«Только возьмите с собой бахилы или обувь, которую не жалко, – предупредила Екатерина. – Нам предстоит пройти весь путь дождевой воды от торгового центра «Боше» до места их сброса».
По пути женщина рассказывает, что работы по прокладке сетей начались ещё зимой. Вдоль забора мехзавода выкопали траншею, смонтировали трубы и колодцы. Потом провели трубы по Песочной до перекрёстка и соединили сеть от «Боше» с новой ливнёвкой.
«Люди сильно возмущались. Нам никто не объяснил, что здесь вообще происходит. Разбили дорогу конкретно, обещали восстановить, когда завершат работы, – рассказывает она. – Но от замглавы Олега Медведева мы получили письмо, датированное ещё 23 июля, о том, что работы по прокладке ливневой канализации завершены».
На улице, где проложены сети, разбитый асфальт, кучи земли и песка, обрезки пластиковых труб, безалаберно смонтированные смотровые колодцы.
«Колодцы до недавнего времени все были открыты, – обращает внимание Попова. – Только после встречи с нашим депутатом и гендиректором центра три из них закрыли бетонными крышками. Остальные так и стоят нараспашку».
С Песочной сворачиваем на еле заметную тропинку. Грязь становится жиже и глубже, лужи – масштабнее. Подходим к забору мехзавода, где видна сильно заросшая канава, в которую идёт сток с завода. Справа начинаются огороды жителей, впереди – горы свежевспаханной земли и грязи по щиколотку.
«После сильных дождей на этом месте случилась авария, – поясняет Екатерина. – Понимаете, здесь воды и так хватает. Мы же в низине живём, дождевая вода со всей округи и так к нам. Место тут болотистое, грунтовые воды близко. Вот они и выдавили трубы из земли. Огороды и подвалы затопило. Два дня строители работали, опять трубы в землю зарыли. Только надолго ли?»
А ещё местная жительница вспоминает, что при жизни бывшего директора мехзавода Манукяна ров этот чистили, чтобы дождевые и талые воды уходили в Лихушинские болота. Теперь всё позастроили и должного водостока нет.
По пути к нам присоединяется Артур Андреев. Его участок тоже затопило во время дождей:
«Такого раньше не было. Сети‑то тянули абы как. Может, уклон не создали и трубы между собой соединили тяп-ляп. Почему их выперло из земли? Знаете, как хлестало из всех колодцев?! А на одном из участков труба вообще продавленная лежит: трактор повредил. Это тоже могло привести к катастрофе местного масштаба».
Попова останавливается возле маленького болотца:
«Здесь и заканчивается ливнёвка. Её протяжённость по проекту – 1,8 тыс. м. Дальше вода должна уходить по ручью в Лихушинские болота».
Прошли ещё с полкилометра вдоль практически стоячего ручья, который должен, по задумке проектировщиков, нести воды в болота, и вернулись на Песочную.
Две встретившие нас пожилые женщины не замедлили вставить свои пять копеек:
«Мы тут чуть не утонули. Безобразие. К некоторым приезжает МЧС два раза в год, кто совсем в низине живёт, но чтобы все так пострадали – такого не было».
Попова считает, что потопа можно было избежать, если бы вовремя прочистили акведук под дорогой, а не просто довели трубу до места сброса.
После обращения в «Народную экспертизу» на место происшествия приехала комиссия из мэрии.
«Тогда мне объяснили, что проект прошёл все экспертизы и во всём разберутся, – продолжает Екатерина. – В советское время, когда ещё не было такой глобальной застройки, планировали сделать ливневую канализацию в нашу сторону, но потом от этой затеи отказались».
К нам присоединяются ещё двое мужчин.
«У нас своей воды по горло, а тут ещё прибавили. Мой огород как раз на выходе трубы – всё затопило. Вода до сих пор стоит», – возмущается Дмитрий Ковалёв, житель Песочной, 81.
У второго – Сергея – полностью затопило подвал коттеджа:
«Ходил, заглядывал почти в каждый колодец. Да разве так работают? Там же вода стоит на месте. Уклон, значит, недостаточный. В некоторых колодцах бетонные кольца положили прямо на пластиковые трубы, швы между кольцами плохо заделаны, бетонной отмостки вокруг нет».
Люди всё подходили, высказывали недовольство, пока Екатерина не подвела итог:
«Если не могут улучшить наши условия, пусть хоть не ухудшают».
После расставания с жителями прошёлся по парковочной площадке «Боше», откуда берёт начало ливневая канализация. Здесь всё в полном порядке – красота, чистота, ровный, как лист бумаги, асфальт, в дождеприёмниках воды нет. Выходит, умеют делать, когда хотят.
Гендиректор «Боше» Сергей Воронков рассказал об истории строительства:
«В период проектирования третьей очереди торгового центра (2013–2014 годы) к нам обратился город с вопросом устройства ливневой канализации от тупикового колодца, в который стекались дождевые воды со значительной части северо-восточных районов муниципалитета. После ливней в месте, где раньше находилась школа бухгалтеров, всегда появлялась большая лужа, которая превращалась в болото, там даже камыши росли.
Мы построили ливневый коллектор, который отводит сточные воды мимо Песочной, через Бугорок в Лихушинские болота. Коллектор должен разгрузить ситуацию у «Боше» и упорядочить стоки на улице Песочной. Дожди показали, что ливневая канализация спроектирована правильно, ниже центра болота нет, топит только огороды у жителей Песочной. Мы разобрались и с этим вопросом. Пойдём дальше проекта, разберём мостик на ул. Бугорок, поставим две тысячных трубы для надёжности стока. Есть ещё один проблемный участок. Мы и с ним разберёмся, канал пророем. И станет гораздо лучше, чем было раньше».
По недочётам строителей, на которые обратили внимание жители Песочной, гендиректор сказал следующее:
«Вместе с подрядчиком проезжали по этому участку. Он показал, что некоторые крышки с колодцев украли. Я ему сказал: придумай сам что‑то, хоть приваривай, но отвечать будешь ты. Нам отвечать, если кто‑то упадёт. Там, где подмыло трубу, подрядчик исправит».
Ливнёвку в эксплуатацию ввели. Однако вопрос, на чьём балансе она будет находиться, до сих пор не решён.
«Город попросил социального участия – мы пошли навстречу, выполнили этот коллектор за свои деньги, деньги немалые. Что будет дальше – нас это тоже интересует. Мы готовы передать ливнёвку безвозмездно», – объяснил свою позицию Воронков.
Конечная точка ливнёвки.
Фото Владимира Бабича
Кто станет балансосодержателем ливнёвки? На этот вопрос, волнующий и местных жителей, и гендиректора торгового центра, ответа нет и в администрации округа. На письменный запрос первый замглавы администрации округа по строительству, транспорту и ЖКХ Олег Медведев отвечал две недели:
«Строительство ливневой канализации осуществлялось в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Осколпроект», застройщиком – ЗАО «Боше» в рамках строительства объекта капитального строительства – торгового центра «Боше».
Данная сеть представляет собой закрытую самотёчную систему ливневой канализации протяжённостью 1,8 тыс. м, в которую сбрасываются дождевые воды с внутренних водостоков торгового центра.
Сеть ливневой канализации запроектирована в границах красных линий ул. Прядченко, просп. Молодёжный, ул. Песочная, ул. Бугорок и не проходит по земельным участкам частных домовладений.
По завершении восстановительных работ повреждённых сетей ливневой канализации будет рассмотрен вопрос о дальнейшем балансосодержателе данных инженерных сетей», – говорится в ответе.
За три минувшие недели ситуация, по словам Екатерины Поповой, существенно не изменилась:
«Засыпали грунтом всплывшую во время дождей трубу. Закрыли два-три колодца крышками, но люки не установили. По ходу стока вырубили несколько деревьев, но там требуется более глобальная зачистка. Обещали до 15 августа заасфальтировать разрушенную дорогу, но так и не сделали. Разговаривала с Воронковым – он снова заверил, что чистку ручья продолжат. Там живут бобры, их будут переселять в Горшеченский район Курской области. В общем, на словах всё прекрасно, а на деле мы этого пока не видим».
На колодцы без слёз не глянешь. Вместо бетонной отмостки по окружности выложены кирпичи, едва схваченные раствором. Если подрядчиком так выполнены все работы, то качество и долговечность службы ливнёвки вызывают большие сомнения.
В этой истории пока радует только одно: бобров не обидят.