Основные понятия

Основные понятияОсновные понятия.

АКРОПОЛЬ — укрепленная часть города в Древней Греции; располагалась, как правило, на возвышении, над нижним городом.

АНТАБЛЕМЕНТ — верхняя несомая часть ордера, делится по вертикали на нижнюю часть — архитрав, лежащей на капителях колонн или на стене, среднюю — фриз и верхнюю — выступающий вперед карниз.

АНФИЛАДА — ряд помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу в интерьере дворца, особняка, общественного здания.

АПСИДА (абсида) — полукруглый, прямоугольный или граненый выступ в плане здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом; аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, часто перекрытая конхой; в христианских храмах — алтарный выступ, ориентированный на восток.

АРКА — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны, образует аркаду.

АРКБУТАН — открытая полуарка, передающая распор свода на контрфорс.

АРХИТЕКТУРА — одно из основных пространственных искусств; художественно организованное пространство для жизнедеятельности человека, совокупность составляющих его объектов, совокупность творческих Процессов, направленных на создание такого процесса.

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ - небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию; павильоны, ротонды, беседки, гроты и др.

БАЗА — нижняя часть колонны, располагается под фуетом и на верхней поверхности стереобата.

БАЗ ИЛИ КА — прямоугольное в плане здание, разделенное Продольными рядами опор на несколько проходов.

БАРАБАН — венчающая часть здания, несущая купол в форме цилиндра или многогранника.

БАШНЯ — сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров. Первоначально строились как сторожевые вышки, укрепленные жилища; в средние века были основными сооружениями в замках (дон жон, на Востоке — кёшк), обязательной частью укреплений по периметру стен; высотные акцепты в культовом зодчестве (зиккураты III—I тыс. до н. э. колокольни, минареты, пагоды); с эпохи Возрождения воздвигаются над зданиями городских ратуш; с ХIХ в. строятся многочисленные водонапорные башни, с XX в. — радио- и телебашни.

ВЕНЕЦ — бревна и брусья, составляющие горизонтальный ряд сруба, число венцов определяет его высоту.

ВИЛЛА — загородный усадебный дом с садом или парком.

ВОСЬМЕРИК — в русской средневековой и народной архитектуре восьмиугольный в плане ярус здания.

ГАЛЕРЕЯ — длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в продольной стене; верхний ярус зрительного зала; помещение для выставок, а также название многих художественных музеев.

ГЛАВА — наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, конуса, луковицы, зонтика и т. д.

ГОСТИНЫЙ ДВОР - в русской архитектуре XVI-X1X вв. торговое сооружение в один-два этажа, слагающееся из одинаковых по размеру и конфигурации помещений, предназначенных для купеческих лавок и складов.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО — теория и практика планирования и застройки городов.

ГРОБНИЦА — архитектурное сооружение, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память; их разновидности — египетские пирамиды, античные и позднейшие мавзолеи.

ГУЛЬБИЩЕ — в средневековой русской архитектуре галерея, наружная терраса, окружающая храм или палату.

ДВОРЕЦ — монументальное парадное здание, предназначенное для торжественных ритуалов, жилите властителей и знати, быт которых соединен с общественным ритуалом; с XX в. название важнейших общественных зданий (дворцы спорта и др.

ДЕКОР — система украшающих сооружение орнаментальных или изобразительных элементов.

ДИЗАЙН — метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

ДОХОДНЫЙ ДОМ — предназначенный для жилья многоквартирный дом, построенный с целью сдачи квартир внаем.

ЗАМОК — укрепленное жилище феодала.

ИЗБА — русский срубной жилой дом, в первоначальном значении — отапливаемое помещение. Как правило, крестьянский дом состоял из избы, сеней, неотапливаемой клети, иногда имел нижний этаж — подклет. Изба с печью без трубы называлась черной, или курной. Окна были волоковыми (прорубленными в бревнах), позже косящатыми (с боковыми бревнами). Кровля прижималась сверху охлупнем (бревном с продольным желобом), концы которого коньки вырезались в виде коня или птицы. Причелины (доски на фасаде) и наличники окон украшались резьбой. Стены, потолок, печи, двери нередко расписывались.

ИНТЕРЬЕР — внутреннее убранство помещения.

КАПИТЕЛЬ — верхняя часть колонны, пилястры, столба.

КАТАКОМБА — система подземных помещений искусственного или естественного происхождения, служившая для религиозных обрядов, захоронений и убежищ.

КЛАДКА — искусство возведения стен, сводов, арок и других частей сооружений из естественного или искусственного камня.

КОЛОННА — 1) вертикальная опора любого вида; 2) круглая в поперечном сечении вертикальная опора, делящаяся на базу, фует и капитель. Одна из основных частей ордера.

КОЛОННАДА — ряд или ряды колонн, несущих на себе антаблемент или арки; снаружи здания они образуют портики и галереи.

КОНТРФОРС — вертикальный выступ стены, усиливающий ее устойчивость, противодействующий распору сводов.

КРЕМЛЬ (до XIV в. — детинец, город, град) — ядро, центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных дворцовых и церковных сооружений; определял планировку и силуэт города.

КРЕПОСТЬ — система укреплений (ров, земляной вал, стены с башнями и т. д.) для круговой обороны населенного пункта или стратегически важной местности. Для русского зодчества характерны кремль, острог. Мощная крепость — цитадель.

КУПОЛ — пространственное покрытие здания в форме сегмента шара, параболоида и т. п.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА - искусство гармонически сочетать естественный ландшафт с освоенными территориями, населенными пунктами, архитектурными сооружениями и комплексами.

ЛЕПНИНА — рельефные украшения на фасадах и в интерьерах зданий, отлитые в специальных формах из гипса или бетона.

ЛОДЖИЯ — помещение, открытое с одной, двух или трех сторон, где стену заменяет колоннада, аркада или парапет; может быть отдельным сооружением или частью здания.

ЛОПАТКА (лизена) — узкая, плоская, слабо выступающая из стены вертикальная полоса, делящая стену по всей ее высоте.

МАНСАРДА — чердачное помещение под двускатной с изломом крышей, дающее дополнительную жилую площадь.

МИКРОРАЙОН — первичная единица современной жилой застройки города: комплекс жилых домов и учреждений социального и культурно-бытового обслуживания жителей.

МОДУЛЬ — исходная мера, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей, придает архитектурным сооружениям гармоническую соизмеримость.

НЕБОСКРЁБ — высотное здание, их строительство началось с 1880-х гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта.

НЕФ — часть интерьера, базилики, отделенная от других рядами колонн или столбов.

НИША — углубление в стене зданий и сооружений для установки статуй и ваз, размещения встроенных шкафов, пластической обработки стены.

ОБМЕРЫ — измерения всех элементов архитектурного сооружения или комплекса с последующей фиксацией размеров на чертеже, служат для изучения архитектурных памятников и для анализа закономерностей архитектурной формы и композиции.

ОРДЕР — важная тектоническая система, применявшаяся в классической архитектуре, художественно-архитектурный образ стоечно-балочной конструкции, делящейся по вертикали на опору, несущую и несомую части. Известны две системы ордеров — греческая и римская.

ПАЛАТА — в средневековой русской архитектуре зал, бесстолпный или с одним столпом, поддерживающим своды; помещение для специальной цели (оружейная, столовая и др.). Палаты — богатое жилое каменное здание с большим количеством помещений, иногда в два и более этажей.

ПАЛАЦЦО — дворец-особняк с внутренним двориком, окруженным поэтажными аркадами; как тип постройки сформировался в XV в. во Флоренции.

ПАНДУС — прямоугольная или криволинейная в плане наклонная плоскость без ступеней, заменяющая лестницу, служит также для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания.

ПЛАН — графическое изображение горизонтальной проекции здания либо его части, комплекса зданий, населенного пункта или его района.

ПЛОЩАДЬ — открытое городское пространство, архитектурно организованное зданиями и другими сооружениями, зелеными насаждениями.

ПОРТАЛ — архитектурно оформленный вход в здание.

ПОРТИК — крытый проход, образованный колоннами и расположенной Параллельно им стеной.

ПРОПИЛЕИ — в Древней Греции парадные ворота, оформлявшие въезд на территорию акрополя, агоры, гимнасия и др.; влияние построек этого типа сказалось на форме триумфальных ворот (арок.

ПРОФИЛИ — элементы формы в классической архитектуре, рассмотренные с точки зрения контура, который они имеют при виде сбоку в вертикальном разрезе.

РАЗРЕЗ — графическое изображение вертикальной проекции (продольной или поперечной) здания, условно расчлененного плоскостью.

РАСКРЕПОВКА — небольшой прямоугольный в плане выступ участка фасада, антаблемента, карниза, подножия колонн или пилястр, служащий для членения стены и пластического обогащения фасада.

РИЗАЛИТ — часть здания, выступающая за линию фасада и идущая во всю его высоту.

СВОД — образующее вогнутую криволинейную поверхность перекрытие помещений, опорные точки которого находятся ниже всех остальных точек его поверхности; наиболее характерны для классической архитектуры цилиндрический свод и купол.

СТЕРЕОБАТ — опорная часть храмовой постройки; возвышение, со всех сторон окруженное ступенями лестницы; характерен для зодчества Древней Греции (в Древнем Риме — подий.

СТИЛОБАТ — верхняя поверхность стереобата, принимающая на себя тяжесть помещения (целлы) и колоннады храма.

ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ — системы архитектурных форм, способов художественного осмысления строительной конструкции, зримого выявления ее работы. В классической архитектуре самая важная из них — ордер, существует также аркада. Раму представляет рамочная система, каменную кладку — руст.

ФАСАД — внешняя сторона здания; различают главный, боковые и задний, уличные, дворовые, садовые фасады.

ФРОНТОН — торец двускатной крыши или свода, а также его имитация, в отличие от щипка отделен от расположенной под ним стены горизонтальной полосой карниза. Обрамленное карнизами поле фронтона называется тимпан.

ФУСТ — часть колонны, вертикально расположенный стержень, увенчанный капителью и опирающийся на базу.

ХОРОМЫ — в средневековой русской архитектуре комплекс жилых деревянных строений, связанных между собой сенями и переходами.

ХРАМ — архитектурное сооружение, используемое для богослужений. Их строительству предшествовали алтари (на открытом воздухе) для жертвоприношений. Древнейшие культовые постройки — мегалиты, дольмены, кромлехи, египетские храмовые комплексы, шумерские зиккураты, чайтья — индийские храмы-молельни, шиши при гробницах — китайские каменные залы. Позже появились античные храмы, иудоистские синагоги, христианские базилики, соборы, церкви и часовни, мусульманские мечети.

ЦОКОЛЬ — нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте.

ЧЕТВЕРИК — в русской средневековой и народной архитектуре квадратный в плане ярус здания.

ШПИЛЬ — вертикальная остроконечная верхушка здания в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.

ЭРКЕР — полукруглый, треугольный, многогранный в плане выступ в наружной стене здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами; охватывает один или несколько этажей, обычно не опускаясь до земли.

ЯРУС — уровень, этаж, горизонтальный ряд. Ярусный характер архитектурной композиции характерен для эллинистических и древнеримских сооружений, для русского зодчества рубежа XVII-XVIII вв.

Следующая новость
Предыдущая новость

В России существенно вырастет пошлина за выдачу загранпаспортов и водительских прав Дмитрий Мусэрский и Константин Бакун сыграли за сборную России Белгородский морж впервые стал чемпионом мира по зимнему плаванию Белгородские таможенники задержали партию одежды и грецких орехов 1917: мы не остыли. Колонка о революции

Лента публикаций