Волна расселения ветхих и аварийных домов Первоуральска пошла еще в 2015 году. Тогда, зимой 2015-го, бывшие жители трех хромпиковских бараков по Карбышева, Розы Люксембург и Мамина-Сибиряка стали обладателями новеньких квартир на Динасе. Сейчас же переселенцы второй и третьей волны активно борются с представителями первоуральской администрации, отстаивая свои желания в судебном порядке. Так, в №4 и №5 нашей газеты мы писали о ситуации, сложившейся с жителями дома №1 по улице Коммуны. Людям предлагают компенсацию, с которой те не согласны. Билимбаевцы планируют идти в суд. Обратная ситуация — когда первоуральцы требуют компенсацию за жилье вместо переселения, сложилась у семьи Берестовых с Мамина-Сибиряка, 3.
Мамина-Сибиряка, 3. Фото Анны Неволиной
О том, как жители аварийных домов борются с проблемами, смиряются с действительностью и уходят в никуда — в нашем материале.
— Здравствуйте, проходите! Смотрите, как у нас тут все устроено, — радушно встречает нас в дверях квартиры по улице Ильича Гуля Галимова.
Гуля Галимова. Фото Анны Неволиной
70 квадратных метров, как сообщает хозяйка. Три немаленькие комнаты, аккуратная кухня, раздельный санузел. Не верится, что когда-то жители двухэтажных бараков не желали переезжать сюда.
— Мы были против. Работа, дети, вся жизнь — на Хромпике. Не представляли, как переехать на Динас.
Гуля признается — они с мужем очень переживали за будущий переезд. Настолько, что дважды в месяц ездили на место строительства дома через весь город. За несколько месяцев свыклись с новыми перспективами, познакомились и со строителями, и с прорабом. Так Галимовым было спокойнее.
Фото Анны Неволиной
После переезда прошло два года, но Динас, говорит Гуля, не стал родным:
— Тяжело. Во-первых, работа на Хромпике. Час на работу туда трачу, час обратно. К внукам тоже через весь город ездим — сын четыре года назад специально приобрел жилье на Хромпике, чтобы быть ближе к нам. А мы, получается, взяли и уехали спустя два года. Конечно, мы привыкли к тому району. Но сейчас уже привыкли и к Динасу.
Фото Анны Неволиной
Гуля говорит, что у них с мужем были мысли продать квартиру, но покупатели не готовы отдавать большие деньги за трешку в этом новом доме. Кроме того, общую картину портит неприятное соседство — из бараков на Хромпике в новостройку пересилили и неблагополучный контингент.
Несмотря на все неудобства, Галимова не теряет оптимизма. И, как говорит женщина, другие переселенцы в большинстве своем тоже довольны новым жильем.
Фото Анны Неволиной
— С кем пересекаемся с Хромпика, всем нравится. Не понимаю, почему оставшиеся [в бараках] люди себя так ведут. Такое впечатление складывается, что они из таунхаусов переезжают сюда, на Динас. Я этого не понимаю. Ну, была у тебя квартира в бараке, теперь дают в новом доме. Поживи ты в хороших условиях, в нормальном жилье, — говорит Гуля.
Сейчас в первоуральском суде на рассмотрении находится заявление администрации муниципалитета к семье Берестовых. Берестовы — переселенцы второй волны, их дом №3 по Мамина-Сибиряка должны были полностью расселить в 2016 году.
Фото Анны Неволиной
Сейчас в здании тихо и холодно. В пропахшем кошачьей мочой подъезде нет отопления, но греются животные. Большинство семей уже покинули квартиры этого дома. Берестовы остались.
Фото Анны Неволиной
Елена Берестова еще в 2015 году в интервью нашей газете говорила о том, что ее не устраивает Динас:
— Мы даже подписи собирали, что не хотим на Динас. Вот, жильцов дома №2 по улице Розы Люксембург переселили удачно — на Береговую, и с балконом. Я согласна доплатить, если надо. Но нас никто не спрашивает, где мы хотим жить. Мы категорически против Динаса. Пусть Хромпик, пусть выбросы. Но тут и вокзалы рядом, и центр города не так далеко.
Фото Анны Неволиной
Свою точку зрения Елена отстаивает до сих пор. Добавилась, правда, еще одна причина для того, чтобы не уезжать с Мамина-Сибиряка — в интервью для Shaytanka.ru Берестовы рассказали, что их не устраивает планировка в квартире по Кирова, куда администрация предлагает переехать семье. Теперь уже не просто предлагает, требует — в судебном порядке.
Фото Анны Неволиной
Ответный иск от Берестовых, который принял судья — о взыскании в пользу семьи суммы в 2 293 477 рублей, сообщает Shaytanka.ru. Мы будем следить за развитием событий и расскажем о том, чем закончится это история.
11 января нынешнего года на портале Pervo.ru появилась новость об отключении электричества в бараках на Хромпике.
— Мы отключили электроэнергию только в тех жилых помещениях, хозяева которых уже переехали, — прокомментировала тогда начальник УЖКХиС Первоуральска Марина Шолохова. — Это делается, чтобы люди без определенного места жительства, люди пьющие, которых привлекает пустующее жилье, не устроили в квартирах пожар. Данные дома — деревянные, стены сложены из бруса, поэтому подвержены возгоранию. Как только ветхие дома окончательно опустеют, будет разыгран муниципальный контракт на их снос.
Начальник УЖКХиС Марина Шолохова.
Однако уже 21 января 2018 года огнем был охвачен барак по Мамина-Сибиряка, 5 — площадь пожара была 240 квадратных метров. В доме еще в начале января проживал мужчина, он планировал переезд 25 января. Неизвестно, успел ли житель спасти свои вещи. Сейчас дом выглядит удручающе.
Фото Анны Неволиной
Второй пожар, несмотря на меры предосторожности, предпринятые администрацией Первоуральска, произошел в начале февраля 2018 года во втором из трех домов, попавших под расселение — на Розы Люксембург, 10. На тот момент из дома уже уехали последние жильцы — семья Федотовых. Они так и не приняли возможность переезда на Кирова. Семья уехала на съемное жилье.
О том, почему Федотовым пришлось выехать из аварийного дома, и как сейчас они живут на съемной квартире, а также о судах семьи с администрацией, мы расскажем в следующем номере нашей газеты.