Главной проблемой, с которой он начнёт работу, – разбирательства по ОСАГО.
Основные положения закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг начнут работать в России с сентября 2018 года. В Банке России отмечают, что институт финомбудсменов призван повысить доверие россиян к финансовым рынкам и инструментам, а также снизить число имущественных споров с банками, страховыми компаниями, микрофинансовыми организациями.
Разные сектора рынка поэтапно начнут исполнять решения финомбудсмена. В первую очередь он начнёт разбирать проблемы с обязательным автострахованием. Управляющий Отделением по Белгородской области ГУ Банка России по ЦФО Андрей Беленко отметил, что только в мае 2018 года из 188 обращений в регионе 99 касались ОСАГО. В большинстве российских регионов сложилась аналогичная картина.
В 2017 году 45 % всех выплат, присуждённых по решению белгородских судов, – это расходы на восстановительный ремонт по ОСАГО. Остальная часть, по данным Банка России, идёт на штрафы, пени, неустойки, оплату услуг сторонних организаций и т. д.
«Не удивительно, что в первую очередь по закону обязанность исполнять решения финомбудсмена вводится для страховых организаций: в сфере ОСАГО – с 1 июня 2019 года, в части остальных видов страхования – с 28 ноября 2019-го. Позже такая обязанность появится и для остальных участников финансового рынка: микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов, банков», – разъяснил Андрей Беленко.
Предлагаемый порядок работы с ОСАГО будет таков. Обратиться к финомбудсмену можно будет после того, как человек попытался самостоятельно урегулировать спор с финансовой организацией, и обязательно до подачи иска в суд.
То есть пострадавший в ДТП обращается к страховщику за выплатой по договору ОСАГО. Если ответ компании его не устроил, нужно будет направить страховой компании претензию. Если и в этом случае спор не урегулируется – можно смело идти к финомбудсмену.
Появление уполномоченного должно разгрузить суды, т. к. организации должны будут прислушиваться к мнению финомбудсмена. Его решение будет официальным документом, который приравняют к исполнительному судебному листу. Также новая схема может увести с рынка посредников, в том числе недобросовестных автоюристов.
Для граждан обращение к финомбудсмену будет бесплатным. И за экспертизы, которые надо будет сделать в ходе разбирательств, им платить не придётся. Посредники тоже смогут обращаться к уполномоченному, но платно. Обращаться можно будет в электронном виде, в том числе и через сайт Госуслуг или МФЦ. При этом лимит заявленных требований не должен превышать 500 тыс. рублей в рамках одного спора.
Финансовые компании, в том числе страховщики, смогут обращаться к финомбудсмену уже через 90 дней после вступления в силу закона, то есть в декабре 2018-го. Пока это будет добровольным досрочным присоединением к новой схеме. Полноценно же система заработает в 2019-м.