…первых интеллектуальных играх. Ещё в дошкольном возрасте родители играли со мной в необычное лото: суть заключалась в том, чтобы на карточках находить правильные ответы на вопросы из разных областей знаний. Названия морей, имена путешественников, памятники, исторические события – всё это нужно было знать. Я до сих пор помню, что на одной карточке было море Лаптевых, Миклухо-Маклай и, кажется, статуя Свободы. Сейчас бы такие вопросы не вызвали у меня особых затруднений, но в четыре года они казались сложными.
…умных телешоу. «Что? Где? Когда?» я стал смотреть в раннем детстве. С 2001 года слежу за «Своей игрой»: это был как раз тот период, когда команда «гроссмейстеров» из числа лучших игроков последних семи лет противостояла новичкам. Именно в той серии Анатолий Вассерман показал непревзойдённый до сих пор рекорд – победил в 15 играх подряд.
…отборе. Мне всегда хотелось поучаствовать в чём‑то, где можно проявить эрудицию. Не засветиться или заработать – просто это интересно. В 2012 году отправил заявку в «Кто хочет стать миллионером?», но ответа не получил. В 2015-м заявился на «Свою игру». Спустя несколько месяцев позвонил редактор программы и сказал, что должен провести со мной телефонное собеседование. Он задал мне 25 вопросов из разных областей знаний: истории, культуры, географии, музыки, даже загадки были. Я ответил правильно на 19. После он сказал, что меня ждут на очном отборе в Москве.
Очный отбор мало отличается от того, что зрители видят на экране. Разница лишь в том, что на игроках нет мантий, вопросов поменьше и зачитывают их редакторы, а не ведущий Пётр Кулешов. По итогам отбора меня пригласили на съёмки, которые прошли в марте 2016 года. В этих же съёмках принимал участие ещё один белгородец, мой друг Семён Кириллов, он также прошёл отбор. К счастью, нам не пришлось играть друг против друга в одной тройке. Но, к сожалению, мы оба проиграли.
…подготовке к первой игре. Получив приглашение, я даже немного испугался: одно дело отвечать на вопросы, сидя перед телевизором на диване, и другое – стоять в студии перед телекамерами. Память работает медленнее, факты, которые ты прекрасно знаешь, вылетают из головы.
Сразу хочу сказать всем, кто хочет попробовать силы в «Своей игре»: если отвечаете меньше, чем на половину вопросов (а за игру их задают 90 + 1 в финале), то нет смысла и пытаться – до съёмок вряд ли дойдёте. Я искренне желаю всем удачи, но как минимум половина взятых вопросов – это индикатор готовности к игре. При этом не забывайте о неправильных ответах – они отнимают очки.
…волнении. Приехав на игру во второй раз, волновался не меньше, чем в первый. Наверное, из‑за этого и провалил первый тур, который показали в эфире 21 октября. Хоть я и дал несколько неплохих ответов, уверен, что мог сыграть лучше. Наверное, по моей реакции это было сложно понять. Ведущий Пётр Кулешов даже назвал меня «редкостно неэмоциональным» человеком. Но дело не в том, что у меня была какая‑то тактика и я её придерживался – просто максимально сосредоточился на игре и вопросах, было не до эмоций.
Выпуск программы «Своя игра» от 27 октября
…кнопке. Чтобы ответить на вопрос, надо быстрее соперников нажать на кнопку. Она достаточно большая, удобная. Но есть нюанс: пока задают вопрос, кнопка не работает. То есть даже если ты с первых слов знаешь, о чём говорится в вопросе, нужно ждать, пока загорится лампочка, и только после этого жать на кнопку. А лампочка может загореться в любой момент – и в середине вопроса, и сразу после последнего слова, и спустя секунду. Её включает живой человек. Поэтому всегда есть элемент непредсказуемости. А поскольку все три игры снимали в один день подряд, то рука потом болела от напряжения.
…сложностях. Помимо того что необходимо переиграть всех на кнопке, за столом всегда нужно помнить сам вопрос, его стоимость, тему, держать в голове, сколько очков у тебя и соперников. Бывает, приходится быстро перебирать возможные варианты ответов. Например, мы знаем, что есть 12 столиц южноамериканских государств и из них надо выбрать ту, которая больше других подходит для вопроса. Быстро, не теряя секунды.
Перерывы между играми были совсем небольшие, поэтому к третьей игре я подустал. Дело в том, что съёмочная группа программы собирается нечасто и делает сразу несколько выпусков – в день снимают пять игр, количество съёмочных дней – от двух до четырёх. Теперь, когда я это знаю, Вассерман восхищает ещё больше.
…том, что остаётся за кадром. Не раскрою большого секрета, если скажу, что не всё происходящее на съёмках попадает в окончательную версию. Ведущий может нечётко прочитать вопрос с первой попытки, игроки – ошибиться в произношении. Для телешоу это неприемлемо. Например, игрок, отвечая на вопрос, сказал «мусоропро́вод». Один из редакторов достаточно громко предложил: «Может, скажем правильно – мусоропрово́д?» Конечно, эпизод пришлось переснять.
…ведущем. Перед съёмками Пётр Кулешов обязательно общается с игроками, уточняет детали биографии, чтобы потом как‑то обыграть это в своих репликах. Во время пауз в съёмках Пётр Борисович рассказывает забавные истории из прошлых съёмок. Я вряд ли смогу что‑то пересказать: суть не столько в том, что он нам рассказывает, а как он это делает. Не назвал бы его работу лёгкой: как уже говорил, отстоять несколько игр за столом тяжело, а провести их, пожалуй, ещё тяжелее. Кулешов с этим отлично справляется.
…выигрыше. Многие спрашивают, сколько денег я выиграл. Всё просто: количество очков, которое высвечивается у тебя на табло после финального раунда, равно сумме выигранных денег в рублях. За вычетом налогов.
Выпуск программы «Своя игра» от 27 октября