Какие народы жили на уральской земле, каковы достижения Среднего Урала в индустриализации, к каким проблемам привело развитие промышленности и как их стоит решать — эти и другие вопросы были затронуты авторами спектакля «Сказание о земле Уральской», премьера которого состоялась 9 февраля в театре «Вариант».
«Сказание о земле Уральской» отличается сложными декорациями. Фото Ивана Десятова
Около года ушло на подготовку данной постановки. Была проделана огромная работа по изучению исторических материалов о Среднем Урале. Сюжет спектакля рассказывает о том, откуда пришло название реки Чусовая, какие народы жили на этой земле, какой вклад внес уральский регион в развитие российской промышленности.
На премьере зал был полон. Фото Ивана Десятова
Актриса Татьяна Крылова и худрук Юрий Крылов проделали колоссальную работу — изучили историю и язык края, даже пообщались с практикующими шаманами.
Помогал им в этом специально приглашенный драматург Олег Михайлов, вошедший в десятку лучших драматургов России.
Декорациям уделили много внимания. Фото Ивана Десятова
Пьеса охватила четыре временных периода. Все начинается с бореалов: в этой части рассказывается об окончании последнего ледникового периода, о происхождении названия реки Чусовой, о народе Чудь и о женщине с крыльями, образ которой символизируют урало-сибирские артефакты. Далее следует эпоха Золотой Орды, где описывается заключение мирного договора между Русью и Ордой. Затем — времена правления Петра I и индустриализация реки Чусовой. Заключительный эпизод повествует о событиях времен царствования Екатерины II. Некоторые исторические факты, представленные в пьесе, являются спорными, но это ничуть не понижает уровень спектакля.
Труппа театра «Вариант» состоит из 10 человек. Каждый актер исполнил сразу несколько ролей.
Фото Ивана Десятова
Олег Кушнарев воплотил образы сразу пятерых героев: приближенного Петра I Андрея Виниуса, католического монаха, мастера, чиновника, представителя древнего народа. Олег Кушнарев охотно поделился секретом своих перевоплощений:
— В таком режиме мы работаем уже давно. Привыкли. Вживаемся в каждую роль постепенно. Это происходит на репетициях. Режиссер понимает, что это нелегко, поэтому не требует мгновенного результата.
«Живая» вода. Фото Ивана Десятова
В спектакле был сделан акцент на пластике, на танцевальных элементах. Отлично отработанные движения прекрасно дополняют дух обыгрываемой эпохи. Порадовали маленькие актеры театральной студии: в основном — дети самих актеров и других работников театра. Для юных актеров это — ценный опыт.
Фото Ивана Десятова
Главную роль реки Чусовой исполнила Оксана Крылова. Маленькая тайна ее образа заключалась в том, что актриса передвигалась по сцене на гироскутере, который дополнил движения актрисы еще большей плавностью, которая свойственна реке.
Фото Ивана Десятова
— Образ реки Чусовой был персонифицирован в человека, чтобы передать все те переживания и трудности, которые река перенесла. Персонификация дает Чусовой возможность взаимодействовать с людьми, донести до них свою боль. Ведь на самом деле река не сможет сказать, как ей больно и «грязно» от вредных химических отходов, сбрасываемых в ее воды, — поделился режиссер спектакля Леван Допуа.
Фото Ивана Десятова
Больше всего порадовали виртуальные декорации на многоуровневом мультимедийном экране — это и небо, и горы, и леса, и пламя. Управление каждым уровнем происходит отдельно. Например, картинка неба транслируется на верхнем горизонтальном уровне, изображение горы — на левом, лес — на правом. Таким образом создается эффект присутствия.
Фото Ивана Десятова
Музыкальное сопровождение было достойным. Музыка создавалась специально для постановки композитором Александром Фоминцевым. Особо порадовали костюмы, созданные профессионалами. Разработчик и художник по костюмам — Анна Жижилкина из Тюмени.
Фото Ивана Десятова
Среди зрителей оказались большие любители театра. Директор ПМК Ольга Антипина поделилась своими впечатлениями:
— Удивительная постановка. Видно, что работала слаженная команда. Редко встречаются спектакли, в которых сравнительно немного диалогов, много глубокого молчания, музыки. Потрясает сценография, использование современных мультимедийных средств. Хотелось бы подчеркнуть достойную игру актеров и прекрасные костюмы. Я рада поздравить первоуральцев с достойной премьерой.
Фото Ивана Десятова
Трудно сказать, рассчитан ли спектакль на широкие массы. В первую очередь, постановка будет интересна тем, кто любит историю и разбирается в ней.
Фото Ивана Десятова
Тем, кто не силен в истории, будет не так-то просто уловить сюжетную линию. Поэтому советуем воспользоваться предлагаемой перед спектаклем брошюрой, в которой кратко и доступно излагается содержание каждой части представления.
Фото Ивана Десятова