Основные положения по организации строительства автомобильных дорог

Основные положения по организации строительства автомобильных дорогОсновные положения по организации строительства автомобильных дорог. Классификация дорожно-строительных работ.

^ Технология строительства водоотводных сооружений.

При устройстве водоотводных сооружений все водоотводные канавы, кроме совмещенных с резервами и боковых канав в выемках, должны быть отрыты до начала земляных работ с тем, чтобы обеспечить защиту земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами с самого начала его строительства. Боковые канавы в выемках устраивают сразу после окончания их разработки.

Для устройства водоотводных канав (их нарезка с удалением грунта в отвал или с подачей его в насыпь) применяют различные средства механизации, выбираемые в зависимости от объема и глубины канав. Канавы глубиной 0,3—0,7 м устраивают автогрейдерами, прицепными грейдерами с откосниками, плужными канавокопателями, бульдозерами с профильными отвалами и дополнительными ножами-лемехами, а также кустарниковыми плугами. Для рытья канав глубиной 0,7—1,5 м используют канавокопатели плужного или роторного типов, грейдеры-террасники, приспособленные для работы на косогорах, грейдеры-элеваторы. Канавы глубиной более 1,5 м отрывают одно- или многоковшовыми экскаваторами.

Рытье канав осуществляют на захватках длиной 500 - 1000 м последовательными проходами машин с постепенным увеличением угла наклона ножа. Количество проходов зависит от глубины канавы.

При устройстве боковых канав в выемках грунт вывозят за ее пределы. Допускается его укладка на закюветную полку с последующей планировкой и уплотнением.

При устройстве нагорных канав разрабатываемый грунт укладывают вдоль канавы с низовой стороны в виде призмы.

Все водоотводные канавы после их устройства рекомендуется немедленно укреплять.

При укреплении их посевом многолетних трав (скорость течения воды до 0,8 м/с) механизация работ обеспечивается методом гидропосева с помощью машины ДЭ-16.

При укреплении водоотводных канав грунтом, обработанным вяжущими материалами (скорость течения воды 0,8—3 м/с), используются машины на базовом тракторе с бункерным распределителем-укладчиком.

Для укрепления канав монолитным цементо- и асфальтобетоном (скорость течения воды свыше 3 м/с) применяют машины на базовом тракторе с боковым бункерным распределителем-укладчиком.

Для укрепления таких канав сборными бетонными и асфальтобетонными плитами и лотками применяют кран, а при массе сборных элементов 10—12 кг это делают вручную.

В целях перехвата или понижения уровня грунтовых вод на отдельных участках дороги, проходящей в выемках, при их глубине ниже водоносного горизонта устраивают дренажи, строительство которых целесообразно проводить до разработки выемки или сразу же после разработки яруса выемки.

Технология устройства перехватывающего дренажа включает следующие операции: подготовку трассы траншей с осушением и креплением стенок (при необходимости); подготовку основания (подушки) под трубы с устройством водонепроницаемого экрана; укладку труб с обертыванием стыков пропитанной битумом тканью и их засыпку фильтрующими материалами (щебнем, песком и др.); проверку правильности укладки труб нивелиром; укладку в два слоя дерна корнями вверх; заполнение траншей глинистым грунтом или укладку другого водонепроницаемого материала; заполнение местным грунтом; укладку дернового слоя по поверхности проложенного дренажа и удаление иглофильтров; строительство смотровых колодцев.

До начала рытья траншей подготавливают трассу: закрепляют ось траншей колышками и вешками; удаляют кустарник, пни и другие предметы, мешающие производству работ; планируют полосу для проезда машин.

Для рытья траншей обычно используют экскаваторы с обратной лопатой или траншейные. При притоке грунтовых вод с расходом более 1 л/с траншею следует осушить, применяя для этого иглофильтровые водопонижа-ющие или другие насосные установки. При необходимости боковые стенки траншеи укрепляют инвентарными щитами с применением стоек и распорок.

При укладке в траншею дренажных труб для прочистки в них протягивают оцинкованную проволоку, концы которой укрепляют в смотровых колодцах.

Для засыпки траншей различными материалами (щебнем, гравием, песком и местным грунтом) применяют бульдозеры, оборудованные открылками, а для уплотнения песка и местного грунта — электровибраторы или легкие механические трамбовки. Крепления стенок по мере засыпки траншей разбирают. Поверхности дренажа придают уклон до 10% 0.

Открытые лотки, устраиваемые в местах примыкания к дренажам, укрепляют сборными элементами или мощением камнем длиной более 2 м. Для наблюдения за работой дренажа через каждые 50—80 м, а также на всех его переломах в плане и продольном профиле из звеньев железобетонных труб диаметром 1 м устраивают смотровые колодцы. Для рытья колодцев применяют виброконтейнер, являющийся подвесным оборудованием к автомобильному крану, из металлической опалубки в комплекте с компрессором и электростанцией. Монтаж звеньев труб выполняют автомобильным краном. Места выпуска дренажа утепляют для предотвращения промерзания в зимний период.

Технология устройства понижающих (подкюветных) дренажей практически такая же, что и перехватывающих. Особенностью является отсутствие вертикального водонепроницаемого экрана.

^ Технология строительства капилляропрерывающих прослоек.

При неэффективности дренажных устройств и невозможности поднять земляное полотно над уровнем грунтовых и длительно стоящих поверхностных вод на требуемую высоту в теле земляного полотна устраивают водонепроницаемые (гидроизолирующие), капилляропрерывающие и дренирующие прослойки. Технология производства работ по устройству водонепроницаемых прослоек стоит из подготовки земляного полотна, устройства изолирующего слоя и верхней части насыпи.

Поверхность нижней части насыпи тщательно планируют и профилируют автогрейдером с поперечным уклоном к бровкам не менее 30% 0 и уплотняют самоходными, прицепными или полуприцепными катками на пневматических шинах.

Гидроизолирующие слои из рулонных материалов (изол, полиэтиленовая пленка, стабилизированная сажей и др.) устраивают с перекрытием полос на 0,1—0,15 м, начиная с низовой стороны по отношению к направлению стока воды. Отдельные полотнища материалов необходимо склеивать между собой или сваривать. Поверх гидроизолирующего слоя по способу «от себя» на толщину не менее 0,25 м отсыпают первый слой грунта, который разравнивают автогрейдерами или бульдозерами. Дальнейшую отсыпку выполняют обычным способом.

Допускается применение водонепроницаемой прослойки из грунта, обработанного органическими вяжущими материалами. При этом обработка слоя может быть выполнена дорожной фрезой или однопроходной грунтосме-сительной машиной. Возможно устройство водонепроницаемой прослойки из грунта (песка, супеси), обработанного битумом в передвижной или стационарной грунто-смесительной установке.

^ Технология строительства земляного полотна бульдозерами.

Бульдозеры – наиболее широко применяемые дорожно-строительные машины. Область применения бульдозеров: землеройно-планировочные работы (планирование площадок, послойное разравнивание привозного грунта и перемещение его к голове насыпи, снятие растительного слоя и перемещение его за полосу отвода), сооружение земляного полотна из выемок в насыпь и из боковых резервов в насыпь высотой до 1 – 1,5 м (рис. 1), а также сооружение полувыемки-полунасыпи на косогорах, перемещение на небольшие расстояния (10-30 м) и окучивание строительных материалов при выполнении складских операций, уборка валунов и пней после корчевки, корчевка и валка мелколесья, вспомогательные работы в притрассовых карьерах. Состав бульдозерного звена дан в таблице.

При зарезании грунта бульдозером применяются следующие схемы.

прямая траншейная (прямоугольная) – дет тонкую стружку, использование мощности трактора 50-70% применима для всех видов грунтов.

клиновая – дает стружку значительной толщины при 100%-ном использовании мощности трактора, пригодна для мягких и слегка влажных грунтов.

гребенчатая – дает стружку переменной величины при полном использовании мощности трактора, пригодна для твердых и пересохших грунтов.

^ Технология строительства земляного полотна скреперами.

Скреперы применяют для землеройно-транспортных работ при возведении насыпей из резервов или грунтовых карьеров и при разработке грунта в выемках с перемещением его в насыпь или кавальер. Скреперы в отдельных случаях используют также в качестве землевозных тележек для транспортирования грунта при разработке его экскаваторами.

При поперечной разработке грунта из боковых резервов с перемещением его в насыпь, а также при разработке грунта в выемке с продольным перемещением его в насыпь применяют схемы движения скреперов. (рис. 2). Самой рациональной схемой является зигзагообразная схема, работы по которой ведут при длине участка 200-300 м и более. При разработке грунта из односторонних резервов и небольшой длине участка (около 100м) рекомендуется элептическая схема, а из двухсторонних резервов – спиральная схема движения скрепера. Работы следует выполнять одновременно на двух захватках: на одной – отсыпка насыпи, на другой – разравнивание и уплотнение грунта.

Работу скреперов организуют таким образом, чтобы оба поворота скрепера выполнялись при порожнем ковше. (рис. 3.

Длину забоя принимают кратной пути набора грунта ковшом скрепера.

Рис. 2 Схемы движения скреперов при разработке грунта: а — по зигзагу; б — по восьмерке; в — по эллипсу; г — по спирали.

Рис. 3 Технологические схемы разработки грунта скреперами в сосредоточенном резерве с перемещением его в насыпь: а — при отсыпке правой части земляного полотна; б — при отсыпке левой части земляного полотна; 1 - сосредоточенный резерв; 2 — боковая канава ^ Технология строительства земляного полотна экскаваторами.

Одноковшовые экскаваторы применяют при производстве сосредоточенных земляных работ и отсыпке насыпей из отдаленных резервов. Кроме того экскаваторы применяют при выторфовывании (с ковшом драглайн, обратная лопата), на разработке и погрузке взорванной породы и сыпучих материалов.

До начала разработки выемки или резерва должны быть обследованы условия залегания грунтов и их состав. Необходимо осуществить отвод воды или искусственно понизить уровень грунтовых вод, а также устроить нагорные канавы. Разработку как выемки, так и резервов начинают с низовой стороны, чтобы из забоя был обеспечен отвод воды во время производства работ.

Разработку проходок экскаватором в забое ведут параллельными рядами, лучеобразно или участками по ломанной линии.

Разновидностью параллельного способа является лобовая разработка забоя, при которой транспорт подают сзади экскаватора по дну образуемой выемки. Этот способ менее удобен, так как при увеличивается угол поворота стрелы, а следовательно, удлиняется цикл работы экскаватора и снижается производительность. По ломанной линии разработки ведут обычно при устройстве насыпи на болоте. При выторфовывании сначала разрабатывают участок слева от оси трассы, затем справа на всю длину стрелы; после перемещения на следующий поперечник последовательность операций разработки повторяется.

При выборе транспортного средства для работы с экскаватором необходимо учитывать объём кузова и объём ковша: объём кузова должен позволять грузить в него не менее 2-4 ковшей. Для эффективной работы необходимо обеспечивать погрузочный фронт у экскаватора, позволяющий подавать одновременно не менее двух транспортных единиц, а также хорошее состояние подъездных дорог, выездов и съездов на отсыпаемых насыпях.

Движение транспортных средств, занятых на перемещении грунта, следует ргулировать по всей ширине отсыпаемого слоя насыпи, чтобы не образовывать колей и обеспечивать более равномерное уплотнение слоя. Предварительная планировка слоя обязательна.

Глубокие выемки разрабатывают экскаваторами, как правило, в летний период при минимальном дебите ГВ и с осуществлением мероприятий, предусмотренных проектом, по устройству дренажей и укреплению откосов. В осеннее-весенний периоды допускается разработка только верхней части таких выемок до горизонта на 2 м выше УГВ первого водоносного слоя. Наиболее рационально весь грунт из выемок направлять в насыпи.

Порядок работы экскаваторов при разработке выемок.

Порядок производства работ.

Вспомогательные средства механизации.

Прямая лопата (при погрузке в транспортные средства.

Разработка лобовым способом пионерной траншеи, начиная с устройства съезда от нулевой отметки до отметки, обеспечивающей нормальный набор грунта (крутизна съезда не более 15.

Погрузка грунта в транспортные средства (их располагают по обеим сторонам траншеи) или (при малой высоте забоя) отвал грунта по сторонам траншеи.

Дальнейшая разработка выемки продольными проходками; землевозные пути располагают с одной или двух сторон (параллельно проходке экскаватора) в одном или разном уровнях.

Экскавация уширенным забоем (на полную ширину выемки.

Бульдозер для разработки или пробивки пионерной траншеи Тракторные тележки, думперы или автомобили-самосвалы.

Тракторные тележки, думперы или автомобили-самосвалы, или конвейерный транспорт.

Бульдозер или автогрейдер для зачисток и планировки землевозных путей.

Ковш драглайн (при разработке грунта в отвал или с погрузкой в транспортные средства.

Обрушение образующихся на откосах козырьков Разработка выемок продольными проходами: при погрузке в транспортные средства порядок и условия работы те же, что и при использовании прямой лопаты; ход экскаватора челночный.

Боковые проходки применяют для разработки выемок в отвал; переброска грунта в отвал обеспечивается стрелой большой длины.

Применение лобовых проходов при крутых откосах; экскаватор перемещается вдоль оси выемки при условии, если грунт можно выгружать в обе стороны, а размеры выемки позволяют разрабатывать её за один проход экскаватора.

Экскаватор или другие средства.

Транспортные средства теже, что и для экскаватора с прямой лопатой.

Бульдозеры для оправки отвалов Бульдозеры для оправки отвалов.

Разработку выемок одноковшовыми экскаваторами ведут с недобором грунта до проектного очертания выемки во избежание нарушений естественной структуры грунта в основании и на откосах выемки. Объем недобора входит в профильный объем выемки. Срезку недобора выполняют автогрейдерами или экскаваторами-планировщиками с вывозкой в последующем транспортными средствами.

^ Возведение насыпей из грунта выемок или грунтовых карьеров . Грунты, получаемые при разработке выемок, необходимо использовать для возведения ближайших насыпей. Только в редких случаях эти грунты перемещают в отвалы. Такое положение бывает при производстве работ в горных условиях. Иногда грунт оказывается не пригодным для возведения насыпи из-за избытка влажности или неблагоприятного минералогического состава. В большинстве случаев приходится изыскивать источники грунта для насыпей, так как в условиях равнины или слабопересеченной местности выемок несравненно меньше, чем насыпей. Основную массу грунта получают в грунтовых карьерах, расположенных на различных расстояниях от строящейся дороги.

При разработке неглубоких выемок (до 6 м) из полученного грунта возводят небольшие участки прилегающих насыпей. При этом перемещение грунта не превышает 100 м, в связи с чем для таких работ применяют бульдозеры. Разработку выемки ведут ярусно-траншейным способом. Возведение насыпи осуществляют преимущественно послойным способом. Укладку грунта в каждом слое начинают с наиболее отдаленной части выемки от краев к середине.

Подготовку основания насыпи и удаление растительного слоя с площади, занятой выемкой, производят перед началом основных работ; планировку поверхностей и укрепление откосов выполняют после окончания основных работ.

Организация дорожно-строительных работ В районе проектируемого участка отсутствуют дорожно-строительные материалы и отходы производства, которые могут быть использованы.

Лекция Пересечения автомобильных дорог Пересечение автомобильных дорог с ж/д следует проектировать за пределами станций и путей маневрового движения на прямых участках.

«основы проектирования автомобильных дорог» Увеличение надежности и сроков службы земляного полотна, дорожных одежд и искусственных сооружений обеспечивается при высокой эффективности.

Проектирование организации строительства и производства работ Основная документация по организации строительства и производству работ состоит из следующих проектных документов.

Методические указания к выполнению расчётно-графической работы по. «Эксплуатация автомобильных дорог» для студентов, обучающихся по специальности 320500 Мелиорация, рекультивация и охрана земель со.

Пояснительная записка, содержащая основные данные для разработки. В соответствии со снигт 01. 01-85 к обязательной документацией, регламентирующей организацию строительства, относятся: 1) проект.

Классификация методов организации работ При совмещенной и поточной организации работ продолжительность комплекса работ меньше, чем при последовательной организации, и больше.

Министерствоавтомобильных дорог рсфср По определению экономической эффективности капитальных вложений в строительствои реконструкцию автомобильных дорог.

1-37 02 03 «Техническая эксплуатация погрузочно-разгрузочных, путевых. Тормозное оборудование путевых машин. Классификация, устройство основных механизмов. Основы тормозных расчетов.

«Строй-Универсал» Свидетельство нп «объединенные производители строительных работ» серия с – 131 №0614 от 11 мая 2010 года о допуске к работам, которые.

При копировании материала укажите ссылку 2015 мобильная версия контакты.

Следующая новость
Предыдущая новость

Константин Гартман стал фигурантом уголовного дела Рынок новых авто в Белгородской области вырос почти на 9 % Делайте что-нибудь, вы же администрация На стройке под Белгородом нашли 250-килограммовую бомбу Белгородскую компанию оштрафовали почти на 10 млн за ввоз незадекларированных товаров

Лента публикаций