Представляем книги белгородцев и о белгородцах.
Фото Владимира Юрченко
О чём. Двухтомник большого и известного далеко за пределами региона поэта, которого ещё при жизни многие называли белгородским Рубцовым, издан при поддержке областного издательского совета. Тираж, увы, минимальный (всего 300 экземпляров), зато и содержание, и качество полиграфического исполнения – на высоте.
Кажется, только после безвременного ухода Филатова белгородская литература осознала, что потеряла настоящего пророка (не случайно во многих стихотворениях поэт предчувствовал свою смерть). Каждая его строка как глоток свежей родниковой воды в июльский полуденный зной. Кажется, никто не мог писать о родине так, как он: без фальшивого надрыва и показного фарисейства, без избитых сюжетов про «родные берёзки» и оглядки на конъюнктуру. Даже в простом перечислении сельских реалий – неповторимая филатовская мелодика.
Но если Филатов-поэт известен многим, то Филатов-прозаик во втором томе издания может стать настоящим открытием. Повести и рассказы – отголоски знаменитой деревенской прозы. Публицистика и дневниковые записи звучат так, как будто написаны вчера: «Решил уйти из школы. Тяжело стало быть учителем и что‑то серьёзно писать. Учитель – раб и идеолог рабства. Дети не понимают, как можно научиться любить Родину и народ. Они просто любят Родину и народ. Стережём детей, как коров. Коровы дают молоко, дети дадут медали и привилегии чиновникам». Этим строкам больше 40 лет.
Цитата:
«Я воскресну в травах спелых,
В каждой нитке повилики,
На снегах иссиня-белых
Неземным и сердоликим.Но воскресну в сущем деле –
Стогомётном и столярном –
Сыном завтрашней артели,
И земным, и благодарным».
Для кого. Для тех, кто знает поэта Филатова и не читал его прозу. Или для тех, кто никогда не читал Филатова и готов его открыть.
Зачем читать. Чтобы полюбить родные просторы – этому лучше всего учиться именно у поэтов.
Где взять. В библиотеке либо приобрести у вдовы поэта Зинаиды Владимировны – из‑за небольшого тиража в свободную продажу книга не поступила.
Фото Владимира Юрченко
О чём. Биография великого русского инженера, не нуждающегося в представлении. Книга небольшая, но насыщенная фактами, которые широкой публике неизвестны. Например, кто знает, что ещё в студенчестве Владимир Шухов изобрёл форсунку для сжигания мазута, получившую высокую самого Менделеева? Или о том, как он создавал экономичные и прочные наливные баржи для перевозки по Каспию? Или о шуховском увлечении фотографией? Или история Шуховской телебашни: оказывается, по первоначальному проекту она должна была обогнать башню Эйфеля (при этом разработанная русским инженером конструкция была бы в три раза легче!).
Книга из цикла «Знаменитые земляки» – своего рода аперитив, после прочтения которого хочется перейти к «основным блюдам» – то бишь найти и прочитать большие и серьёзные труды о Владимире Шухове.
Цитата:
«По рассказам современников, когда Шухову говорили о необычности его ажурных архитектурных творений, он советовал внимательней рассмотреть крестьянские плетёные корзины».
Для кого. Для тех, кому интересна биография «русского Леонардо».
Зачем читать. Чтобы легко и непринуждённо ответить на вопрос прилетевших в гости друзей или родственников: «Скажите, а в честь кого назвали белгородский аэропорт?»
Где взять. В газетных киосках издательского дома «Мир Белогорья», а также в интернет-магазине «Книги Белогорья».
Фото Владимира Юрченко
О чём. Автор книги – полковник полиции в отставке – работал в правоохранительных органах едва ли не в самый интересный (и самый драматичный) период новейшей истории – 1990-е годы. Оттого и подзаголовок у его художественного произведения соответствующий – «почти документальная повесть». Она, эта повесть, разворачивается в провинциальном Белгороде в девяностые годы. А главные герои – оперативники уголовного розыска – сталкиваются как с мелкими домушниками, так и с криминальными авторитетами.
Сюжеты и лексика соответствуют эпохе и роду занятий: на пятистах с лишним страницах книги встречаются «Коляны», «братаны», «друганы», неонацисты, сатанисты, наркоманы, вымогатели, убийцы – местами повествование напоминает криминальную прессу, пик популярности которой пришёлся как раз на девяностые. Но читать интересно – ещё и потому, что вместе с ними на страницах повести то и дело мелькают родные и понятные «Богданка», Крейда, «копер» и «бурса».
К этой книге лучше всего подходит прилагательное «неидеальный». Здесь неидеальные сыщики – со своими достоинствами и недостатками. Неидеальный сюжет, который не вписывается в классические каноны детективного жанра. Неидеальный стиль изложения. Но, может быть, как раз этим «Дневник» и подкупает: настоящая жизнь – она ведь совсем не такая, как в книжках.
Цитата:
«Выйдя покурить с одним из молодых оперов, Климов восхищённо замечает:
— Лихо вы его!
— Это что, – усмехается опер, – малый этот ещё не шибко крепкий попался! Однажды уголовного авторитета – грузина раскалывали – ни в какую! До ночи досиделись, из сил выбились, а он хоть бы что! Позвали Игната. Тот прикинулся пьяным, в кабинет вбежал злой и с ходу начал орать:
— Что вы с ним возитесь?! Сейчас я его опущу!
Схватил задержанного, положил на стол лицом вниз и начал штаны снимать. Мы подыгрываем, конечно:
— Не надо, иди проспись лучше, вдруг зайдёт кто?
А он на нас пьяным голосом орёт:
— Не мешайте! Подержите лучше, чтобы не вырвался! – и суёт ему в одно место конец резиновой дубинки. – Всем потом на зоне расскажем, что он опущенный!
Так из грузина этого в таком положении показания как из рога изобилия потекли! Говорил и плакал, говорил и плакал».
Для кого. Для тех, кто хочет узнать жизнь борцов с преступниками без купюр.
Зачем читать. Чтобы ещё раз убедиться, что «лихие девяностые» – это не миф, а конкретный период в истории большой страны и небольшого города.
Где взять. В бумажном и электронном виде книгу можно купить на сайте «Ридеро», в электронном – через этот же сайт или мобильное приложение «Литрес».
Обзор подготовил Олег Шевцов