Модернизация ЖКХ с треском провалилась.
Хотели как лучше, а получился грандиозный скандал. По-другому о реализации Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы сегодня не говорят даже те, кто все это затеял.
Инициатором реформы выступила Национальная лига потребителей Казахстана. Обратившись к премьер-министру, общественники попросили рассмотреть возможность выдать населению беспроцентные кредиты на решение острых жилищных проблем.
Исходили из того, что еще в советские годы существовал норматив, согласно которому после 30 лет эксплуатации все государственное жилье подлежало капитальному ремонту. Для этого выделялись средства из бюджета. От дома оставались одни стены, а внутренности (коммуникации. электропроводка и т.п.) обновлялись.
В период приватизации казахстанцы получили в собственность дома без ремонта. И сегодня, прослужив уже более 30 лет, значительная часть из них дышит на ладан. Поэтому защитники наших прав и обратились в правительство, мол, дайте денег, помогите людям. Зачастую в ветхих домах живут малоимущие граждане, пенсионеры. У них нет средств на капитальный ремонт.
Подразумевалось, что в первую очередь государство даст в долг на из ряда вон выходящие случаи, когда проживание в доме грозит безопасности его обитателей. А малоимущие граждане смогут рассчитаться с кредитом за счет получения жилищного пособия.
Программу модернизации ЖКХ правительство утвердило 30 апреля 2011 г. Не прошло и года, а казахстанцы стали вопить, что такой ремонт им не нужен. Более того, из-за горе-строителей граждане вообще могут лишиться не только коммунальных благ, но и крыши над головой.
Кто должен платить за брак.
В одном из общежитий Семея, например, после ремонта по госпрограмме подвал утопает в воде и протекает потолок, вместо обещанных российских раковин кое-как установлены китайские умывальники, проржавела и течет сантехника. За такое «добро», на которое израсходовали 30 млн тенге, теперь в течение семи лет придется рассчитываться жильцам. А тех, кто отказывается платить, уже вызывают в суд и грозят санкциями.
Брак в работе подрядчиков люди увидели сразу и даже сообщили об этом чиновникам. Однако, несмотря ни на что, дом после модернизации благополучно приняли.
В отделе ЖКХ людей успокаивают.
- В договорах предусмотрена ответственность. Бывает такое, скрытые дефекты, которые могут потом обнаружиться. Ответственность за это несет подрядчик, в гарантийные сроки он обязан все устранить, — говорит сотрудница отдела ЖКХ г. Семея Светлана Заурбекова.
Но с жителей требуют оплатить дорогостоящий и некачественный ремонт уже сейчас.
- Пожаловались в отдел ЖКХ, сказали, не будем платить за такой ремонт, а нам пригрозили, что отключат освещение, воду и вообще всех выселят, — рассказывает Жанат Оспанова, жительница общежития.
А на днях тем, кто до сих пор не подписал договор, стали приходить повестки в суд.
Хотели переделку - не жалуйтесь.
Вообще, истории казахстанцев, ставших участниками программы модернизации ЖКХ, похожи одна на другую. В Костанае, например, крышу дома по улице Герцена, 24/2 подрядчики взялись ремонтировать в ноябре.
- Обещали капитальный ремонт подъездов, крыши, облицовку здания, — говорит житель дома Андрей Ядыкин. — А начали покрытие с кровли снимать и пристраивать нам шестой этаж. Ходят строители, можно сказать, у нас по головам. Сутками работают перфораторы, шумно. С крыши падают камни, в подъезде негде ступить — все завалено строительным мусором.
В квартирах из-за такого ремонта теперь сыро и холодно, с потолков капает, приготовить еду нельзя, потому что электроплиту включать опасно — замыкает проводка.
В подъезде так вообще небо видно. Строители торопятся доделать мансарды к марту, пока не начались дожди.
- Но нам необходим ремонт, а не надстройка. Нужно менять стояки, устранять проблемы с канализацией, — говорят жильцы, уверяющие, что когда давали согласие на участие в программе, о пристройке к дому их никто не предупреждал.
В акимате считают, народ зря поднял шум. Мансардный этаж — отличный способ сэкономить деньги. Ведь замена кровли — самый дорогостоящий пункт из всего капремонта. Чиновники уверены, надстройка «убьет» трех зайцев сразу: миллионы тенге, выделенные подрядчикам на строительство, будут возвращены в бюджет за счет продажи новых квартир, жильцам не придется оплачивать ремонт кровли, несколько семей смогут получить новое жилье, а те, кто жил на пятом этаже, теперь уж не пожалуются на худую крышу и смогут дороже продать свои квартиры.
- Ремонт организовал кондоминиум, то есть сами жильцы. На что они теперь жалуются? — недоумевают чиновники.
На то оно и большинство.
А жители павлодарского микрорайона «Усольский» сначала с энтузиазмом отнеслись к идее отремонтировать дом в долг, но когда узнали все условия, от предложения отказались. Их многоэтажка по улице Ткачова,13 по градостроительным меркам не такая уж старая, была сдана в 1992 году. Беспокоила только прохудившаяся крыша.
- На собрании люди из акимата объяснили, что на реконструкцию крыши нашего двухподъездного дома они планируют потратить миллион семьсот тысяч тенге. Мы, когда услышали эту сумму, просто опешили. По нашим подсчетам, на перекрытие самым дорогостоящим кровельным материалом ушло бы не более 500 тысяч тенге, — говорит житель дома Александр. — Сказали, деньги за ремонт мы будем возвращать в течение семи лет. А гарантию на работу фирма, которую нашел все тот же акимат, дает всего на пять лет. Получается, у нас уже крыша износится, а мы все еще должны останемся.
Собрание на такую авантюру не согласилось. Но через какое-то время представители КСК начали ходить по квартирам и объявлять, что две трети жильцов желают ремонта, а с остальными разговор будет короткий.
- Меня заставили взять кредит, — возмущен Александр. — В итоге ремонт сделали. А когда жильцы пошли принимать работу, увидели, что недоделок слишком много.
Как объяснили в КСК «Форнакс», акт выполненных работ все-таки был подписан позднее. Теперь акимат будет считать, кто сколько должен, и заключать договоры с жителями дома.
Не хотите — не надо.
В совет общественности при акиме ВКО поступило почти 40 писем от жителей региона, недовольных качеством ремонта по программе термомодернизации жилищно-коммунального хозяйства, введением системы обязательных накоплений на будущий капитальный ремонт домов.
- Помимо этого, председатели пяти КСК обратились с жалобой. Они не хотят открывать банковские счета, для того чтобы жильцы их домов вносили ежемесячные взносы. Сейчас это около 32 тенге за квадратный метр жилплощади, — рассказал «Взгляду» руководитель экспертно-рабочей группы совета общественности Эдуард Датчиков. — По их словам, они не хотят «кормить» банки. Потому что эти деньги банкиры будут «прокручивать», а КСК придется вести дополнительную финансовую отчетность.
Не торопятся делать перечисления и рядовые граждане.
- Вопрос возврата денег за уже сделанный капитальный ремонт остается открытым. По моей информации, еще ни один человек в ВКО не вернул ни одного тенге, — подчеркнул Датчиков.
Без активных жильцов - никуда.
Между тем, депутат мажилиса, председатель Лиги потребителей Светлана Романовская знает, как нужно усовершенствовать систему ЖКХ, чтобы реформа заработала без скрипа и все остались довольны. Свои предложения она уже отправила премьер-министру страны для ознакомления.
15 февраля на заседании Кабмина Светлана Романовская очень эмоционально высказалась о том, как на самом деле реализуется госпрограмма. В прошлом году в лигу поступило почти 20 000 жалоб на коммунальщиков. Шквал звонков обрушился после того, как в стране начали капитальный ремонт многоэтажек.
- Дома красят, ремонтируют крышу дешевой металлочерепицей и при этом завышают цены в пять (!) раз. Не допускают общественный контроль, - только начала перечислять минусы модернизации депутат, как ее прервал Карим Масимов и попросил передать ему все названные факты.
О предложениях, как все наладить, Романовская сообщила «Взгляду.
- Национальная лига потребителей практически выпросила деньги на ремонты. А сейчас получается, что госкомпании, которые их получили, втихую проводят тендеры, завышают цены на услуги и делают то, что хотят, с жильцами не советуются и в итоге не устраняют проблемы, а лишь добавляют. Например, в доме течет крыша, а они начинают белить фасад. А платить-то за все народу! В Алматы по улице Тимирязева есть конкретный дом, где жильцы договорились починить крышу оцинковкой отличного качества за 1 млн 700 тыс. тенге. На 20—30 лет такого покрытия хватит. А организация, делавшая им ремонт в кредит, за пять млн тенге положила на крышу китайскую металлочерепицу, которая через три года выйдет из строя, - говорит она.
Тем, кому такой ремонт уже сделали, по словам Романовской, остается обратиться в суд. Давить на то, что не было согласования с жильцами, и расторгнуть договор. Пусть антимонопольный комитет проверяет цены строительной организации. Если государство эту компанию выбрало, а не люди, значит, им навязали услугу. По закону о защите прав потребителей никто не имеет права навязывать то, в чем мы не нуждаемся.
А на будущее предлагаем вывести КСК из разряда сервисных организаций. Сделать так, чтобы компании, которые будут оказывать услуги населению, выбирались на тендерной основе. Пока таких фирм в стране нет, их можно создать за счет госсредств. Таким образом, государство определит перечень, объем работ и их стоимость. А потом эти компании можно продать бизнесу.
Пока же получается абсурд. Допустим, в доме потоп, потому что сантехник неправильно починил кран. Владельцы квартир подают в суд на КСК. А кооператив собственников - это и есть жильцы. То есть они требуют сами у себя возместить себе же ущерб. Собрания жильцов не проводятся, бюджет КСК не утверждается, председатель делает, что хочет. Естественно, народ негодует.
Отсюда вытекает второе предложение - сделать прозрачным принцип расходования средств КСК. Привлекать независимых бухгалтеров. То есть не содержать финансиста постоянно - это дорого и невыгодно, а нанимать его, как это сейчас делают многие субъекты малого бизнеса, только для отчетов. При этом всю информацию о КСК нужно выкладывать на сайте. Это не коммерческая организация, поэтому тайны быть не может. И мы как жители имеем право знать, куда расходуются деньги, какие услуги нам доступны, сколько платят бухгалтеру, председателю КСК и т.д.
- При активном участии жителей в этом процессе они могут голосовать за те проблемы, которые, по их мнению, нужно решить в первую очередь, - поясняет депутат мажилиса, - и планировать свои расходы.
И тогда в случае с капитальными ремонтами без согласования со старшими по подъезду ни одной копейки из государственного бюджета не выделят. Договорятся, что именно необходимо ремонтировать в доме, и будут радеть за качество. Потому что если я в этом доме старшая, мне люди доверили, потом же заплюют, если я подписалась под тем, что некачественно.
Источник: Деловая газета «Взгляд» №8 (236) от 29 февраля 2012 года.
Автор: Анастасия ПУЧКОВА.