Танцевальные спектакли, посвященные Великой Отечественной войне — визитная карточка театра танца «Авиатор». Много лет подряд участники коллектива готовят ко Дню Победы танцевально-драматические постановки. В этом году спектакль был посвящен женщинам, провожавшим на фронт своих сыновей, мужей, любимых и с замиранием сердца, с бесконечной тревогой, ждущих их возвращения.
Еще повторим
Первые два показа «Время прощаться» состоялись в четверг днем. Танцоры уже за два часа до начала были на месте. Приготовить реквизит, переодеться — на все необходимо время.
— Давайте повторим финал, — предлагает руководитель «Авиатора» и одновременно режиссер-постановщик данс-спектакля Александра Токарева, хоть он уже и повторен на многочисленных репетициях, которые начались еще до Нового года.
На сцену начинают выходить ребята, одни уже в костюмах, другие еще в джинсах и футболках, несколько взбудораженные предстоящим выступлением. Финал пройден.
Танцоры расходятся по гримеркам и коридорам. Кто-то тихо-мирно сидит со смартфоном в руках, кто-то разговаривает. Ребята помладше отрабатывают сальто, которые им предстоит делать в одном из номеров, старшие дают мастер-класс, показывая, как лучше приземляться. В коридоре звонко стучат степовками — повторяют один из номеров. Здесь же заплетают самым младшим участницам спектакля косички, старшим — наносят грим. Обычная предвыступательная атмосфера.
Не до смеха
В зрительном зале тем временем начинают собираться зрители. Преимущественно — школьники, они приходят целыми классами. Рассаживаются по местам, вертятся, шумят. Между рядами бегают педагоги, пытаясь усмирить своих подопечных.
В зале гаснет свет. За кулисами разносится произнесенное чьим-то громовым шепотом:
— Начинаем!
Открывается занавес. На сцене — мирная, довоенная жизнь: семья за обеденным столом, звуки «Рио-Риты» с характерным хрустом из бутафорского патефона, мелкие обиды. Идиллическое настроение меняет беспощадный метроном — начинается война. Тревога чувствуется в каждой ноте и в каждом движении. Это первая часть спектакля — «Посвящение всем матерям».
Без единого слова здесь рассказывают о трагедии семьи, проводившей на фронт сначала отца, потом сына.
Звучит стихотворение «Над могилой моей не стой, не рыдай…» Я очень стараюсь не рыдать, чтобы не потекла тушь, но в носу щиплет и предательски выступают слезы.
Во второй части спектакля «Девочка в полосатой пижаме» на сцену выходят самые младшие данс-актеры. Разворачиваются выворачивающие наизнанку душу картины жизни в концлагерях. Замолкают даже самые непоседливые юные зрители, прекращая обсуждать школьные дела и глупо хихикать.
Окончательно школьников сражают трюки, которые проделывает средняя группа «Авиатора». Здесь уже не до смеха и разговоров, когда твои ровесники могут делать ТАК, а ты просто сидишь в зрительном зале. Все последующее действо они смотрят внимательнее.
От слез до мыслей
Третья часть постановки «Время прощаться» — «Музыкант», трогательная истории любви скрипача и девушки, трагически прерванная войной. И снова приходится поднимать голову повыше, чтобы не давать капать слезам.
Четвертая часть спектакля посвящалась все женщинам, не дождавшимся с фронта своих близких и так до конца и не поверивших в их смерть, называлась «Память».
Финал «Время прощаться», к счастью, был жизнеутверждающим. Под звуки «Комбата» группы «Любэ» не только танцевали, но и крутили сальто, фляги, кувыркались.
Александре Токаревой удивительно удается нагнетать в сценарии атмосферу безысходности, через пять минут снимая напряжение чем-то легким и жизнеутверждающим, но только затем, чтобы еще через пару минут заставить зрителя задуматься о жизни и смерти.
Так что, если вы не успели посмотреть спектакль в четверг, можете попытаться сделать это в понедельник, 7 мая, чтобы поплакать и подумать. Несколько билетов еще есть.