25 апреля на заседании региональной Общественной палаты обсудили ограничения прав граждан на доступ к информации через различные медийные каналы.
С докладом на эту тему выступил председатель комиссии по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Олег Шевцов.
По словам докладчика, в последние годы понятия «СМИ» и «медиа» перестали быть тождественны друг другу. Понятие «медиа» значительно шире, поскольку к нему можно отнести книги, фильмы, сайты, социальные сети и мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp и др.). Но если журналист отвечает за свои слова перед аудиторией и законом, то уровень ответственности администратора странички «ВКонтакте» или видеоблогера из YouTube намного ниже.
Шевцов привёл в пример музыкальный поединок (баттл) двух популярных рэперов, в котором они на протяжении часа общались матом. Видео набрало на YouTube более 30 млн просмотров. У контролирующих органов не возникло претензий к этому порталу, потому что он медиа, но не зарегистрирован как СМИ. Зато к ответственности привлекли РИА «Новости», «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты». На них наложили крупные штрафы за встраивание видеоролика в свои материалы.
«Таким образом, если ваш сайт зарегистрирован в Роскомнадзоре как СМИ, то вам материться нельзя. Но, если вам так уж нравится бранная лексика, просто не регистрируйте сайт как СМИ. В этом случае два почти одинаковых, на первый взгляд, сайта могут жить по разным законам», – рассказал докладчик.
Также председатель комиссии напомнил о блокировке Роскомнадзором мессенджера Telegram, владельцы которого отказались предоставить ключи, позволяющие получать доступ к переписке пользователей.
«В результате Telegram по‑прежнему доступен, зато технические проблемы возникли у нескольких интернет-СМИ Белгородской области, а по всей стране блокировке подверглись миллионы интернет-серверов. Безусловно, разумные ограничения доступа к информации в интересах нравственного развития детей и подростков, борьбы с терроризмом и т. д. не вызывают вопросов. Вопросы вызывает адекватность тех мер, которые мы наблюдаем, задачам, которые ставят перед собой государство и общество», – отметил Шевцов.
Руководитель БРОО содействия развитию патриотизма «Патриа» Пётр Горбунов добавил, что блокировка Telegram принесла комплексный негативный эффект. Во‑первых, сама цель не была достигнута: мессенджер по‑прежнему доступен. Во‑вторых, сильный удар был нанесён по развитию российской сферы ИТ-разработок. А главный удар пришёлся по престижу государства.
«Государство выставило себя на посмешище, – заявил Горбунов. – Мало того, блокировка вызвала недовольство молодёжи и способствовала объединению её протестного потенциала».
По словам директора начальной школы-детсада № 44, председателя регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» Лилии Кашириной, ограничения в медийной сфере негативно отразились и на сфере образования:
«В школе мы не можем заказать книги на сайтах книжных магазинов, не можем смотреть в онлайне концерты или мультфильмы для изучения иностранного языка. Из‑за фильтров мы, педагоги, даже новости не можем посмотреть. При этом у детей на телефонах подключён интернет без всяких фильтров, и они найдут всё, что им нужно и в школе, и за её пределами».
Аналогичного мнения придерживается директор белгородской филармонии Светлана Боруха, возглавляющая комиссию по образованию, культуре и молодёжной политике. По её словам, обсуждавшийся в филармонии проект, направленный на приобщение школьников к классической музыке, не получил развития из‑за фильтрации контента в школьных интрасетях.
В итоге в Общественной палате пришли к выводу, что нужно избегать ограничений прав медиа, поскольку репрессивные меры не приносят положительного эффекта. Общественники видят выход в повышении медийной грамотности аудитории.
«Полностью оградить пользователя, в том числе ребёнка, от негативной информации невозможно, – сообщил Олег Шевцов. – Но можно и нужно сформировать у гражданина иммунитет к медийным манипуляциям и фейковым новостям, неприятие контента, авторы которого используют сниженную лексику и апеллируют к низменным инстинктам».
Анна Бессонова