Есть нюансы, которые нужно знать, считает байкер Насчёт тех же заправок: они там реже встречаются, и надо иметь с собой запас топлива в канистре.
Ещё догадался взять крем от загара.
«Там хоть и север, а в июле полярные дни и солнце круглые сутки жарит. У меня некоторые байкеры на месте уже крем брали: днём температура плюс 17–18, но у многих носы сгорели», – с улыбкой замечает Дмитрий.
Путешественник прихватил с собой и спальный мешок со специальным термопакетом, излучающим тепло, однако он не пригодился.
За 24 часа Туголуков с товарищем, который присоединился к нему в Москве, проехал 2 400 км. Остановились, уставшие, на берегу красивого озера, приготовили еду, поели, думали отдохнуть, но заморосил дождь. Пришлось собраться и ехать дальше, до Мурманска. В итоге за 30 часов получилось 2 700 км.
А на обратном пути от Мурманска до Питера – 1 400 км за световой день. И на следующий день из Питера в Старый Оскол – 1 350 км.
По словам Дмитрия, всё было в рамках ПДД: ехал он в основном по скоростным магистралям. Всего за неделю проехал около 6 тыс. км, на бензин потратил больше 20 тыс. рублей. Дмитрий работает электриком на ОЭМК и без помощи комбината вряд ли совершил бы этот мотопробег:
«Мне дали денег на бензин, это довольно большие расходы, самому было бы трудно потянуть».
Фото из личного архива Дмитрия
Маршрут гонщик проложил, чтобы не терять в скорости, по основным магистралям. Их, сказал он, стараются поддерживать в хорошем состоянии. Только на новом участке платной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом встречались проблемы.
«Он ещё не обжитой. Полотно отличное, но нет ни кафе, ни заправок, вместо них – временные мобильные пункты в виде контейнеров, из которых заливают бензин. Конструкция у них странная, боялся байк забрызгать и не стал заправляться. Только отъехал от такого контейнера и «высох» – на нашем языке это значит, что топливо закончилось. Пришлось первый раз воспользоваться канистрой. Там родилась фраза: «Доедем до нормальной заправки».
В Карелии на нескольких участках велись ремонтные работы и постоянно шёл дождь, здесь байкер немного потерял в темпе. На Кольском полуострове было пасмурно, но без дождей, и дороги нормальные.
«И виды там великолепные. Едешь, смотришь по сторонам. Сам Мурманск красивый. Он такой рельефный, в горах, вокруг бухты», – делится впечатлениями Дмитрий.
После Мурманска Туголуков отправился в старинный рыбацкий посёлок Териберка. Там прожили два дня в палатке. Еду готовили на газовой горелке.
«Териберка примечательна тем, что туда можно добраться по автомобильной дороге и увидеть открытое Баренцево море и Северный Ледовитый океан. С нами приехал парень – подводный рыбак с гарпуном, ушёл в океан на охоту, вернулся без рыбы, но с двумя крабами. Мы их сварили. Было круто».
Фото из личного архива Дмитрия
Поразил воображение старооскольца и бесконечный полярный день.
«У нас темнеет – понимаешь: всё, пора укладываться спать. А там возишься-возишься, потом смотришь на часы, а уже полпервого – час ночи, а на улице как было светло, так и осталось светло. Белые ночи, я их видел на обратном пути в Питере, это такие ночи, как у нас в яркую луну. А полярный день – это что‑то особенное, это как начинает солнце заходить, тени длинные, вот на этом уровне всё и остаётся, светло всегда, и солнце висит на небе постоянно».
Полярный день, Териберка, Северный Ледовитый океан, в который байкер окунулся, стела «Полярный круг» (она от Старого Оскола на расстоянии 2 200 км), легендарный атомоход «Ленин», на котором институтский преподаватель Туголукова по электромоторам монтировал оборудование, сам город-герой Мурманск – это цели, ради которых Дмитрий отправился в это неблизкое путешествие.
«Вообще, у меня есть мечта посетить все города-герои, их 12, у меня оставалось два – Мурманск и Смоленск. Вот Мурманск посетил. И ещё военные корабли хотелось увидеть. Увидел», – удовлетворённо отмечает староосколец.
И всё же одну задачу Дмитрий не выполнил – не уложился в самый крутой норматив всемирной мотоассоциации «Айрон батт» (с английского – «железная задница»): 2 500 км за 24 часа. Наградой байкеру-дальнобойщику служит международный сертификат из США.
Интересно, насколько реально намотать две с половиной тысячи по нашим дорогам?
«По нашим дорогам это как раз легче всего сделать. У нас кати и кати по прямой до горизонта. За границей, в Европе, сложней, – говорит староосколец, – там дал газу – и страна кончилась. Таможенные посты, серпантинные города. А в России – длинные участки, проезжаются в лёгкую».
Мотопутешествиями Туголуков занимается с 2000 года. В округе 200–400 км объехал почти все достопримечательности. Ездил по Крыму, Белоруссии, Украине, Грузии. Это маршруты по 1 500–2 000 км от дома.
Фото из личного архива Дмитрия
«Знаете, сколько достопримечательностей только в наших местах, о которых многие люди и не подозревают? Начиная от пещер в Холках, тут, за Мантурово, есть единственная в России действующая водяная мельница, – начинает перечислять байкер. – В Головчино, это в Грайворонском районе нашей области, старинное и таинственное Круглое здание. Дивногорье в Воронежской области. В Курской области – усадьба Марьино. Около Задонска – Кудыкина гора, шикарнейшее место, там стоит огромный Змей Горыныч, размером с пятиэтажку, и извергает пламя».
Есть у Туголукова что‑то вроде хобби, оно тоже связано с байками:
«Занимаюсь переводом с английского книг-инструкций по мотоциклам. В нашей стране я один, наверное, это делаю. Перевёл почти 40 книг, больше 20 тыс. страниц технического текста. По этому поводу я очень, грубо говоря, известен среди байкеров российских».
В следующем году Дмитрий хочет поехать на восток России – Урал, Байкал, Алтай. Дорога предстоит длинная, и там он надеется выполнить‑таки норматив – 2 500 км за 24 часа.
«А зачем люди восходят на Эльбрус, например. Они сами для себя ставят планки и покоряют. Так и у нас, байкеров. Важно хорошо одеться, иметь дождевик, – даёт практический совет Дмитрий, – потому что на скорости ветер выдувает тепло из человека. К этому нужно быть готовым. У меня ещё и мотоцикл такой конструкции, что ветер напрямую не попадает. Надёжный байк, он всегда привозит меня домой».