Валерий Масалитин: Уверенность в себе должна быть всегда

20.12.2019 7:53 0

Валерий Масалитин: Уверенность в себе должна быть всегда

Валерий Масалитин начал карьеру 16-летним в белгородском «Салюте», в 1991-м стал чемпионом страны и обладателем Кубка СССР вместе с ЦСКА. В составе «ЦСКА» в 1990-м в матче с волгоградским «Ротором» забил пять мячей, а в апреле 1994-го, выступая уже за «Спартак», сделал покер в ворота «Крыльев» и стал чемпионом и обладателем Кубка России. В 1997-м выиграл с «Копетдагом» чемпионат и Кубок Туркмении, забив гол в финале.

«Глаза горели, ноги бежали»

— Валерий Николаевич, расскажите, как вы начинали.

— Наверное, лет в семь пришёл в спорт: в первом классе учился. Раньше был дворовый футбол и хоккей. Зимой стоял на воротах в валенках. Мимо парень проходил, говорит: «Есть детский клуб «Факел» на Гагарина. Там хоккейная коробка». Пришёл туда: ни коньков, ничего нет. Дефицит был. Раздобыл где‑то «дутыши». Из валенок вырезал задники, чтобы нога не болталась. Потом клюшку дали, и потихонечку вот так всё пошло. А летом, естественно, играли в футбол. Лет в 14 встал выбор: хоккей или футбол? Хотя в третьем классе приезжали за мной из хоккейного ЦСКА: как‑то лучше получалось играть в хоккей. Ещё не было ни «Космоса», ни «Оранжевого льда», а хотелось чем‑то заниматься. В футбол тоже получалось, поэтому ушёл в ДЮСШ к Евгению Алексеевичу Сахаренкову. А потом получилось так, что в 16 с небольшим лет я дебютировал за «Салют» во второй лиге.

— Помните, как это было?

— Выпустили меня с орловским «Спартаком». Выиграли 1:0, и я гол забил. Где‑то 81–82-я минута шла. Серёга Шестаченко получил пас перед штрафной и покатил мне по диагонали. Я набежал и сильно пробил. Вратарь даже не успел руки поднять. И пошло сразу. Естественно, это дало толчок, мотивацию, уверенность. А уверенность в себе должна быть всегда. И в первый сезон за «Салют» я мячей 12 забил.

— Потом вы играли в ростовском СКА.

— В «Салюте» полтора сезона я отыграл. Вызвали в сборную СССР на «Переправу» – такой турнир был. Там тренером был Анзор Кавазашвили. В «Салют» как раз пришли игроки с тренером Валентином Михайловичем Хахоновым. Он сам из Ростова. Позвонил туда и сказал, что есть такой парень. Меня посмотрели на «Переправе» – всё, ждём тебя. Вот так я попал в СКА.

Конечно, тяжело было. Ведь школы, футбольного образования у меня никакого не было. Но была сумасшедшая скорость, чутьё, и бил я с обеих ног. Сейчас в принципе мало видишь тех, кто умеет одинаково хорошо бить и с правой, и с левой. А по тем временам это вообще была большая редкость. Очень много было суеты, глаза горели, ноги бежали, а куда бежать, куда открываться, пасы отдавать – непонятно. Я просился в дубль, где была отдушина. Там забивал, и меня обратно в основу возвращали.

— А ведь могли оказаться уже тогда в «Спартаке»…

— Как‑то пришёл после игры в Белгороде домой. Отец говорит: «Приходил кто‑то из «Спартака». Я: «Да ты что? Какой там «Спартак». Мне же было тогда 17 лет. Потом выяснилось: действительно приезжали. Был такой Валентин Иванович Покровский. Потом мы в «Спартаке» с ним пересеклись. Он приходил к родителям и просил, чтобы никуда меня не отдавали. Но близилась армия, поэтому я попал в ростовский СКА.

Валерий Масалитин: Уверенность в себе должна быть всегдаВ 1991 году Валерий Масалитин (пятый слева в верхнем ряду) стал чемпионом и обладателем Кубка СССР в составе московского ЦСКА.
Фото cskanews.com

— А дальше был ЦСКА – самый яркий период вашей карьеры.

— Да, в 1991 году всё взято было: и чемпионство, и Кубок СССР. Получилось так, что у ЦСКА были проблемы с нападающими. Был такой Владимир Петров – хоккеист наш знаменитый. Он тогда возглавлял футбол в армии. И вот он приехал в Ростов за мной. А нас тренировал тогда Владимир Федотов. И он мне говорит: «Валера, надо ехать». А я не хотел в ЦСКА: как‑то душа не лежала, с детства болел за киевское «Динамо». В итоге согласился и пришёл в ЦСКА в 1987 году. Меня, кстати, привёз Петров, а встретил Владислав Третьяк. Я и говорю: «Вы меня в футбол привезли играть или в хоккей?»

— Какой была первая игра за ЦСКА?

— Через два дня после того, как приехал, – игра с тбилисским «Динамо». Слева у нас играл Слава Медвидь. На первой минуте он получает мяч, я стою впереди. Мои мысли: «Сейчас сместится в центр, уберёт влево и пробьёт – мяч попадёт в штангу». Он так и делает. Мяч попадает в штангу, а я уже стою и забиваю головой. Вторая минута – 1:0 ведём. Потом Шенгелия сравнивает. Трава высокая. Пас даёшь – мяч притормаживает. Ну я Сулаквелидзе подзагонял чуть-чуть. И в конце он отдаёт Габелии, мяч тормозит, а я уже там – 2:1 на 85-й минуте.

Голландский «Витесс»? Да нет проблем!

— Как в 1990 году вы оказались в «Витессе»?

— В 1989 году мы играли на Кубок с «Ротором». И присутствовал президент «Витесса», который только наладил бизнес с нашей страной. И он после игры сказал, что хочет двоих: Татарчука и Масалитина. Начали документы готовить, начались разговоры какие‑то. А нам не говорили куда. Говорили, что едем в команду, которая идёт на первом месте. Открываем газету, а там на первом месте «Аякс». Не понимаем: что, как? «Аякс» – это вообще выше крыши. А мы только вышли в Высшую лигу из первой. И сразу туда ехать?

В итоге вместо Татарчука полетел Серёга Крутов: Бышовец (главный тренер олимпийской сборной СССР – прим. авт.) не отпустил Татарчука.

Прилетаем. Смотрим: телевидение, корреспонденты – просто рой стоит! Думаем: с кем же мы летели? Идём. Заходим в туалет – они за нами. Мы вообще не поймём, что такое. В туалете думаю: «Что‑то не то». Ну прилетели неизвестные люди из первой лиги. Необычно, конечно. Выходим из туалета: они все стоят, нас снимают. Forever, давай пресс-конференцию! Мы: «Подождите, у нас там багаж, надо его получить». Нам говорят: «Не переживайте, всё нормально». А мы только были в Италии, привезли вещей оттуда, всё это взяли с собой. Думаем: «Всё, пропали наши вещи».

Пресс-конференция где‑то часа полтора длилась. Выходим. Час ночи. Стоит наш багаж – всё целенькое, аккуратненько, на тележечках. Президент клуба грузит нас. У него тогда был 500-й «мерседес». Как дал 200 с чем‑то. Летим. Спрашивает: «Как долетели?» Отвечаю: «Нормально. Кочек не было».

— Что поразило в Голландии?

— Недельки через три после нашего приезда говорят: «Надо гимн записать». Приезжаем куда‑то на студию. Стоит три ящика «Хейнекена», вода, кофе, чай. Пиво все открывают, спокойно сидят, пьют.

Валерий Масалитин: Уверенность в себе должна быть всегдаФото cskamoskva.ru

— У нас такого и представить нельзя было?

— Конечно. Мы всегда прятались: не дай Бог кто‑то что‑то увидит. А здесь всё в открытую. Парень выпил пива, взял сигарету, покурил с тренером… Потом начались игры. Я ещё не был заявлен. Игра дома; заканчивается – президент клуба берёт большой поднос пива и ставит. Все стоят, общаются: игроки, их жёны, президент, тренер. Для меня, естественно, это дикость. Мне говорят: «Давай-давай, всё нормально, не переживай». Беру тоже пиво, общаюсь, все подходят, подбадривают: «Сейчас тебя заявят, ты нам поможешь».

Ещё тренер как‑то пригласил в гости. Частный дом. Заходим. Поставил музыку какую‑то русскую мне, показал русские книги. Буквально проходит 20 минут – стук в дверь. Заходит кто‑то, ставит ящик пива, накрывает огромный стол. По‑моему, даже столы свои принесли. Вся еда китайская. Разные блюда, выпивка. Посидели, я даже не помню, до скольки. Он: «Валер, завтра тренировка». Я: «Проблем нет». Опять приехала эта служба: 15 минут – и как будто ничего и не было. Думаю: «Нам бы так: куда‑то позвонил, приехали, всё сделали». 1990 год, Советский Союз: у нас, конечно, такого близко не было.

На тренировках и играх за дубль «Витесса» меньше трёх за игру я не забивал. Чудеса творил: желание, мотивация была большая.

— Но дальше вмешалась травма…

— Там такая игра была. Защитники по 2 м ростом. И получилось так: мяч летит, один чернокожий парень выпрыгивает вместе с коленом – и мне в позвоночник. Ну поболело, доиграл. Потом ногу тяну, чувствую: не могу бежать, ускориться. Лечился, выгибали мне там что‑то, ничего не могли сделать. Команда заняла четвёртое место и впервые попала в зону еврокубков.

Уехал домой и, считай, 3,5 месяца не играл: у меня межпозвоночный диск вылетел и было защемление нерва. Мучился. В Голландии неправильно диагноз поставили, хотя смотрели через всю аппаратуру, как положено. Только дома восстановился. И через игру я как раз пять мячей забил «Ротору».

— В Голландию больше не приглашали?

— Крутов продолжал играть в «Витессе». У меня же травма была, а смысл человека вызывать? Мы подписывали на полтора года контракты. В районе 150 тыс. гульденов. Считали, что мы уже миллионеры и нам пора заканчивать. Гульден был почти как немецкая марка, разница небольшая. Мы уехали одними из первых. Тяжёлый такой момент, что травму получил.

Валерий Масалитин: Уверенность в себе должна быть всегдаВалерий Масалитин хорошо играл не только ногами, но и головой.
Фото из личного архива футболиста

Чешская «Славия»: гол забил, но пролетел

— Как вы попали в Чехию?

— Конец 1991 года. У ЦСКА осталась игра с «Металлистом», которая уже ничего не решала. И я еду в чешскую «Славию». Они за мной уже года два просто охотились: увидели в Чехии на турнире армейских команд. У нас перерыв был летом, и мы туда уезжали. Классный турнир, кстати, был: игру отыграл – тут уже пиво стоит. Прилетаю. Всё нормально. Первая игра через день после прилёта. 1:0 выигрываем, я забиваю.

А в том году Лигу чемпионов выиграла белградская «Црвена Звезда». И у них был нападающий такой – Драгиша Бинич. «Славия» купила его за 2 млн долларов буквально за две недели передо мной.

По тренировкам, играм видно, что я практически на голову сильнее его. Менеджер меня вызывает: «Валера, я не знаю, что делать. Такая ситуация. Нам нужен игрок под нападающими. Мы видим, что у тебя пас хороший, можешь делать комбинации. Но мы купили Бинича за 2 млн, и его сейчас никуда не денем. Мы бы тебя взяли, но два года бомбили клуб факсами, а нам не разрешали купить». Ну такая жизненная ситуация. Говорю: «Ребята, проблем нет. У нас есть Вовка Татарчук – под нападающими разберётся только так». В итоге он уехал туда, года два с половиной или три отыграл там.

— За сколько же его купили?

— Там сложная ситуация была. Вообще трансфер – 800 тыс. долларов. Но до клуба, по‑моему, ничего не дошло. Какие‑то тёмные дела. Или руководство, или агенты весёлые были.

— Вы могли продолжить карьеру в Германии, но не сложилось. Почему?

— Из Праги пригласили в «Динамо Дрезден». Приезжаю. Начал там носиться, тоже чудеса творить. На тренировках просто издевался над ними. А тем более после Голландии, где меня убивали на каждой тренировке. Здесь то же самое: начали пробовать – слабенький или нет? Ну я пару раз вставил так, что они сказали: «Хватит». Говорю: «Нет, я только начал». Гонял их, как шариков. Ну это надо было видеть. В итоге мне говорят: «Всё, высылаем на клуб документы, ты оформляешься и к нам приезжаешь».

Потом долго не давали визу. Но снова приезжаю. Сдал все анализы, 24 рентгена сделали: все мои кости просветили. Всё оказалось нормально. У нас с президентом клуба был договор: 500 тыс. марок – трансфер, 15 тыс. марок – зарплата. В стартовый состав попал – ещё 1,5 тысячи. Набегали в общем хорошие премиальные. Плюс от трансфера мне что‑то полагалось. Дом снимают, машину дают, ещё что‑то. Стандартный набор легионера. И тут он вместо 15 говорит: 8 200. Мы же договаривались, я летел! С чем связано?

А потом время прошло, и стало всё понятно. Павел Садырин – тренер ЦСКА – отдыхал как раз в Германии. Везде в газетах начали писать, что Дрезден покупает суперталантливого нападающего. И он ринулся туда. «Я главный тренер, вот агент. Давайте нам деньги». Те: «Стоп. У него агент другой. Вот бумага подписана». Короче, они вмешались, а немцы вообще не поняли, кому что платить.

Естественно, я отказался, улетел домой. Это был 1992 год. Вернулся и начал опять играть за ЦСКА.

Все в шоке: «русская революция в «Бадахосе»

— Следующей вашей страной стала Испания.

— Да. Приходит как‑то агент испанский, Иньяки – тот ещё аферист. Наши ребята только начали уезжать из ЦСКА: Корнеев, Галямин, Кузнецов. И нас с Валерием Брошиным отправили в «Бадахос». Они только вышли в первую лигу в Испании. Мы приехали. Утром тренировка в 9:30. В полвосьмого встаём, а на термометре уже +43. Меньше 40 вообще не было. Спать невозможно. Кондиционер ломается, номера меняем. Дурдом.

Первая игра. Выезд. Меня и Брошина ставят в основу. Команду не знаем. Может, пару раз потренировались с ними. 1:1 играем. Я забиваю. Тайм играем – нас меняют, других просматривают. На другом выезде тренер опять ставит меня на тайм. Забиваю три, 4:1 выигрываем. Потом дома играем с кем‑то. Ещё за тайм три кладу. Они все в шоке. В газетах пишут: «Русская революция в Бадахосе, приехали игроки экстра-класса!»

Договаривались, что зарплата будет 10 тыс. долларов, плюс квартира и машина. Их всё это устраивало.

А в это время поехал из «Спартака» в «Вальядолид» Гена Перепаденко. Там не подошёл, приехал к нам. Во второй игре он выходит на замену минут на 15. Следующая игра дома – его удаляют где‑то на 20-й минуте. То есть его практически не видели. Но Гена уже мог немножко объясняться по‑испански. И они с тренером нашли общий язык. В итоге оставили его и Брошина.

На тренировку собрался полный стадион. Я вышел и через переводчика передал: «Ребята, извините, я сделал всё, что мог, видит Бог. Я вообще ничего не понимаю в жизни. Вы видели мою игру».

— Вас уже ждали в чешской «Сигме».

— Да. Но перед этим у меня ещё отец умер. И какой‑то негатив пошёл: то там облом, то там. В ЦСКА приезжаю – опять уезжаю. В «Сигме» тоже начались какие‑то непонятные движения. Нужен, не нужен… Трансфер большой, давайте убирать. Убрать нельзя. Короче, договорились так: 2 тыс. марок за игру. Пару-тройку игр сыграл, на замену выходил ещё. Потом сам пришёл к руководству: «Я уже не могу, пустой, как выжатый лимон. Ни эмоций, ничего нет. Просто так выходить – портить имя не могу. Давайте как‑то по обоюдному согласию расторгать. Я честно пришёл к вам». Они согласились и отпустили меня.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Расти большой, не будь лапшой. Можно ли вырасти, если уже перестал летать во сне Красавица, но чудовище. Почему американская белая бабочка стала персоной нон грата «Аудиокнигами не занимаюсь» Министерство труда России опубликовало список выходных дней 2018 года Невероятное онлайн казино Вулкан

Лента публикаций