Архитектура Древней Руси - коротко о главном

Архитектура Древней Руси - коротко о главномАрхитектура Древней Руси коротко о главном.

Период истории с IX до XVII вв. считается русским Средневековьем. Живописные формы и архитектура древних славян складывались в то время, когда христианство утвердилось главной религией на Руси. Попав под влияние Константинополя, русское зодчество и архитектура древней Руси вобрали в себя частицу богатой культуры одной из самых цивилизованных на то время.

На Руси впервые появляются большие строения и храмы в Х веке. Несмотря на заимствование византийских техник, древнерусские зодчие постоянно их интерпретировали сообразно умениям и мироощущению: кладка стен производилась по другому принципу, для постройки сводов и куполов широко применялись новые приемы, постройки дополняются колоннами и сводами. Это повлияло на выделение и складывание новой системы постройки храмов. К XIV веку древнерусское зодчество уже имеет свои характерные черты. В культуру Древней Руси впитывались вековые традиции, как восточных славян, так и угро-финнов. На рубеже 1-тысячелетия сложившееся государство Киевская Русь сразу стало центром объединения племен и народов, проживающих на огромной территории.

Церковь, храм – это те места, где Господь присутствует благодатным образом. И в строительстве храмов заложена многовековая символика: для верующих пребывать в церкви значит ощущать невидимое и божественное, что возможно ощутить только в Царстве Небесном.

Испокон веков храмы строили из дерева. Ведь оно являлось для русских мастеров основным материалом при строительстве, а топор являлся основным их орудием. Только с конца X века для строительства начинают применять глиняные кирпичи. Поэтому именно дерево при закладке основ древнерусского зодчества сыграло важную роль.

Попав в ареал Византийской художественной системы, деревянная архитектура древней Руси сменилась более долговечной каменной. Деревянные элементы (башни, клети, сени, терема, многоглавие) перенеслись также на каменное строительство.

Характерные черты.

Отвечая на вопрос, какие черты характерны для древнерусской архитектуры, необходимо сказать, что храмы строятся просторные, масштабные. Имеют пластичные четкие формы. А постройка идеально вписывается в окружающий ландшафт. Повсеместно используется крестово-купольная система возведения церквей. Лишь в XVI столетии здания возводят с использованием другой схемы – так называемые, шатровые храмы-башни. Декором церкви становится мозаика, фрески. Часто встречается резьба по дереву.

Уникальная архитектура древнерусского государства вписала в храмовое строительство того времени блестящие страницы. В древних храмах ощущается необыкновенное вселенское спокойствие, масштабы которого превосходят понимание человека. Строители, работающие при воздвижении храмов с мастерами из Константинополя, не только перенимали их приемы. Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение. А традиции строительства из деревянных конструкций позволяли подстраивать символику храма под мировосприятие древних славян.

Наличие галерей в храме, пирамидальная постройка, угловые башни – это наследие строительства церквей из дерева. В XI веке в городах строятся многокупольные толстостенные сооружения с крошечными окошками, богатым убранством и интерьером. Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи», идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя. В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. Так возник придворно-княжеский стиль. Для него характерны небольшие размеры сооружений, поскольку они рассчитаны на семью князя и его челядь.

Первое каменное сооружение.

Знаменитая церковь, на закладку которой князь выделил десятину от своих доходов, Десятинная, представляет собой первое каменное сооружение на Руси. Церковь в Киеве стала и центром храмового строительства, и символом проводимой церковной политики князя. Церковь возведена строителями из Константинополя. Их работы отличаются такими характерными особенностями, как утопленные ряды, мозаичные полы, греческие клейма на кирпичах.

Можно долго «перечислять важнейшие архитектурные сооружения древней Руси », но не ясно, о каких строениях необходимо вести речь, ведь, например, Успенский собор Киево-Печерской Лавры является на сегодня новоделом, который, несмотря на научную реконструкцию, многого не сохранил из своего древнего деревянного облика. Это относится и к церкви Богоматери Пирогощей.

Потому среди важнейших сооружений, таких как Софийский собор, Золотые ворота, Успенский собор, Спасо-Преображенский собор, Пятницкая церковь, Собор Рождества Иоанна Предтечи, Собор Бориса и Глеба и многих других отсутствуют полностью исчезнувшие деревянные строения. А ведь при Иване Калите в Москве случилось 4 пожара, в 1337 году огнем было полностью уничтожено 18 церквей, в 1343 году – 28.Список, где указаны важнейшие архитектурные сооружения древней Руси, состоит из тех церквей, которые строились еще до вторжения монголо-татарской орды. Строения уцелели вплоть до XIX века. Часть храмов перестраивалась.

Школы храмового зодчества.

С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга. Отнесение храма к определенной архитектурной школе является чаще условным, поскольку предшествующий стиль не исчезает полностью и не устаревает, а обогащает храмовое строительство, внося в него неповторимость и уникальность. В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля. Церкви, которые сооружались в новообразованных политических центрах, объединяет техника каменной кладки и методы ведения строительства.

Школы складывались на землях, названия которых они и унаследовали.

Киевская школа выступала хранителем древних традиций храмового зодчества Киевской Руси, потому ее последователи в основном совершенствовали унаследованные пластичные решения.

Владимиро-Суздальская школа не просто копировала византийские и южнорусские способы и техники при строительстве церквей, но и вносила в них западноевропейские элементы и идеи. Применялась плоская деревянная резьба. Храмам присущ скромный декор, узкие оконца, применение скифского «звериного стиля» для украшения. Белокаменными храмы были из-за использования известняка.

Новгородская школа отличается от остальных тяжеловесностью и простотой линий. Отличительной чертой храмов этой школы есть декор, который характеризуется пятиглавием, кубовидностью, большим количеством арок и треугольников.

Псковская школа, строения которой при сильном сходстве со строениями Новгорода, несут в себе и самобытные техники.

Московская школа. Белокаменные храмы, возведенные зодчими из Москвы, характеризуются изяществом форм и красотой отделки.

Черниговская школа: для сооружений характерна торжественность и статичность.

Галицко-Волынская. Зодчие школы умело сочетали объемно-планировочные формы Древней Руси с западноевропейскими конструкциями.

Полоцкая школа: появились плоские боковые апсиды.

Рязанская школа: храмы имеют оригинальную планировку, при которой у церкви отсутствуют столпы, а сами храмы отличаются максимальной центричностью.

Каждая школа использовала свою технику, при этом ее мастера постоянно искали неизвестные ранее пластические решения.

Живопись и искусство.

Живописное ремесло отражало неповторимую самобытность и мастерство славян, а архитектура и живопись древней Руси, обогатившись приемами из Византии, постепенно теряла ту сказочную простоту и свежесть, которые присущи древнеславянскому искусству. В ювелирных изделиях, таких как кольца, ожерелья, браслеты, серьги, которые покрывались тонким узором черни, было заложено новое великое монументальное искусство Византии.

Древние зодчие в поиске новых форм, создавали пластичные решения, которые воссоздавали в сооружениях идею устремленности всего строения вверх, к небесному своду. Католическая готика отражает такую же идею отражения духовности, потому храмовое строительство на Руси не существовало обособленно от европейской христианской культуры, а было одной из ее составляющих. Но сходство с традициями архитектуры Запада не явилось основополагающим при закладке церквей. Архитектура середины XII-начала XIII века воссоздает непревзойденный и яркий стиль, который называется древнерусским.

К одному из видов искусства так же можно отнести создание оберегов.

Следующая новость
Предыдущая новость

В Белгородской области через пять лет оборудуют более 100 пляжей В Губкине предпринимателя оштрафовали за рекламу шуб на дорожных знаках В Белгороде разыскивают парня, осквернившего памятник Ленину Дмитрий Катаев: «Я не встречал покладистую древесину — вся с характером» На Динасе произошло ДТП. Один пешеход госпитализирован

Лента публикаций