«Когда я сказал шаману, что домой покупаю воду, он спросил: «Зачем ты там живешь?»

04.09.2019 16:18 5

«Когда я сказал шаману, что домой покупаю воду, он спросил: «Зачем ты там живешь?»


Для них все вокруг — живое

Режиссер Иван Головнев рассказал об этнографии, о том, как проходили съемки картин, как сложилась судьба у героев его фильмов, а также о планах, надеждах и развитии кино. Кинопоказ и творческая встреча прошли в рамках областного киномарафона «ЭтноФест», организованным Свердловским областным фильмофондом при поддержке Министерства культуры Свердловской области.

«Страна Удэхе» — фильм об удэхейцах, живущих в верховьях Самарги и во всем видящих жизнь. Лента рассказывает о быте, образе жизни, традиционных верованиях и связи с природой удэхейцев, одного из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Премьера картины состоялась на фестивале документального кино «Артдокфест» в декабре 2015 года. Фильм «Страна Удэхе» вошел в шорт-лист премии «Лавровая ветвь-2015» в категории «Лучший арт-фильм».

Посетители Инновационного культурного центра заворожено смотрели фильм, внимательно слушали рассказы героев.

— Во время съемок этого фильма я параллельно работал над диссертацией по истории этнического кино в нашей стране. Мой интерес связан с персоной Владимира Арсеньева — автора советского бестселлера «Дерсу Узала». И во время съемок нашего фильма «Страна Удэхе», мы шли по следам его экспедиций, — говорит Иван Головнев. — Внешне современный удэхейский поселок мало чем отличается от деревни российской средней полосы, но когда внутрь погружаешься — разница заметна. И она не только в национальных узорах на заборах и домах. Мы побывали в трех основных поселениях компактного проживания удэхейцев и везде сталкивались с одним и тем же — их врожденной природностью, которая сохранилась до наших дней. Для них все вокруг — живое, одушевленное. Как писал еще Арсеньев: «Они кругом видят жизнь». Верят, что в том, ином мире все, как и в этом: люди так же рождаются, живут и умирают.

Судьба Катерины

Действие второго фильма «Маленькая Катерина» происходит в Северозападной Сибири. Камера внимательно наблюдает, как маленькая девочка народа ханты, Катерина, исследует окружающий мир. Колка дров, кормление собак, разговоры с оленями — все «взрослые» занятия производятся с огромной концентрацией и поразительной самостоятельностью. Катерина учится различать голоса людей и животных. Но традиционное сосуществование с природой сотрясает появление нефтяной вышки неподалеку от кочевого лагеря Катерины.

Фильм вызвал у зрителей абсолютный восторг — стоило режиссеру зайти в зал, когда кончился просмотр, гости поблагодарили его бурными аплодисментами, а затем с пристрастием расспрашивали режиссера о картине. Особенно зрителей беспокоила судьба Катерины.

— Сейчас этого поселения, где жила семья девочки, больше нет, они вынуждены были переехать в небольшую деревню, где после развала советской не возникло новой системы. Раньше в этой деревне была школа, куда ходила Катерина, но и она закрылась. Девочке пришлось перебраться в интернат в более крупном поселке, — рассказывает режиссер. — Не так давно мы снимали там другое кино и виделись с Катериной, она приходила на пробы. Я помню, что многие этнопедагоги после просмотра фильма жалели девочку и говорили, что она не сможет адаптироваться к цивилизации. Все не так. Она хорошо учится, она — «звездочка» класса, хочет стать врачом.

«Моя среда — все-таки город»

Гости охотно задавали вопросы режиссеру, также их интересовало, как проходила работа над картинами, в каких условиях ему приходилось жить на Севере, и ел ли он сырую оленину, как принято у этих народов.

Последняя встреча в рамках областного киномарафона «ЭтноФест» пройдет в ИКЦ 28 ноября. В это день будут показаны этнические мультфильмы: «Солнце, Месяц, Ворон Воронович», «Маленькая Катерина», «Ряба» — режиссер Григорий Малышев, «Упрямый козел» Петра Закревского, «Бумеранг» Павла Погудина, «Обманщики» — режиссер Юрий Томилов, «Середина на половину» Александра Рубцова. Начало в 11:00. Вход свободный.

— Хоть я и городской человек, но мне всегда было интереснее делать кино о другом — других культурах, других территориях. Конечно, человек, прилетающий из другой местности, едва ли поймет тех, кто живет в тайге, в тундре — а они, соответственно, вряд ли поймут его. И создать фильм при этом взаимном непонимании сложно. Когда я работаю над фильмом, знакомлюсь с народами, я всегда погружаюсь в эту реальность. Поэтому зачастую проходит много времени перед тем, как мы нажимаем кнопку «запись», — говорит Иван Головнев. — Это совместное проживание трудностей, работа, кухня. Постепенно ты переодеваешься в их одежду, потому что оказывается, что теплые вещи известных марок почему-то в данных условиях проигрывают малице из оленьих шкур и кисам из оленьего меха. Начинаешь понимать, что жилище можно выбирать, отталкиваясь не от дизайна, а просто от его функциональной мобильности: отправляясь вслед за кочующими оленями, чум в любой момент можно собрать и перенести на другое место. Однажды у меня был интересный разговор с шаманом. Мы говорили о воде, еде, я рассказывал ему о городском быте. Когда я сказал ему, что мы в городе покупаем воду, он спросил: «Зачем ты там живешь?». Во время экспедиций нет желания остаться там навсегда. Любая поездка для меня особенно мила, когда есть обратный билет в кармане. Тогда я чувствую себя гораздо увереннее и спокойнее. Моя среда — это все-таки город.

«Когда я сказал шаману, что домой покупаю воду, он спросил: «Зачем ты там живешь?»

Фото предоставлено ИКЦ

По словам режиссера, раньше на этнические фильмы выстраивались очереди, и они обгоняли по популярности игровые фильмы. Потому что для многих людей сеанс в кинотеатре был возможностью совершить путешествие в удаленные уголки огромного мира.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В навигаторах по Белгородской области отметят, где дорогу часто переходят дети Зажги на Пильной Марк Урванов потерпел поражение в борьбе за вакантные титулы И все-таки бомба В Белгородской области за три года восстановят 43 исторических объекта

Лента публикаций