«Вся моя жизнь связана с автомобилями. Именно это увлечение привело меня в автоспорт. Я участвовал в соревнованиях и нередко бывал в призах в разных дисциплинах: картинг, спринт, ралли, дрифт. Это продолжалось до 2016 года. Топтаться на месте было уже скучно, а для того чтобы выйти на новый уровень, нужны были немалые вложения. Ещё и 30-летие на горизонте замаячило – возраст, когда пора задуматься о здоровье.
Жена предложила мне заняться плаванием. Я понимал, что просто ходить в бассейн нет смысла. Да и плавать я тогда особо не умел. Надо было что‑то придумать, как‑то мотивировать себя. И, как это часто бывает в жизни, судьба подкинула мне решение проблемы в виде рекламы школы плавания «PROплыви».
Так с 2017 года у меня появилось новое увлечение – плавание. Поначалу цели были банальные: научиться технично плавать, подтянуть физическую форму. Я записался в группу любителей и стал осваивать азы. Но аппетит пришёл в процессе. Осознавая, что в группе я в числе отстающих, решил всё взять упорством. Запретил себе пропускать занятия, старался максимально выкладываться на тренировках. Уже через несколько месяцев стали видны результаты – как в плавании, так и в самочувствии. А через полгода я уже умел неплохо плавать (как мне тогда казалось).
Сезон обучения как раз подошёл к концу, и у меня был целый август, чтобы подумать о перспективах. Попробовал себя в кроссфите – понял, что не моё. В итоге пришёл на предсезонную встречу в школу плавания. Именно там мне предложили поставить перед собой новую цель – поучаствовать в соревнованиях на открытой воде.
Тогда дистанция 2 км казалась мне просто заоблачной, но я решил попробовать. Потому что, если не попробовать, никогда не узнаешь, сможешь или нет. Вся соль подготовки заключалась в том, что на тренировки надо было приходить к 6:45 трижды в неделю. Хотя обычно до этого я не просыпался раньше 9:00.
Полгода подготовки пролетели незаметно, а 2 км по‑прежнему казались чем‑то нереальным. Сокомандники начали выбирать старты, и я решил не отставать: записался на заплыв Oceanman Sochi 2018. Этот вариант позволил совместить и необычную локацию, и отпуск у моря.
Сергей Ляхов.
Фото из личного архива
Здесь стоит рассказать, что такое открытая вода. Я познакомился с ней в апреле, на первой тренировке в одном из белгородских водоёмов. И сразу понял, что всё, чему я учился в бассейне, разлетается словно брызги. Во‑первых, очень холодно, даже гидрокостюм не спасает: сводит лицо, руки, ноги. Во‑вторых, в бассейне вода прозрачная, и ты видишь линии на дне, дорожки по бокам. А здесь всё время приходится поднимать голову и смотреть, куда плывёшь. В‑третьих, на открытой воде нет бортиков и других безопасных мест, где можно отдохнуть. И иногда получается, что вместе с воздухом ты вдыхаешь воду. Не самое приятное ощущение, особенно если это солёная вода Имеретинской бухты, где проходил наш сочинский заплыв. При этом тебя постоянно кто‑то лупит по голове ногами (старт‑то массовый), да и морские обитатели в виде медуз добавляют «позитива».
Первые 2 км на соревнованиях дались мне тяжело: организм сильно протестовал против солёной воды, на дистанции подташнивало. Я не сдался только потому, что на берегу меня ждали жена и мой тренер Евгения Шеховцова. В общем, проплыть получилось, хотя результат оказался средний. Поэтому я решил стартовать ещё раз. Видимо, во мне проснулся уже подзабытый дух соперничества.
Я начал готовиться к заплыву в Питере, на Копанском озере. Он так и называется A1 SWIM Копанское. Долго не мог определиться, какую дистанцию плыть: милю (1 850 м) или 3 км. Но пока думал, слоты (квоты в заплыве – прим. ред.) на 3 км закончились, поэтому плыл морскую милю.
Второй заплыв, да ещё и в пресной воде, – это уже совсем другая история. Тем более мы всё лето каждые выходные тренировались на открытой воде. Теперь я уже не боролся с организмом, а просто старался, соблюдая технику, грамотно распределить силы на дистанции. Получилось. Мой результат, конечно, не претендует на чемпионство в абсолюте, но для человека, который ещё полтора года назад в принципе не занимался физическим спортом и почти не умел плавать, прийти на финиш сильно выше середины списка – уже результат.
Так простое желание чуть подтянуть свою физическую форму превратилось в полноценное хобби».
«Плавать мне нравилось всегда. А серьёзно увлеклась этим два года назад, когда в Белгороде открылась школа плавания «PROплыви». Хотелось поработать над техникой и подготовиться к любительским соревнованиям. С тех пор неотъемлемой частью моей жизни и полезной привычкой стали ранние (в 6:40) тренировки в бассейне в компании единомышленников. К тому же, как выяснилось, это придаёт заряд бодрости на целый день.
Разница между бассейном и открытой водой есть, и она существенная. В бассейне во время тренировки каждый бортик – это возможность отдохнуть и восстановиться перед следующим кругом. На открытой воде такого нет, здесь надо хорошо ориентироваться, уметь плыть с поднятой головой и делать правильные повороты у буёв. Нелишним будет умение двигаться в воде по прямой. А также стоит заранее привыкнуть плавать в гидрокостюме, без которого в водоёме или реке можно замёрзнуть. В любых экстремальных ситуациях необходимо уметь быстро находить выход из положения, адаптироваться к условиям и не терять самообладания.
Марина Гаевая.
Фото из личного архива
В прошлом году я участвовала в заплыве A1 SWIM, который проходил в Кингисеппском районе Ленинградской области, на озере Копанское. Открытая вода, длинная дистанция. Я впервые попробовала свои силы на дистанции в одну морскую милю. Мне очень понравился район и само озеро, поэтому в этом году я решилась на 5 км. А за месяц до этого я опробовала свои силы в четырёхкилометровом заплыве Oceanman в Сочи.
На соревнования мы приезжали большой командой нашей школы плавания. Потому что взаимная поддержка и наставления тренеров играют важную роль в правильном психологическом настрое на заплыв.
Ещё утром, до старта, стало понятно, что лёгкой прогулки не будет. Погода внесла свои коррективы: дождь, температура воздуха +17 градусов, а вода ещё холоднее. Заплыв с самого начала складывался непросто. Подходя к развороту, я уже чувствовала ветер и волну, которая накрывала меня со спины. Но настоящие проблемы начались после разворота: встречная волна била в лицо, видимость резко упала. Ориентироваться было возможно только в момент, когда находишься на гребне волны. И не покидало ощущение того, что гребёшь на одном месте. Да к тому же ещё и дистанция заплыва выросла до 6 км: сильный ветер снёс направляющие буи в сторону, а обходить их нужно исключительно по правилам соревнований.
Из‑за сложных погодных условий темп по сравнению с предыдущим заплывом получился медленным. Но стихия в равной мере влияла на всех спортсменов, поэтому мне таки удалось занять третье место в своей возрастной категории. Этот заплыв стал для меня настоящей проверкой своего характера. И я очень рада, что мне удалось справиться с трудностями.
В этом году выездных стартов у меня больше не запланировано. Буду готовиться к следующему сезону. Думаю, что открытая вода так или иначе будет присутствовать в моей жизни: в виде самостоятельных заплывов или как неотъемлемая составляющая триатлона. В ближайшее время хочу попробовать свои силы в этом виде спорта».
«Раньше я ходил в бассейн, чтобы поддерживать себя в форме. Это были просто сеансы плавания, даже не тренировки. Я старался посещать занятия регулярно. Это было лет шесть назад. А в этом году я решил переплыть Волгу в рамках заплыва X-Waters Swim Beyond в Нижнем Новгороде.
Мы несколько раз тренировались на открытых водоёмах, причём не просто купались в реке, а старались проплывать по несколько километров. Тренировались на пруду в Комсомольце.
Сергей Переверзев.
Фото из личного архива
В плавании на открытой воде есть несколько сложных моментов. Пожалуй, самой непростой задачей для меня стало ориентирование. По факту ты проплываешь гораздо больше, чем запланировал. Когда я переплывал Волгу, например, вместо 5 км я преодолел где‑то 7. Без опыта плыть по прямой не получается. Да и сам ты стараешься уйти в сторону, чтобы не сталкиваться с другими участниками. Течение реки опять же никто не отменял – оно сносит тебя с пути. Из‑за этих факторов приходится постоянно корректировать маршрут. Опять же, в бассейне каждые 50 м ты отталкиваешься от бортика, всё видно. А здесь под тобой тёмная вода. Многих это пугает.
Вторая сложность – иная техника плавания. Всё время приходится смотреть вперёд. Ну и ещё один момент: плыть мешает волна. Когда мы тренировались на пруду в Комсомольце, волна была. Но её не сравнить с той, которая поднялась на Волге. На последних 300–400 м перед финишем началось очень сильное волнение. Меня накрывало с головой. Плюс ко всему у меня сорвало с головы плавательные очки, и с ориентированием всё стало совсем плохо. Я, словно слепой котёнок, барахтался в воде и делал всё, лишь бы как‑нибудь добраться до берега.
Очень важны эмоции, которые накрывают уже после финиша, на берегу. Ты преодолеваешь самого себя, сомнения людей, которые в тебя не верили. Ведь когда люди узнавали, что я планирую переплыть Волгу, говорили мне: ты не сможешь, у тебя не выйдет. Мол, никто так к Волге не готовится – всего четыре тренировки на открытой воде. Надо год пахать. А вот и нет! Кто это сказал, что надо именно так? Нет, я не призываю вообще без подготовки, сломя голову бежать марафоны и переплывать реки. Главное – это чувствовать силы внутри себя. И когда ты финишируешь, то понимаешь, что можешь вообще абсолютно всё. Не только в спорте – в бизнесе, в любом направлении».