В конце декабря 2016 года в мэрию Белгорода пришло послание по электронной почте. Руководитель клуба любителей русского языка «Матрёшка» из монгольского города Чолбайсан Ольга Шабонова писала:
«Меня интересует Дудукалов Андрей Александрович, который родился в Воронежской области, село Зейделевка (так написано в Энциклопедии Забайкалья), ищу о нём материалы. Он был первым директором ветеринарной школы в Монголии в 1921–24 гг., он врач-эпидемиолог. В 1936 г. умер на Соловецких островах. В Воронежской области нет такого села, нашла вашу область и село не Зейделевка. Может быть, опечатка была?»
С Зейделевкой – Вейделевкой разобрались быстро. Выяснилось также, что Ольга Шабонова более четверти века живёт в Монголии, в семье военнослужащего. В её клубе изучают русскую культуру, язык, традиции. Обо всём, что связано с Россией, Ольга Николаевна рассказывает своим ученикам в местном колледже, школах, на встречах с жителями Чойбалсана.
Поскольку дело касается области, из мэрии письмо Шабоновой передали в администрацию губернатора. Оттуда оно по инстанциям дошло до главы Вейделевского района Анатолия Тарасенко и местного краеведческого музея.
«Для нас это стало очень радостным событием, – признаётся директор музея Марина Ушатова. – У нас более 300 уроженцев, прославивших район в масштабах всей страны. И выяснилось, что появился ещё один вейделевец, отличившийся за рубежом».
Поисками земляка занялась научный сотрудник музея Наталья Иванова.
«Поскольку в письме из Монголии содержалась просьба найти родственников, начали с социальных сетей, – вспоминает Наталья Николаевна. – Дудукаловы нашлись в соседних районах, но, к сожалению, не те».
Наталья Иванова.
Фото Юрия Коренько
Наталья Иванова продолжила изучать интернет-ресурсы, отправила запросы в архивы Архангельской, Белгородской, Воронежской, Омской областей. И даже в Национальный архив Эстонии в городе Тарту (бывший Юрьев), где Дудукалов окончил ветеринарный институт.
Обращалась в Соловецкий музей-заповедник. Там информацию о Дудукалове не нашли, но порекомендовали сделать запрос в Забайкальское краевое управление ФСБ. Оттуда прислали сохранившиеся копии архивных материалов уголовного дела.
«Подтвердилось, что родом наш Дудукалов действительно из Вейделевки, для нас это принципиально важно», – констатирует директор музея.
По крупицам находили материалы в Забайкальском краеведческом музее, столичных ВНИИ экспериментальной ветеринарии, Академии ветеринарной медицины и биотехнологии, Омском ВНИИ бруцеллёза и туберкулёза животных.
И картина постепенно нарисовалась.
Начало ХХ века. Наука проникала в степи Забайкалья и на Дальний Восток. С 1900 года местные скотоводы осознали пользу ветеринарии и стали обращаться за ветпомощью. Большую часть лекарств для прививок производили на Забайкальской станции для добывания сыворотки, которая была организована в 1896–1897 годах.
В Чите открыли бактериологическую лабораторию. Позже её переименовали в противочумную станцию. Животные болели в основном чумой, сибирской язвой, ящуром, воспалением лёгких.
В июле 1901 года заведующим Забайкальской противочумной станцией назначили Андрея Дудукалова.
Выписка из протокола ОГПУ.
Фото Олега Гончаренко
Родился он в купеческой семье 26 июля 1868 года в селе Вейделевка тогдашней Воронежской губернии. Неизвестно, почему Андрей Александрович не пошёл по отцовской стезе. Можно предположить, что виной тому дух времени. Бурное развитие науки, тяга к ней молодёжи, реальные карьерные перспективы. Наконец, отрицание патриархального быта.
Версия правдоподобна. Дудукалов с юности придерживался прогрессивных взглядов. Известно, что в Старобельской гимназии Харьковской губернии он состоял в народовольческом кружке М. Эспровича.
В 1893 году Андрей Дудукалов окончил Юрьевский ветеринарный институт. И пошёл служить по военно-медицинскому ведомству в Кубанской области (территория Кубанского казачьего войска). Затем – в Санкт-Петербурге, где одновременно повышал квалификацию в химической лаборатории Императорского института экспериментальной медицины.
Военные на месте не сидят. Молодой ветеринар служил и в Уральской области (это земли Уральского казачьего войска), и в Тифлисской губернии. Наконец, в 1899 году попечитель Императорского института экспериментальной медицины принц Ольденбургский командировал его в Забайкалье.
В августе 1905 года Андрей Александрович получил орден Святого Станислава III степени «за отлично-усердную службу и труды, понесённые во время военных действий». Во время Русско-Японской войны он служил главным ветврачом тыла Маньчжурской армии.
После отдыха в путешествии по Европе в 1906–1907 годах Дудукалова назначили главным ветеринаром Читинского региона. В 1911-м под его контроль передали территории Северного Китая и Монголии.
С началом Первой мировой войны он стал заместителем, потом начальником монгольской экспедиции по заготовке мяса для Русской армии. После установления советской власти с 1919 года во Владивостоке заведовал мясным отделом Центросоюза. Потом в китайском Тяньцзине основал частную ветеринарную лечебницу.
И вновь перебрался в Монголию. Положение дел в этой стране знал как свои пять пальцев, был готов к продуктивной работе. Одной из форм помощи молодой республике со стороны Советской России стала организация в ней ветеринарной службы. В 1921–1924 годах Дудукалов был в Монголии директором ветеринарной школы.
Диплом ветеринара Дудукалова.
Фото Олега Гончаренко
В 1923-м при монгольском МВД под руководством Андрея Александровича создали ветеринарно-зоотехническое управление. Его сотрудники без устали пересекали монгольские степи, направляя в аймаки (районы) передвижные ветлаборатории.
Народное правительство Монголии приобрело в России противочумную лабораторию, основав её под Улан-Батором. Она тоже работала в структуре управления Дудукалова и впоследствии стала базой для создания крупного биокомбината.
Можно себе представить, что такое ветеринария для скотоводческой Монголии. Основа безопасности национальной экономики – ни больше ни меньше. Андрей Дудукалов из Вейделевки стал её основателем.
Результаты работы ветеринарно-зоотехнического управления Монголии были учтены при подписании с СССР в 1930 году межгосударственной санитарной конвенции.
Впрочем, к этому времени Андрей Александрович уже переехал в Москву. Там он работал в Государственном институте экспериментальной ветеринарии заведующим бактериологической лабораторией по изучению чумы свиней.
Трудясь по специальности, был, должно быть, счастлив. С супругой, Надеждой Яковлевной, они воспитывали дочерей Аллу и Галину.
Но по стране шли репрессии. 20 июля 1932 года Дудукалова арестовали. Этапировали в Читу по так называемому делу ветеринарных врачей. 21 апреля 1933 года коллегия ОГПУ СССР приговорила его к высшей мере наказания. Расстрел заменили десятью годами лагерей. В них Андрей Дудукалов исчез бесследно.
«4 января 1957 г. был реабилитирован военным трибуналом Забайкальского военного округа, – сообщили в Вейделевку из Забайкальского управления ФСБ. – Сведений о месте отбывания наказания, о дате смерти и о месте захоронения Дудукалова А. А. не имеется».
Андрей Дудукалов был награждён орденами Святого Станислава III степени, Святой Анны III степени, монгольским орденом «Эрдыны-Вагир» высшей степени. Помнят о нём коллеги-ветеринары в профильных научных учреждениях страны. Добром вспоминают в Монголии. Теперь помнят и в Вейделевке.