонарушении. После анализа видеозаписей ещё против четырёх выпускников были составлены протоколы. Шесть из этих десяти нарушителей заплатили штраф – по 3 000 рублей.
Процедура контроля такая же, как и на ЕГЭ.
Фото Ольги Алфёровой
Требований два. Первое – это объём сочинения, второе – самостоятельность его написания. Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимума здесь не установлено.
Незачёт можно получить в двух случаях: если в сочинении меньше 250 слов и если оно признано несамостоятельной работой ученика. Нельзя списывать или воспроизводить по памяти чужой текст. Сочинение с незачётом хотя бы по одному из этих требований не проверяется. В прошлом году «незачёт» получили 1 205 человек – то есть каждый пятый выпускник.
Сочинение оценивают по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.
Первый и второй критерии – основные. Участник экзамена должен уметь рассуждать на предложенную тему, использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, другие литературные источники для аргументации своей позиции. Работу не зачтут, если не будет опоры на литературу, если будет существенно искажено содержание произведения, а также если произведения будут лишь упомянуты в работе.
Если на 100 слов в сочинении приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных, то такая работа считается неграмотной. Чтобы успешно пройти допуск, необходимо получить зачёт за соответствие теме и аргументацию, а также дополнительный «зачёт» по одному из трёх остальных критериев.
По указанию Рособрнадзора департамент образования области проанализировал успеваемость каждого выпускника по русскому языку и литературе за 10-й и 11-й классы. В том числе – за все творческие работы, если ученик получил за итоговое сочинение «зачёт» по всем критериям. Результаты итогового сочинения соотнесли с результатами экзаменов в девятом классе, муниципального пробного сочинения, сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку. Расхождений по указанным показателям практически не выявлено, что свидетельствует об объективности отметок.
В этом году ожидают хорошие результаты за сочинение – ведь тематические направления известны заранее. Ученик и учитель смогут сосредоточиться на одном из них, а в рамках конкретного направления – на нескольких художественных произведениях.
Готовиться к сочинению нужно с начала учебного года. Департамент рекомендует проводить пробные итоговые сочинения в сентябре-октябре, чтобы осталось время для работы над ошибками. В некоторых районах пробные варианты начинают писать ещё в 10-м классе, и это очень хороший опыт.
В «Копилке лучшего опыта» на официальном сайте управления по контролю и надзору в сфере образования размещены материалы из опыта районов по подготовке к итоговому сочинению.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала начальника управления контролю и надзору в сфере образования в департаменте образования Белгородской области Николая Рухленко.
Записала Елена Мельникова