На сегодняшний день проблема жестокого обращения с детьми является очень важной. Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением — до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы.
Жительница Первоуральска два года истязала семилетнюю приемную дочь
Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.
О том, к чему приводят телесные наказания, и что делать, если вы чувствуете, что сейчас ударите своего ребенка, рассказала специалист по социальной работе центра «Росинка» Лина Дедуренко.
Вроде бы жизнь в нашей стране меняется, мы можем наблюдать этот прогресс во многих областях, но, как показывает практика — не во всех. В области воспитания детей многие родители продолжают жить устаревшими нормами. В большой части нашего общества телесное наказание ребенка воспринимается как нечто нормальное и ошибочно считается методом дисциплинарного воздействия на ребенка. При этом, если взрослый человек ударил другого взрослого, это рассматривается как насилие и агрессия, а если родитель ударил своего ребенка, в большинстве случаев это считается «воспитательным» процессом.
Давайте попробуем разобраться в том, что побуждает родителей воспитывать своих детей методами телесного наказания, как такой стиль воспитания отражается на детском теле и психике, и к чему, в конечном итоге, это может привести.
— так издавна у них в семье поступали предыдущие поколения родителей. Будучи детьми, родители сами подвергались телесному наказанию;
— родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность;
— ребенок считается собственностью родителей. Ребенок не рассматривается как полноправная личность. Поэтому некоторые родители считают себя вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью»;
— взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение;
— загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.
Обычно телесное наказание сопровождается другими формами агрессивного поведения: запугиванием, угрозами, словесными оскорблениями, отвержением, и т.д. Все эти формы поведения усиливают страдания ребенка, а особенно сильные страдания он испытывает от эмоциональной агрессии (оскорбления).
Физическое наказание может привести к потере здоровья, в той или иной степени, вплоть до летального исхода.
Иногда, опасаясь физического наказания от взрослого, ребенок отказывается от поведения, за которое был наказан. Казалась бы, телесное наказание «достигло» своей цели. Но на самом деле, телесное наказание сильно повлияло на индивидуальность ребенка.
После телесного наказания ребенок чувствует себя униженным, оскорбленным, беспомощным, бесправным,
нелюбимым своими родителями, лишенным поддержки, нежеланным.
— он становится агрессивным и неадекватно реагирует на нейтральные формы поведения;
— снижаются его способности в обучении (низкая школьная успеваемость).
— ребенок не доверяет окружающим его людям, сталкивается с трудностями в установлении контактов с другими людьми, склонен проявлять агрессию по отношению к другим людям, отказывается от взаимодействия, склонен к самоизолированию;
— став взрослым, ребенок зачастую также склонен к насильственному поведению. Как известно, жестокость родителей порождает жестокость детей.
— выйдите из комнаты из комнаты и позвоните приятелю;
— включите какую-нибудь успокаивающую музыку;
— сделайте 10 глубоких вздохов и успокойтесь; затем сделайте еще 10 вздохов;
— выйдите в другую комнату и выполните какие-нибудь упражнения;
— примите душ;
— сядьте, закройте глаза и представьте себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.
Суровые наказания и жестокость в отношении детей оправдать нельзя. Однако совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами:
— наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;
— если есть сомнение: наказывать или не наказывать — не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай;
— за один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
— недопустимо запоздалое наказание. Даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев — достаточное наказание;
— ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Он должен бояться не наказания, не гнева, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то огорчение близких для него — наказание;
— нельзя унижать ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства;
— если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках — больше ни слова, ибо за них он уже расплатился;
— нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают, делает ребенка забитым, освобождает от угрызения совести — впоследствии такие дети делаются нечувствительными: наказание создает морального циника.
— вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией — после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
— когда он болеет;
— перед сном и сразу после сна;
— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы. Впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
— во время игры;
— непосредственно после душевной или физической травмы;
— когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Ребенок становится неискренним, лживым, угрюмым и скрытным. Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.
— терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
— объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими;
— отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас;
— неторопливостью. Подождите, пока проступок повторится.
— лишение развлечения,
— отстранение от какой-либо деятельности,
— естественные последствия: «насорил — убери», «забрызгал — вытри»,
— лишение доверия («не могу тебе доверить, так как ты…») и др.
А еще не забывайте, что очень действенным методом воспитания является поощрение. Это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным».
Если вы стали свидетелями жестокого обращения с детьми — не молчите. Сообщите об этом в органы опеки и попечительства или в полицию. Ваше неравнодушие может спасти детскую жизнь. По вопросам развития и воспитания детей вы можете обратиться в «Центр помощи семье и детям «Росинка», расположенный по адресу: Первоуральск, улица Советская, дом 5, улица Трубников, дом 54в.
— Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок. А раны, унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь, — говорит специалист по социальной работе центра «Росинка» Лина Дедуренко. — Научиться слышать и слушать человека, хотя совсем еще маленького, уважать его хрупкий внутренний мир. Ведь его будущее во многом зависит от вас, будет он успешным и счастливым во взрослой жизни или нет, сможет ли добиваться поставленных целей и строить успешную карьеру или ему это будет не по силам. Удастся ли ему создать счастливую полноценную семью или он, повторяя своих родителей, будет воспитывать своих детей методами насилия и жестокого обращения.