Как искали актёров из народа, кого они будут играть, какие сцены планируют снимать в наших сёлах, «БелПрессе» рассказал Константин Сухарьков, режиссёр второго плана картины «Союз спасения».
— Константин Петрович, в наших местах не каждый день снимается кино, почему для съёмок выбрали именно белгородские села?
— Точно не знаю. Я пришёл в картину «Союз спасения», когда этот вопрос уже решился. Могу только предполагать. Мы показываем жизнь села 200-летней давности, время действия – 1825-й. Наша задача – создать ощущение у зрителей, что это полностью снимали в настоящей украинской деревне Васильково. Здесь служит один из предводителей движения Южного общества декабристов – Сергей Муравьёв-Апостол.
Белгородские земли рядом с Украиной. Здесь много общего: архетипы, природа. Вероятно, это в какой‑то степени повлияло на выбор места. А возможно, ещё потому, что Белгород – родина нашего оператора картины Игоря Гринякина (среди 25 операторских работ нашего земляка: «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Адмирал» «Территория», «Дирижёр», «Викинг», «Движение вверх»,– прим. авт.)
— Приятно слышать. Мы не знали… А кто сыграет Муравьёва-Апостола?
— Пока я не имею права называть актёра этой роли. Могу лишь сказать, что сюда точно приедут и будут сниматься Игорь Петренко и Александр Лазарев-младший.
— Кастинг окончен, вы нашли, что искали?
— Это даже был не кастинг, скорее, знакомство с людьми. Для летнего блока съёмок нам понадобится около 70–80 человек. Для зимнего – от 30 до 150. Кто именно из них войдёт в картину, станет известно позже. Пока все, кто пришёл (около 700 человек), заполнили анкеты, мы их сфотографировали, с каждым я поговорил. Мы нашли такие типажи!
Васильково – очень большое село, с храмом, каменным домами, с населением 3,5 тыс. человек. Сейчас бы сказали: посёлок городского типа. Наша задача – подобрать персонажей на роли городских и сельских жителей. Горожан выбирали из кандидатов со светлой кожей, тонкими чертами лица. Крепостных крестьян искали среди загоревших, потому что в те времена крестьяне лето проводили в поле.
Режиссёр второго плана Константин Сухарьков.
Фото Натальи Малыхиной
С 23 августа начнутся летние съёмки. В Большом Городище будем снимать сцены войсковых манёвров. Поэтому сейчас для массовки нам в основном требовались мужчины. По сюжету, солдаты готовились выступить перед императором, на высоком холме для царя поставили шатёр, но он не приехал.
Старики, женщины и дети тоже здесь задействованы. Они смотрят, как тренируются войска на площади. Дети – нам надо в картину восемь-десять человек – в фильме будут подражать, пытаться повторить действия солдат. Их отцы в царской армии, а тогда служили по 25 лет, ребятишки не помнили или никогда не видели отцов.
В Васильково съёмки пройдут одним днём, и мы уедем. Вернёмся в конце ноября, и весь декабрь будем снимать большой зимний блок. По сценарию в Васильково произойдёт много событий. Мы снимаем тут большую массовую сцену святочных народных гуляний, прибытие войск в село, встречи Муравьёва-Апостола с соратниками, декабристами.
— В группе в «ВКонтакте» вы просили приходить на кастинг «с усами и без бровей».
— Мы искали такие лица, чтобы, глядя на них, создавалось ощущение, что именно эти люди могли жить в том веке и именно в этом селе. Фотографий людей того времени нет, находить похожие лица, образы нам помогают портреты и гравюры XIX века. Это единственный сегодня источник информации, от которого можно оттолкнуться.
Для армейских подразделений нам нужны лица с усами, потому что в то время это было модно. Поэтому мужчин по‑дружески просили не бриться. А вот с девушками, женщинами сложнее. У многих татуаж бровей, ресниц. Модно. Но для наших художников по гриму это будет большая проблема.
— Как проходил кастинг в большое кино?
— Шебекинцы мне очень понравились. Замечательные люди, много открытых, добрых лиц. С кем‑то я по 30 минут разговаривал, с другими 10 хватало. Кого‑то я просил почитать стихотворения, у меня были с собой «Мойдодыр» Корнея Чуковского и Маяковский. Вполне возможно, что режиссёр кому‑то захочет дать реплику, слово. Сценарий сценарием, но кино – такая вещь…
Я всегда пытаюсь расшевелить человека, сидящего напротив, чтобы понять его темперамент, ухватить живость характера. Некоторые рассказывали о жизненных проблемах. Иногда слушаю – сердце сожмёт, и я понимаю, что дальше не надо давать человеку идти по этой тропе, рассказывать о своей судьбе. Потому что вижу, что человек приближается к границе собственного срыва.
С мужчинами дело шло как‑то побыстрее. Некоторые очень артистичные. Много военных пенсионеров, которые очень чётко, быстро и ясно отвечали. Спрашиваю: «Вопросы есть?» – «Да нет. Ну, посмотрим. Побегаем. Кино ж, ёлки…» С такими людьми мне интересно.
Есть чуть более закрытые. Сидит, смотрит на тебя букой, зажался. А выйдешь покурить – и он там, и завязывается разговор, и видишь, что он совсем другой. Я понимаю: люди не привыкли. Для них, конечно, событие, что приехали снимать кино.
Они пока не знают, что это такое. Это только Москва и Питер избалованы съёмками сериалов и кино, там много актёров массовых сцен, которые уже называют себя профессионалами. А здесь всё всем в диковинку. Кому‑то просто интересно узнать, что такое кастинг. Другому очень хочется сняться в кино, он считает кино праздником. Но это не так.
Это тяжёлая работа, по 12–14 часов, где надо подчиняться интересам картины, задачам режиссёра. Надо доехать до съёмочной площадки, переодеться в историческое платье, загримироваться, затем повторять одну и ту же сцену по несколько раз. Потом разгримироваться, переодеться. А завтра всё сначала. И так месяц. Объясняем, спрашиваем, готовы ли на это люди? Разговариваем с родителями, смогут ли они привозить ребёнка и находиться с ним рядом весь съёмочный день.
На кастинг пришли мужчина 83 лет и женщина 78. При всём их позитиве и боевом настрое я побоялся взять на себя такую ответственность, потому что день на ногах, на улице, в одном случае на солнце, потом месяц зимних съемок – для них это слишком тяжело.
На площадке я буду объяснять, как нужно работать, что делать. Всегда стараюсь создать общий коллектив, где нет места ругани, склокам, обидам. Пусть на короткое время, но мне эти люди становятся близкими. Самое для меня трудное – когда отстраняешь человека от съёмок. Ведь это я посеял в нём надежду, пообещал.
— Вы всех набрали? Больше никто не нужен в массовку?
— Кастинг на летний блок окончен. Для зимних сцен выберем людей из этого блока и проведем ещё набор.
Ещё нужны актёры эпизодических ролей, которые мы можем предложить артистам вашего драматического театра. На роль ветерана войны с Наполеоном ищем мужчину в возрасте за 50. Без ног. Надеюсь, нам помогут местные общества инвалидов. Не знаю, получится или нет найти такого человека. Здесь есть, наверное, юридические и психологические тонкости, на которые не каждый согласится.
— Сколько платят актёрам массовки?
— Если хотите, посмотрите в Интернете. О финансах со мной говорить бесполезно. У моей группы второго плана творческие задачи. Приедут люди, озвучат ставки. А я не знаю.
На кастинге кто‑то про деньги тоже спрашивал. А другие говорили: «Да, не надо. Готов работать с вами бесплатно. 24 часа в сутки в грязи, в снегу, только возьмите меня».
— Останется ли после съёмок кинодеревня в Дмитриевке?
— Никто не собирается увозить декорации, разбирать или сжигать. Хотя по сюжету один из домов пострадает, случится пожар. Васильково останется у вас. Как правило, находится съёмочная группа, которая тут захочет поснимать ещё какое‑нибудь кино. Но пока на экраны не выйдет картина, для которой создавались декорации, это запрещено.
Справка. Действие фильма «Союз спасения» происходит в первой четверти XIX века. Тайные сообщества в России объединяются в одну силу под названием «Союз спасения». В основе сюжета – история военного заговора, атмосфера внутри общества декабристов, их планы по свержению царской власти.
Картиину снимает кинокомпания «Дирекция кино», продюсер Анатолий Максимов.
Режиссёр картины Андрей Кравчук, снял фильмы«Итальянец», «Адмирал», «Викинг», работал над сериалами «Чёрный ворон», «Улицы разбитых фонарей».
Сценарий написали Никита Высоцкий и Олег Маловичко. В картине заняты Максим Матвеев, Иван Колесников, Игорь Петренко, Александр Лазарев-младший, Антон Шагин, Иван Янковский.
В прокат фильм «Союз Спасения» планируют выпустить в декабре 2019-го.