На прошедшем 29 марта заседании думы одним из докладчиков выступила Елена Жолобова. Она предоставила депутатам отчет о деятельности отдела здравоохранения и ответила на вопросы парламентариев.
Как отметила Елена Станиславовна, цель ее доклада — отобразить, как работало здравоохранение в 2017 году.
— Я обращу внимание только на основные вопросы и проблемы, — сразу сказала Елена Жолобова. — В целом, здравоохранение проработало стабильно, основные показатели как майских указов, так и дорожной карты выполнены. Основное, над чем мы работаем — это кадровый вопрос. В 2017 году в Первоуральске работало 411 врачей, 1238 человек — средний медицинский персонал. В прошлом году главврачи неплохо поработали, привлекли в город 30 врачей и 115 средних медработников. Но при этом кадровая проблема остается, потому что коэффициент совместительства достаточно высокий — 1,84 — при укомплектованности врачебными кадрами в 54%.
По словам Елены Станиславовны, от Министерства здравоохранения приходят «целевики» — в прошлом году пришло в отрасль 12 человек, 3 человека продолжили свое обучение в ординатуре. Кроме того, уже в 2018 году еще 13 человек зачислены на обучение по федеральному и областному бюджету, то есть через семь лет к нам должны прийти врачи первичного звена. Два врача получили так называемый «сельский миллион», отправившись на работу в сельскую местность.
Министерством здравоохранения активно проводятся конкурсы по повышению престижа профессии.
Муниципалитет также активно участвует в жизни врачей, однако на сегодняшний день в жилье нуждается 180 человек (30 человек из них — врачи). В прошлом году один врач и шесть средних медицинских работников получили квартиры. 32 специалиста получили пособия на заведение хозяйства, десяти человекам платят субсидии по договору найма жилых помещений.
Еще один показатель, над которым также работает Министерство здравоохранения — это медико-демографическая ситуация.
— На протяжении уже нескольких лет в Первоуральске, как и в целом по Западному округу, снижается рождаемость, — отметила Елена Станиславовна. — К сожалению, здравоохранение на это может повлиять лишь опосредовано: те задачи, которые перед нами стоят — снижение абортов и работа с девочками-подростками (проведение профосмотров) — полностью выполнены.
В Первоуральске снизилась и смертность. По словам Жолобовой, здравоохранение может влиять на этот показатель только в 15-20%.
— Мы добились неплохих показателей. По социально-значимым заболеваниям (таким, как туберкулез — ред.) произошло снижение смертности практически на 50%. Снизилось количество смертей от ДТП. На протяжении уже четырех лет в Первоуральске не зафиксирована материнская смертность.
Младенцы умирают меньше на 20% — Елена Жолобова оценила работу педиатрической службы как очень грамотную.
— 86% умерших детей погибли на втором и третьем уровне, то есть «тяжелые» детки умирают в областных учреждениях. Дети «на дому» — в Первоуральске самый высокий показатель по Западному округу и один из самых высоких по области — погибают от немедицинских причин: суицидов, пожаров, ДТП.
Наметилась тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний. Но продолжает увеличиваться смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ и инфекционных болезней.
— Данную смертность нам дают люди с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, — уточнила Елена Станиславовна, — погибают те, кто заразился еще в 90-е годы.
По структуре смертность осталась на прежнем уровне:
1 место — сердечно-сосудистые заболевания;
2 место — онкология;
3 место — травмы и отравления.
Среди трудоспособного населения смертность практически не изменилась и по структуре осталась прежней.
— Президент поставил нам задачу в этом году поработать с онкологией, — отметила Жолобова. — Конечно, у нас показатели достаточно высокие — как заболеваемости, так и смертности. В прошлом году показатель заболеваемости вырос, но мы расцениваем это как положительный факт — население идет, своевременно выявляем и оказываем медицинскую помощь. Но основное, над чем мы работаем, и положительные результаты уже есть — это выявление заболевания на первых двух стадиях. Наметилась тенденция к снижению одногодичной летальности.
Среди онкологических заболеваний занимает:
1 место — рак кожи;
2 место — рак легких;
3 место — рак молочной железы.
К группе риска относятся люди старше 50 лет. Причем, женщины болеют чаще мужчин на 7%.
— Конечно, вложений необходимо много. Одно из них — иммунизация девочек 12-13 лет против папилломавирусной инфекции. Мы обновили все исследования, провели расчеты — для того, чтобы привить эту возрастную группу, городу необходимо более 17 миллионов рублей. Конечно, мы понимаем, что для города это — достаточно емкое финансовое вложение, но, может быть, стоит начать с какого-то пилотного проекта — взять одну школу или один район, и привить девочек там. Я предлагаю уважаемым депутатам подумать и над этой проблемой.
Одним из самых действенных средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний Елена Жолобова назвала диспансеризацию.
— По Первоуральску данный вид помощи выполнен на 87%. Но население, к сожалению, до сих пор не очень активно приходит в лечебные учреждения. Напомню, что нынешняя диспансеризация принципиально отличается от проводимых ранее медицинских осмотров. Цель врачей — не только выявить новые заболевания, но и факторы риска, которые способствуют их развитию. Из всех граждан, которые прошли диспансеризацию, 4% — вновь выявленных заболеваний, 62% — те, у кого выявлены факторы риска, способствующие развитию инфаркта и инсульта (избыточный вес, небольшие физические нагрузки, давление).
Не обошла вниманием Елена Станиславовна и оказание медицинской помощи отдаленным территориям.
— Помощь оказывается на уровне ФАПов, ОВП, — отметила она. — кроме того, развернуто одно домовое хозяйство в деревне Ильмовка, там проживает 12 человек, им за прошлый год было оказано 19 медуслуг.
В Первоуральске работает 57 аптечных организаций, одна из них — на улицу Ватутина, работает круглосуточно.
— Эффективно работают программы льготного обеспечения граждан лекарствами. Я понимаю, что вопросов у пациентов и к вам, и к нам достаточно много, но по цифрам: обратилось и было обеспечено лекарствами 93% от всех льготников, по доступным лекарствам — 72%, — отметила Елена Станиславовна. — По городу — одна из самых больших сумм финансирования, которая выделена на данную программу. Практически в полтора раза увеличилось количество выписываемых лекарств (бесплатные рецепты) детям до трех лет и детям из многодетных семей — до шести лет.
Рассказала Елена Жолобова и о том, сколько сейчас зарабатывают врачи.
— Скажу сразу — финансирование недостаточное, средств не хватает, — отметила Елена Станиславовна. — Средняя заработная плата врачей по городу — 50 764 рубля, среднего медицинского персонала — 27 887 рублей (рост на 2,4%). В 2018 году поставлены определенные задачи, сейчас они выполняются.
Депутаты не оставили Елену Станиславовну без вопросов. Константин Коротаев уточнил некоторые моменты по диспансеризации.
— Я в прошлом году попытался воспользоваться такой услугой, как диспансеризация: пришел на прием к врачу, чтобы взять справку в бассейн. Мне сказали, что мой год попадает под диспансеризацию. Сделали что — замерили рост, вес, сняли кардиограмму, сдал анализы…
— И заполнили анкету, — добавила Жолобова.
— Да, заполнил. Пришел после всего этого к терапевту, она посмотрела, сказала: «Я не знаю, куда вас дальше отправлять. У вас все хорошо». Мол, идите домой, не мозольте глаза. У меня по этому поводу есть предложение: может, сделать какую-нибудь памятку для пациентов и для врачей? В каком порядке и какие процедуры должны проводиться.
— Я понимаю ваш вопрос, но, в любом случае, вся диспансеризация проходит согласно стандартам оказания медицинских услуг, — ответила Елена Станиславовна. — Того, что вы перечислили, достаточно для первого этапа диспансеризации. По этому скринингу врач уже смотрит, необходимо ли вас отправить на второй, более углубленный, этап. Но вы достаточно молодой человек, я думаю, что если вы здоровы — это замечательно. По памяткам — их в лечебных учреждениях достаточно. Кроме того, в больницах бегущей строкой отражаются именно вопросы по диспансеризации — какие года, с какой целью. Но мы еще раз поработаем над этим вопросом, хорошо.
Наталью Воробьеву заинтересовала вакцинация девочек подросткового возраста.
— Елена Станиславовна, вы сказали — вакцинация девочек, 17 миллионов рублей. Это только за год? Ведь девочки растут. Каждый год по 17 миллионов нужно? — уточнила Наталья Владимировна.
— Конечно. Областных средств на вакцинацию не выделяется.
— Сколько стоит одна вакцина? Смогут ли родители, если пожелают, сами заплатить?
— Одна вакцинация стоит порядка 4,5-5 тысяч рублей, — назвала цифры Жолобова. — Для завершения курса необходимо три прививки. Лет пять назад был такой областной проект, когда на первые две прививки деньги давала область, а третью должны были оплатить родители — мы обращались к ним с такой просьбой. Увы, по Первоуральску цифры были очень плачевные.
— Какой процент девочек сегодня прививается?
— Единицы. Желающих практически нет.
— Мне кажется, здесь мы находимся в какой-то зоне безграмотности, — включился в беседу глава города Валерий Хорев. — Может, это нужно где-то освещать, чтобы люди понимали? Я уверен, что родители, которые могут себе это позволить, побеспокоятся. Я вот впервые слышу, честно говоря. Не знаю, как остальные.
— Мы вернемся к этому вопросу, — пообещала Елена Станиславовна.
Депутат Геннадий Гарипов решил восстановить гендерную справедливость.
— А что, только девочек прививают? А мальчики?
— Прививают пока только девочек, — сказала Жолобова.
— А с чем это связано? Ну, для расширения кругозора…
— С особенностями физиологии, — улыбаясь, уточнила Елена Станиславовна. — Это для профилактики рака шейки матки…
— У нас матки нет, Геннадий Григорьевич, для нас не опасно, — подсказали Гарипову коллеги-мужчины.
— У нас другое есть, — попытался выйти из неловкой ситуации Геннадий Григорьевич, но Елене Жолобовой уже задали следующий вопрос.
— Можно нас сравнить с другими муниципалитетами, — попросил Валерий Хорев, — как там обстановка с вакцинацией?
— Я могу сравнить с территорией Западного округа, Первоуральск — передовой в этом отношении по росту заболеваемости. Еще раз говорю — это хорошо: научились смотреть, научились выявлять. Самое главное сейчас — снизить смертность.
— Но нас нужно сравнить с остальными, чтобы мы, по возможности, вошли в какие-то программы по финансированию, по выделению дополнительного оборудования. Мы стараемся попасть в программы по дорогам и чему-то прочему, а вот по больницам, по здравоохранению у нас, кроме скорой помощи, оборудования входных групп — глобального ничего нет. Может, нам нужны аппараты какие-то современные, чтобы первоуральцы не ездили в Екатеринбург, а проходили обследования на месте, здесь в городе?
— По оборудованию сейчас процесс немного приостановлен, потому что основное финансирование было выделено в годы модернизации, — напомнила Елена Жолобова. — Сейчас в плане крупного оборудования стоит вопрос по поводу ангиографа. По онкологии: опять же, по порядку оказания медицинской помощи, основная помощь больным оказывается в лечебных учреждениях третьего уровня — это онкодиспансер. Наша задача — своевременно заподозрить (это уровень участкового врача, поликлиники, самообращения) и своевременно направить. Для скринингового обследования у нас есть все. Но я вопрос поняла.