Большинство нарушителей те же, что и в 2017 году. Тогда за превышение нормативов сброса сточных вод наказали 15 организаций.
В прошлом году в водоёмы региона попало 133 млн кубометров сточных вод.
«60 % стоков сбросили с предприятий, занимающихся сбором, очисткой и распределением воды, – рассказала начальник отдела нормирования и администрирования платежей регионального управления Росприроднадзора Ирина Паленкова. – Производства по добыче железных руд открытым способом – более 20 %. Ещё 4 % стоков принесло животноводство».
В регионе очистные сооружения со сбросом сточных вод в водоёмы есть у 29 предприятий. В 2017-м за нарушение правил охраны водных объектов Росприроднадзор наказал 15 из них: они превысили нормативы допустимых сбросов в воду загрязняющих веществ.
Больше всего претензий – к старооскольскому водоканалу. Росприроднадзор направил в Арбитражный суд Белгородской области иск о взыскании с него ущерба, причинённого реке Оскол, – 639 тыс. рублей.
Наказали также шебекинский, валуйский, красногвардейский, яковлевский водоканалы, предприятия «Металл-групп», «Белэнергомаш», Стойленский ГОК и Ракитянский арматурный завод. Штрафы получили и семь должностных лиц.
«Основные причины неэффективной работы очистных сооружений – морально устаревшие конструкции и нарушения технологических регламентов при эксплуатации», – объяснила Паленкова.
С начала 2018 года за эти же нарушения наказали девять предприятий и семь должностных лиц. Сумма штрафов составила 187 тыс. рублей, 66 тыс. уже взыскали. По остальным ещё не истёк срок оплаты.
Нечистоты попадают в воды региона также из‑за неправильно обустроенных септиков. Начальник управления экологической безопасности Белгородской области Владимир Ермолин рассказал, что специалисты обследовали объекты рядом с Белгородским и Старооскольским водохранилищами и выяснили, что у 50 из них, находящихся в водоохранной зоне, нет централизованной канализации. Кроме того, они не имеют локальных очистных сооружений, а объекты водоотведения в нарушение Водного кодекса выполнены не из водонепроницаемых материалов.
«Это проблема не только водоохраных зон, – отметил Владимир Алексеевич. – Стройнадзор контролирует введение в эксплуатацию объектов водоотведения только в зданиях площадью более 1,5 тыс. кв. м и высотой более трёх этажей. А остальные объекты могут построить септик любой конструкции, хотя в проекте и у них обязательно должен быть септик из водонепроницаемых материалов. Но на стадии ввода этих зданий в эксплуатацию никакого контроля нет».
Водоканал даёт разрешение на подключение к централизованной сети водоснабжения, но тоже не контролирует качество септика. Таким образом, нечистоты загрязняют водоносные горизонты.
По мнению Ермолина, проблему можно решить на региональном уровне, если обязать проверять септик Стройнадзор или другую организацию, принимающую здания в эксплуатацию. При необходимости можно будет обратиться с соответствующей просьбой в Госдуму.
Анна Бессонова