С ручным письмом дело с каждым годом обстоит все сложнее. Если раньше младшеклассников мучили уроками чистописания, то сегодня на палочки-крючочки обращается не столь много внимания. Ручное письмо все чаще заменяется напечатанными на компьютере буквами. Вот-вот отойдут в прошлое написанные от руки дневники о подростковых буднях и многокилометровые конспекты. А пока — «ручные» буквы в нашем проекте.
Фото Анны Неволиной
— Не помню, кто и когда учил меня писать. В школе, наверное. Ярких воспоминаний об этом процессе нет никаких. Вероятно, все гладко прошло. Сейчас писать приходится очень часто — это большАя часть работы. По сравнению с другими докторами, мой почерк просто каллиграфический. Ни коллеги, ни пациенты на мои записи не жалуются. Мой почерк вполне читабельный. Когда я быстро пишу, тороплюсь, пишу так, что сам потом прочитать не могу.
Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной
— Помню, что в школе учительница по русскому языку ругала меня за то, что у меня маленькие буквы. Она иногда не проверяла домашние задания, потому что не могла понять, что я написал. Поэтому она попросила писать для нее покрупнее. В итоге я везде писал одним почерком, а на русском — другим, не своим, крупным. Трудностей при обучении письму не запомнил. Почерк мой мне не нравится. И никогда не нравился. Как сказали, что он маленький, так и разлюбил его. Хотя меня особенно не волнует, как я пишу. Если я мелко пишу, строчки получаются очень ровные, со стороны выглядит красиво. Но когда начнешь читать — постороннему непонятно. А сам легко читаю. Раз на дворе XXI век, вручную редко пишу. Но все-таки пишу. Например, заметки. Если надо что-то запомнить, я пишу на стикерах. Когда я пишу вручную, то запоминаю лучше. И списки детей, которые у меня занимаются, я тоже пишу вручную.
Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной
— Училась писать я, как и многие, в начальной школе. Почерк у меня был ужасный. Я даже специально с ошибками писала — все равно непонятно. Меня мама и бабушка дополнительно учили писать по прописям. За корявый почерк родители никогда не ругали — какой смысл. Сейчас вообще это не важно, все электронное. Сейчас главное — скорость пальцев. От руки только бумажки заполняю — документы, договоры. Сейчас почерк стал гораздо лучше, потому что я пишу медленнее и аккуратнее. Но если посмотреть мои конспекты, когда я училась, это вообще капец, ужасно. Сама себя я читаю нормально. Еще с моим почерком справляется мама и иногда муж.
Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной
— Печатными буквами меня научила писать мама. Это довольно рано произошло, лет в пять я писала сама на открытках, разные послания родителям. Прописными буквами писать меня учили в школе. Задавали прописывать все эти палочки-крючочки. Мама говорит, что этому я готова была посвятить много времени, прописывая страницу за страницей. Причем, сначала я писала на черновик, а потом — на чистовик. И если где-то в чистовике была самая незначительная помарка, непременно мне надо было вырвать страницу и переписать заново — на этом настаивала я сама, а не мама. Делала это затем, чтобы мою тетрадку показывали в качестве примера на родительских собраниях. Ради этого я готова была все терпеть, только бы все выглядело красиво. Помню, что у меня коряво получалось писать соединение буквы «а» — там сначала вперед надо было вести ручку, а потом назад, и линия эта у меня никак не совпадала.
Это меня ужасно бесило. Я тренировалась дома, чтобы все получилось, как надо. Процесс обучения письму меня не напрягал. Если получалось красиво, это даже доставляло мне удовольствие. В детстве я мечтала писать, как мама. Она очень быстро и красиво пишет. У меня же так быстро получалась только первая пара буковок, а дальше шла просто волнистая линия. Так что мечта не сбылась: то ли я не выросла, то ли не судьба. У мамы «взрослый» почерк, а у меня так не получается. Когда я пишу спокойно, записи прочитать достаточно легко. Но когда я пишу лекцию, сама не всегда могу понять. На лекциях, чтобы не засыпать, я писала большими буквами — это помогало не уснуть. Некоторые спокойно разбирают мой почерк, а другие — нет. Писать я не очень люблю, потому что мне не нравится мой почерк, но все равно писать приходится. Мне больше нравится печатать на компьютере, потому что это выглядит эстетично.
Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной
— Писать учился в школе, до этого — не умел. По моему почерку видно, что прописывать палочки и крючочки мне удовольствия не доставляло. Учителя меня ругали, но это было бесполезно. Пока был маленький старался писать красиво, но безуспешно. Мне даже оценки всегда снижали за почерк. За содержание всегда хорошие были отметки, а за грамотность снижали из-за почерка. Учитель считала, что я специально плохо пишу, чтобы непонятно было. А я не специально. Пишу, как курица лапой, почерк мой мне не нравится. Свои записи сам читаю легко, а окружающие — с трудом. Сейчас очень редко пишу вручную, только если надо заполнить какие-нибудь документы.
Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной
— Помню, как учили читать, а вот писать… Скорее всего, это было в садике. У нас там были раскладные парты и прописи. Писать научилась легко, не помню, чтобы какой-то негатив с этим был связан. За то, что не очень грамотно пишу, ругали, за каллиграфию не хвалили. Мой почерк меня, в принципе, устраивает. Люди легко могут прочитать, что я пишу, буквы не лежачие, не мелкие. Недавно мне даже сделали комплимент из-за моего почерка: скидывала заказ, написанный от руки по вотсапу, а мне в ответ написали: «очень красивый почерк». Сейчас вручную писать приходится только в садике и в школе, чтобы заявления какие-нибудь заполнить.
Фото Анны Неволиной
P.S. Листы с надписями будем хранить в редакции в качестве артефактов. Планируем пополнять коллекцию.