Бизнес – это постоянные трудности и отсутствие личной жизни. В этом уверена Катя Курганова, 25-летняя владелица островков (отдельно стоящий прилавок или витрина – прим. авт.) в торговых центрах:
«В 23 года я работала менеджером и ходила на курсы «Бизнес Молодость». Там так классно всё рассказывали! А у меня была строгая начальница, зарплата 8–12 тыс. рублей. Я квартиру снимала за 15 тыс. Подумала, зачем мне работа, пойду‑ка я в бизнес.
Через страничку в соцсети начала продавать вязаные вещи. Параллельно училась и подрабатывала: Снегурочкой на Новый год, продавала парковочные места и оборудование для чистки картошки. На эти деньги съездила отдохнуть. Тогда и поняла: только в бизнесе можно много заработать и научиться новому.
Фото Вадима Заблоцкого
Открыла клининговую компанию. Конкуренции почти не было, люди готовы были платить. Повезло взять несколько домов в элитном посёлке. Больше я могла ничем не заниматься, но мне было мало. Нарастила штат и базу заказчиков. Мы работали на износ, могла выйти из дома в пять утра и прийти в два часа ночи. Что только не убирали, даже канализационный потоп в магазине. Мыли его несколько ночей, а утром я сняла сапоги, помылась и пошла на защиту диплома. На деньги с этого заказа я купила оборудование. Раньше не было ничего, кроме перчаток и тряпок.
Убирали здание «Газпрома», крупный фармзавод, остекление банка – брались за всё. Было классно, я зарабатывала больше своих друзей и взяла квартиру в ипотеку. А через год рынок стал сужаться, строительные компании закрывались, конкуренция усиливалась. Деньги от клининга я вложила в островок в торгово-развлекательном комплексе «МегаГринн». Ещё открыла кофе-стойку, но это была плохая идея, потеряла на ней 50 тыс. рублей.
Островок пошёл, но слухи «МегаГринн» тонет» обрушили продажи. Открыла второй островок в Сити Молле. Клининг работал на ФОКах. Их строили по всей области, а мы их убирали к открытию. За последний ФОК мне тянули с оплатой два месяца. Я всем была должна, а мне не платили. Тогда были мысли всё бросить. Но куда идти? Я понимала, что мой предел по зарплате 50 тыс. рублей, если повезёт, а у меня ипотека и кредиты. Я продала клининг.
Да, в России трудно вести бизнес, потому что средний чек не такой, как в Европе или Америке. Люди не работают над развитием своего бизнеса. У покупателей стало меньше денег. Это невозможно изменить каким‑то одним законом, можно только приспособиться. Для своего возраста я многого добилась, но бизнес должен расти. Ещё не знаю, как сложится будущее, но развитие обязательно будет».
Игорю Чернову 35 лет, он владелец сети металлобаз «ИнБиТек»:
«Я пошёл в бизнес вынужденно. Из‑за своей упёртости, гордости и свободолюбия не смог работать в корпорации.
Сначала – лето 2008 года, всё радужно. А через полгода металл упал в цене в четыре раза. С утра было металла на миллион и долг поставщику 900 тыс., а вечером металла на 250 тыс., а долг 900 тыс.
Фото из личного архива
Моя работа – сезонная, я постоянно балансирую между авралами и простоями и всегда отвечаю за 40–50 человек, которые у меня работают. Я понимаю, что любой из них связан своими обязательствами: кредитами, ипотеками. Очень раздражает, когда ты не можешь выполнить свои обязательства по вине других.
Представьте, крупное предприятие, задолжавшее поставщикам, и мне в том числе, 30 млн рублей, объявляет себя банкротом. Или банк лопнул, где у меня лежат деньги. А закон о защите вкладов на юрлиц не распространяется. Хорошо, у меня была небольшая сумма, а мой знакомый взял госконтракт и накануне положил на счёт 10 млн рублей. Он продал всё имущество, чтобы выполнить обязательства, иначе – уголовная ответственность.
Суды – это время и деньги. Предпринимательство в России – деятельность на свой страх и риск. Такова специфика жизни предпринимателя, мне она не нравится, но альтернативы нет.
Меняю ассортимент, открыл цех серийных изделий, участвую в муниципальных тендерах. Неправда, что там всё куплено. Чиновники такого уровня некоррумпированны, но у них жуткое крючкотворство, которое отравляет жизнь.
Как и любому предпринимателю, мне не хватает ресурсов, банки дают деньги неохотно. Но справедливости ради замечу, что Областной фонд поддержки предпринимательства кредитует, я сам к ним обращался. Если смотреть в целом, я бы упростил налоговую систему, но государству это невыгодно.
Сложности иногда наталкивают на мысли уйти на зарплату, но не так просто выскочить из этого колеса. Обязательства огромны, а прибыли мало, поэтому выйти можно, либо кинув всех, либо продав. Или продолжать. Я продолжаю.
Предпринимателю нужно терпение, устойчивая психика и умение работать с людьми. Волшебных рецептов успеха я не знаю и назвать себя успешным коммерсантом не могу. Далеко не всё, что запланировал, выполнено. Хотя многие компании, с которыми я работал последние пять лет, либо закрылись, либо переформатировались. Наверное, я успешнее их».
Евгения Шеховцова и Маргарита Нестерова, по 28 лет, владелицы школы плавания:
«Решили всё за один вечер. Сразу пригласили людей на встречу через соцсети, чтобы не отступить. Изначально было две группы по 15 человек. Сами тренировали, считали, договаривались, принимали деньги. Потом поняли, что погрязнем в документах и не будет развития. Если есть люди, которые разбираются в этом лучше, научись доверять и отдай им это. Поначалу непросто осознать, что ты делегируешь часть своих полномочий.
Людей, которые не умеют плавать, много, а где взрослому учиться? В нашей школе шесть тренеров, работаем в пяти бассейнах Белгорода. Сейчас у нас около 250 учеников всех возрастов. Одни пришли учиться с нуля, другие умеют держаться на воде, но хотят плавать красиво, освоить все стили. Самая стабильная группа – люди, которые бросают себе вызов и хотят участвовать в соревнованиях на открытой воде.
Маргарита и Евгения.
Фото из личного архива
Мы на своём уровне не ощущаем, что деловой климат ухудшается. Трудности есть, но скорее частного порядка. Например, некоторые директора бассейнов упираются и не хотят с нами работать, считая конкурентами. Это странно, ведь мы так же платим за аренду. Налоги огромные, это факт.
Система сама по себе сложная: государство вроде бы «за», но при этом создаёт условия, комфортные государству, меньше всего думая о ком‑то ещё. Но если только критиковать власть, мы сосредоточимся на минусах, и энергия будет уходить не в то русло.
Денег хотелось бы больше. Мы сменили форму ООО на НКО и сможем участвовать в грантах. Кредиты пока не брали, развиваемся только на свои средства.
Если будут давить обязательства – не будет лёгкости, а без неё сложно творить. Интересно, что групп стало больше, а прибыль не выросла, мы ещё не научились правильно распределять деньги.
Глобальных ошибок пока не совершали, потому что не стесняемся спрашивать, когда чего‑то не знаем. В планах – взять ещё пять бассейнов и шесть тренеров, открыть группы в Майском, в Разумном. Есть цель выйти в другие города и развивать другие направления. Например, плавание в ластах. Называть себя успешными предпринимателями рано.
Главное, что нам нравится то, чем мы занимаемся, как растём. На этот год ставим больше задач и обе улыбаемся, понимая, что всё достижимо».