С 12 июня в российском прокате стартовал политический детектив «Дело Собчака». Автором идеи выступает телеведущая, журналист, экс-кандидат в президенты России 2018 года Ксения Собчак, режиссер фильма — Вера Кричевская.
К фильму я относился с большим скепсисом. Во-первых, автор идеи — Ксения Собчак — дочь Анатолия Собчака (первый мэр Санкт-Петербурга). Ксения выступает как главный герой фильма. Во-вторых, в фильме не будет основных фактов, а только эмоциональная составляющая с красивыми музыкальными вставками, вроде того, что «был человек с большой буквы и ушел красиво», к сожалению, часто встречаешь такого плана документалку на федеральных каналах. Перед показом фильма я сидел с этими мыслями, но оказалось абсолютно обратное действие.
Кино повествует о яркой эпохе 90-х, о жизни Санкт-Петербурга, о духе свободы и предательстве. В фильме есть три главных героя — Анатолий Собчак, Борис Ельцин и Владимир Путин. У Ксении Собчак получилось на протяжении всей картины оставаться объективной. Главные герои не вызывают положительных или отрицательных эмоций, у каждого — своя правда, рассказанная его семьей, его соратниками и его врагами.
Фильм сложно отнести к политическому детективу. И назвать художественным язык не поворачивается. С одной стороны, есть факты и практически все свидетели этих событий, а с другой стороны, фильм не рождает культов личности, а наоборот — рассказывает о невозвратной эпохе 90-х.
«Дело Собчака» — не рассказ о каком-то отдельном уголовном деле, а больше о смысле жизни, о деле, к которому шел Анатолий Собчак. В настоящее время это забыто, а в 90-е его дело несло большой смысл — Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Самый драматичный момент в фильме: Анатолий Собчак говорит людям о том, что он изменил Конституцию, пишет законы, а люди кричат в ответ, что они замерзают и живут в притоне.
В фильме отлично отражено отношение нынешней власти к понятию «свобода», когда Дмитрий Анатольевич Медведев восторженно рассказывает о бесконечных митингах в Санкт-Петербурге. И как он свободно бегал по Питеру и расклеивал агитационный материал. Складывается такое ощущение, что Медведев сильно ностальгирует по тем временам, а сейчас уже не то, да и свобода уже не та. С одной стороны, смешно, и в этом есть абсурд настоящей действительности, а с другой стороны — грустно от того, что мы с вами имеем сейчас.
В начале фильма Ксения Собчак задает вопросы, на которые сама же находит ответы. Может быть вопрос: «Почему именно Путин?» — не главный в фильме, но хорошо показывает ответ на этот вопрос. Из фильма узнаешь, что, оказывается, травлю Собчаку устроил не сам Ельцин, а Александр Коржаков (экс-руководитель Службы безопасности президента Российской Федерации), а также понимаешь, что Анатолий Собчак плохо разбирался в людях, из-за этого были большие проблемы. А его ученик Владимир Путин — некий антагонист Собчака, который научился у него, как не нужно делать и вести себя в политике.
Большой плюс 2-часового фильма в том, что ты смотришь его на одном дыхании. Непросто советовать данный жанр к просмотру, но если вы ностальгируете по 90-м, то фильм зайдет, а если вы — поклонник Владимира Владимировича, то прошу в кинотеатры.