Сформированный в июле 1943 года, по боевому и численному составу фронт стал самым мощным резервом Великой Отечественной войны и кардинально изменил ход событий в Белгородско-Харьковской наступательной операции.
«Маршал Конев вспоминал, как в июне 1943 года Сталин пригласил его в Кремль, обсуждая положение на передовой. Несколько раз в разговоре он упомянул, что войска движутся по степям, и предложил так и назвать новый фронт – Степной. Это название потом очень полюбил его командующий – тогда ещё генерал-полковник Иван Конев», – рассказывает старший научный сотрудник музея-диорамы Лариса Гончарова.
Территория боевых действий Курской битвы составляла 135 тыс. м2. Несмотря на мощную оборону, к 10 июля немецко-фашистские войска смогли потеснить Красную армию на 35 км южного фаса. Остановило наступление врага введение 18 июля войск Степного фронта, в который влились 5-я гвардейская танковая, 5-я гвардейская и другие армии.
Командир 270-го гвардейского стрелкового полка 89-й гвардейской стрелковой дивизии Николай Прошунин, освобождавший Белгород, спустя годы вспоминал, как между боями в степи его остановил незнакомый полковник и приказал доложить обстановку командующему фронту. В этот момент из машины вышел Конев и, выслушав доклад, сказал Прошунину: возьмёте Белгород – будете награждены. Николай Прошунин в шутку приоткрыл плащ-палатку, показав уже имеющиеся на груди ордена, и коротко сказал: «Город будет взят».
Спустя 20 лет, 1 августа 1963 года, Прошунин и Конев встретились в Белгороде снова – на церемонии присвоения им звания «Почётный гражданин города». Имена обоих фронтовиков носят улицы областного центра, а в честь прославленного командующего Степным фронтом установлен его памятный бюст.
В августе 2013 года их дочери, Наталья Конева и Татьяна Прошунина, приехали в Белгород и передали музею-диораме семейные реликвии, принадлежавшие отцам.
Нынешний 75-летний юбилей Курской битвы и освобождения Белгорода запомнится не только выставками, встречами, но и участием в них родных командующего Степным фронтом Ивана Конева – его дочери Наталии и внучки Елены.
Наталия Конева.
Фото Ольги Бондаревой
Открывая в музее-диораме выставку «Степной фронт в Курской битве», Наталия Ивановна отметила, что подвиги героев Великой Отечественной на долгие годы заложили в нашем народе генетическую, подсознательную потребность вызывать огонь на себя. Ей и сегодня следуют люди в экстремальных ситуациях, требующих мужества и самопожертвования. И нам важно не потерять её.
«К сожалению, дистанция времени, уход живых свидетелей войны будут снижать отношение к событиям Великой Отечественной, – считает Наталия Конева. – Я это хорошо вижу. Но это не значит, что глубокое ощущение патриотической базы, на которой мы стоим, должно размываться, по крайней мере в нашем народе, оно должно сохраняться».
Делать это, по её мнению, следует самыми разными, в том числе современными способами: через песни, компьютерные игры, интернет-программы. При этом нельзя обезличивать исторические события, обобщать их участников одним словом – народ.
«Мы должны пестовать своих героев, называя их имена, давать плотный исторический бульон, подчёркивая значимость подвига конкретного человека в конкретных обстоятельствах», – считает Конева.
Она сама и внучка маршала Елена много сил вкладывают в сохранение памяти о своём отце и деде Иване Коневе, других участниках Великой Отечественной. На юбилейную выставку Степного фронта они привезли вышитый шёлком портрет Ивана Конева, фотографии, документы и рубашку-вышиванку – подарок украинского народа в знак признательности за освобождение.
Но настоящим откровением праздника в музее-диораме стала премьера фильма, который много лет пробивали наши героини и который снял Первый канал, «Маршал Конев. Иван в Европе». Его, как мне кажется, должен посмотреть не только каждый белгородец, россиянин, но и все жители европейских городов, которые освобождал 2-й Украинский фронт (20 октября 1943-го, выполнив свою миссию, Степной фронт был преобразован во 2-й Украинский – прим. авт.) под командованием Ивана Конева.
Если коротко, то это история о том, как маршал, происходивший из обычной крестьянской семьи, показывал европейцам пример истинного гуманизма, интеллигентности и культуры. И тем самым разрушал в их глазах вечный стереотип дикого, необразованного русского человека, Ивана-варвара.
Конев отказался вступать в Освенцим вместе с нашими войсками – как объяснял потом, он понимал, что у него впереди большая миротворческая миссия, и он боялся обозлиться, потерять толерантность к поверженному врагу.
12 марта 1945 года от американских бомбардировок сгорело здание Венской оперы. Иван Конев, три месяца спустя назначенный верховным комиссаром Австрии, добился, чтобы советское правительство выделило на восстановление здания 2 млн австрийских шиллингов. СССР был в руинах, но нам нужно было противопоставить разрушителям новый взгляд на ценности мировой культуры, которые должны принадлежать всем.
В освобождённом (а также сожжённом дотла союзниками) Дрездене он первым делом приказал разыскать спрятанные немцами сокровища знаменитой картинной галереи. Их, в том числе «Сикстинскую Мадонну», нашли в заминированных шахтах, которые наши солдаты обезвреживали с риском для жизни. Сокровища отправили в Москву на реставрацию и, выставив в 1955 году в Пушкинском музее на обозрение советских людей всего на один день, передали затем немецкому правительству – беспрецедентный случай в истории человечества.
Все эти факты европейцы прекрасно помнили после войны: на зданиях Венской оперы и Дрезденской галереи висели таблички с упоминанием того, кому они обязаны своим спасением, а во многих европейских городах стояли памятники Ивану Коневу. Большую часть из них демонтировали (сейчас пытаются сохранить памятник маршалу в Праге – прим. ред.), а заодно хотят переделать историю, представив солдат Красной армии агрессорами, поправшими свободу.
…По стечению обстоятельств на кинопросмотре в музее-диораме оказалась Татьяна Герасимова, которая 15-летней девчонкой в 1955 году попала на ту самую выставку дрезденских картин перед их отправкой в Германию.
«Я счастлива, что видела «Сикстинскую Мадонну», забыть эту картину невозможно, и словами передать свои чувства от неё нельзя, – призналась Татьяна Константиновна. – Даже страшно представить, что мир мог её потерять. И Ивану Коневу только за её спасение нужно поклониться всем миром, не говоря уже про его другие благие дела».
Татьяна Герасимова.
Фото Ольги Бондаревой
Выставка «Степной фронт в Курской битве» будет работать до 16 сентября.