Мы продолжаем наш проект «Дай почитать». Сегодня мы решили расспросить людей, чья жизнь напрямую связана с книгами, о том, как они находят время для чтения, что и зачем читают.
— Когда у меня есть достаточно времени, а это бывает во время отпуска, он у нас длинный, я иду в библиотеку. Очень люблю перечитывать Виктора Астафьева. Недавно наткнулась на его произведение «Прокляты и убиты». У мен отец воевал, его забрали на фронт, когда ему было 17 лет. А у Астафьева эти Тоцкие лагеря, а отец вел маленький дневничок, и одна из записей: «Прибыли в Тоцкие лагеря». И я представила, как мой отец семнадцатилетним парнишкой прошел через все это. Это надо вдумчиво читать, когда времени много.
Распутин мне нравится. До 14 лет я росла в деревне, поэтому мне это близко.
С возрастом полюбила Улицкую, потому что у нее довольно многое объясняется с точки зрения пожившего человека: наступит момент, когда всех нас не станет — что мы после себя оставим, как нас будут вспоминать. И еще мне нравится, что из ее книг можно узнать много сведений из самых разных областей наук и одновременно у нее есть легкие, абсолютно приземленные рассказики. Может, у нее нет такого юмора, как в произведениях, которые быстро читают в метро или в маршрутке.
На короткое такое чтение я беру Викторию – ред Токареву. У нее тоже произведения разные. Первое, что из ее творчества меня зацепило, это «Лавина», и как-то дальше стала смотреть ее. Правда, в последнее время в ее рассказах стали повторяться герои, сюжетные линии. Читаешь и думаешь: «Это уже было там-то, это — там-то». Но у нее, наверное, в силу возраста, есть мысли, которые мне близки: взаимоотношения в семье, отношение к работе.
Была не так давно целый месяц на больничном и подумала: «Перечитаю-ка я Чехова». И мне показалось, что его пьесы все какие-то депрессивные. Написаны они были в такой период, да я еще болела. А вот коротенькие рассказы, которые он сам включил в собрание сочинений, хоть и написаны лет 200 назад, а так перекликаются с современностью.
Читать я начала еще до школы.
Ходила в библиотеку и читала бесконтрольно, никто за мной не следил, потому что я из большой семьи. Так, я в начальной школе прочитала «Тихий Дон». Что уж я там вычитала, но я помню, что я читала. Причем, батальные сцены я пропускала, а что-то бытовое — прочитывала. А сейчас, уже будучи взрослой, перечитываю с точки зрения каких-то трагических ситуаций: как сохранить семью в войну, например. А раз перечитала «Тихий Дон», решила перечитать еще и «Поднятую целину».
Но это все, когда есть достаточно времени. А когда его нет, я читаю две моих любимых газеты: «Аргументы и факты» и «Моя семья». В первой газете я узнаю какие-то факты: какие постановления вышли и прочее. А во второй мне нравится читать мнения людей на разные ситуации. Я даже приносила их в школу для учителей-пенсионеров, которые в школьную библиотеку приходили раньше.
В семье читали все. Отец-фронтовик в любую свободную минуту брал книгу в руки. Сестра даже писала стихи и даже публиковалась. Я писала юморески для студенческой газеты.
Подарили мне родственники электронную книгу и скачали туда то, что мне нравится. Но я не могу к ней привыкнуть. Мне кажется, что обычная книга, когда перелистнул страничку, потом еще, вернулся обратно — это лучше. Хотя в интернете я читаю. Есть интересные вещи. Даже старинные. Например, меня заинтересовало произведение «Ребро Адама», по которому снят фильм «Бабий дом».
Не могу назвать любимые книги или любимых авторов: их несколько — это те, которые я уже перечислила. Если выбирать между Улицкой и Токаревой, то мне ближе все-таки Улицкая. А если между Асафьевым и Распутиным, то Распутин. Хотя, конечно, зависят предпочтения от настроения и состояния души. Но, в любом случае, читать люблю.
Не все модные произведения принимаю. Например, Улицкой дали Букера за книгу «Переводчик…». Я начала и отложила, причем, я так ее ждала в библиотеке.
Свою жизнь без книги не представляю. Если выбирать между книгой и фильмом, я лучше книгу почитаю. Потому что есть возможность подумать, вернуться, в фильме за меня все увидел режиссер, мне больше нравится представлять все самой.