Белгородская область на ближайшие шесть лет станет площадкой для ещё одного эксперимента. Причём в сфере, которая считается одной из самых патриархальных и не подверженных изменениям – в культуре. По федеральному проекту «Цифровая культура» в стране планируется создать виртуальные концертные залы, оцифровать книжный фонд и внедрить современные информационные технологии в работу учреждений культуры. Предполагается, что всё это не только осовременит отрасль, но и даст толчок для её дальнейшего развития.
В Белгородской области по сути реализовывать проект уже начали – не дожидаясь контрольной отмашки из центра. А потому в Минкульте решили некоторые из его направлений апробировать на нашей территории.
Планируется, что в ближайшие годы в области появится несколько виртуальных концертных залов; местные музеи начнут использовать в работе технологию дополненной реальности (для этого понадобиться оцифровать все экспонаты и произведения искусства); будет создана единая электронная билетная система (чтобы билет на любой белгородский концерт, спектакль или выставку можно было купить онлайн), а на вокзалах установят инфоматы (они будут уведомлять гостей региона о ближайших культурных событиях).
Кроме того, региональные методические центры получат новую дорогостоящую технику: научная библиотека – для оцифровки книжного фонда, филармония – для улучшения акустики зала. А ещё в регионе хотят купить передвижной экран для площадных мероприятий.
рассказал чего ждёт от глобальной перезагрузки отрасли и как относится к переходу на «цифру»:
Фото Вадима Заблоцкого
«Многие говорят, что культура и современные технологии – диаметрально противоположные вещи, как круглое и зелёное. Но я считаю, что интернет является инструментом для продвижения искусства. Поэтому вместе с ребятами из «Культурного региона», которые занимаются созданием информационной инфраструктуры в культуре и туризме, мы решили, что Белгородская область должна быть лидером в этом направлении.
От новых технологий уже никуда не денешься, и мы максимально их используем на благо белгородской культуры. По информационному сопровождению культурной политики являемся лидерами в стране – мы и Чеченская Республика.
Наша база – качественно работающие учреждения культуры. Но их надо немного перенастроить, изменить вектор работы. Не для того, чтобы они полностью ушли в сеть, а для того, чтобы за счёт использования сети в учреждения пришли люди.
В области есть проект по ремонту домов культуры, по материально-техническому оснащению учреждений, но мы прекрасно понимаем, что если в них не будет молодёжи, то через пару лет эти красивые здания будут стоять пустыми. А как привести молодёжь туда? С помощью современных технологий! Главное – привести, а потом наши специалисты сделают всё, чтобы они там остались.
Поэтому первым делом мы занялись обучением специалистов и за последнее время обучили 500 из 9,5 тыс. работников отрасли. На семинарах мы учим их, как сделать качественный информационный продукт: каким должно быть фото с мероприятия и текст под ним, чтобы новость попала на сайт министерства культуры. Чтобы любой человек, который зайдёт в раздел «регионы», мог увидеть, какое интересное мероприятие прошло, например, в Хомутчанском центре культурного развития Ивнянского района. Когда мы звучим на всю страну, нам охотнее дают деньги.
Не могу сказать, что этот проект – это эволюция или революция. Это логичное продолжение того, что мы делали всегда. Но у меня есть чёткое понимание, что цифровые подходы не работают и работать не будут, если у нас останется аналоговое мышление. А вот изменение аналогового мышления на новое – тут уже должна произойти революция. Однако не все к этому готовы, не все понимают, что это нужно.
Из тех, кто попробовал и активно участвует в проекте, – наша филармония. Она лидер по цифровым трансляциям вместе с Москвой и Питером. Хотя там, казалось бы, такие возможности, маэстро, ресурсы. Руководство филармонии поняло, что эти трансляции нужны не для того, чтобы увидевшие их говорили, какие они классные, а чтобы, посмотрев их, люди захотели прийти в филармонию на живой концерт.
Фото Вадима Заблоцкого
В зале 600 мест, а трансляцию выступления оркестра русских народных инструментов посмотрело 180 тыс. человек! Когда увидели, насколько классно играет оркестр – его пригласили открыть «Нашествие» вместе с Noize MC. Представляете: оркестр народных инструментов открывает главное музыкальное событие страны! И как результат – молодые люди, которые слушают Нойза, вполне логично могут захотеть прийти в филармонию, чтобы послушать оркестр, который выступал вместе с их любимым исполнителем. Как видите, здесь очень короткая причинно-следственная цепочка.
Мы прекрасно понимаем, что для того чтобы быть на уровне и делать качественный продукт, нужно вкладывать деньги. У нас есть расчёты, сколько и чего нужно для каждого учреждения. И мы будем эти средства в бюджет закладывать плюс искать внебюджетные источники, гранты. Конечно, у каждого учреждения культуры своя материальная база: у государственного – одна, у сельского дома культуры – другая. И разница будет.
Но любой городской дом культуры вполне может вести онлайн-трансляции. И они будут это делать для того, чтобы расширить свою аудиторию. Прямую трансляцию, в принципе, можно вести и с планшета, и с телефона – было бы желание и умение. Желание мы прививаем, а чтобы было умение – обучаем. Безусловно, это заставит мобилизоваться работников учреждений культуры. Однако они сами в первую очередь должны понимать, что если у них не будет людей, то и учреждения не будут нужны. Это жизнь, надо перестраиваться и переучиваться – ничего не поделаешь.
Нацпроект продлится до 2024 года, наша программа по его реализации тоже. Мы уже защитили её на совете по инновационно-технологическому развитию при губернаторе. Евгений Степанович наши идеи поддержал. Наш регион вообще один из немногих, где руководство системно поддерживает культуру: на это ежегодно идёт 4 % областного бюджета. В следующем году на проект по цифровизации понадобится около 30 млн рублей региональных денег. Остальные средства будем привлекать со стороны. Есть надежда на федеральные деньги. Раз мы готовы экспериментировать – они должны финансировать. Об этом договорённость у нас есть».