Строительство дома обряды.
Самые устойчивые обряды связаны с закладкой дома. При закладке дома, когда сложены первые два венца, на месте будущего переднего угла ставят стол, за столом устанавливают рябинку или березку. В передний угол под первый венец бревен кладут деньги (монету.
На стол ставят угощение, водку. И непременно призывают каких-либо Ивана и Марью. Вся семья, плотники, Иван с Марьей садятся на венцы и сидят, не разговаривая несколько минут. Затем, перекрестившись, приступают к угощению. Обычай ставить рябинку или березку связан с древним культом дерева.
При подъеме матиц хозяйка печет пирог, его привязывают на чересседельник, который накидывают на матицу и последнюю вместе с пирогом поднимают.
Когда стройка готова, просто так в нее войти нельзя. Обязательно пустят вперед петуха и кошку. Затем войдут в избу и скажут заклинание: «стройке дай бог в море стоять, а нам жить подольше.
Первая часть присловицы означает заклинание от огня (море – вода), а вторая связана с повсеместным убеждением, что новая стройка – новая хоромина тому, кто первый войдет в новую избу. Поэтому бросают петуха и кошку: «кошка очищает, а петух просвещает - запоет кукареку, а кошка зверинку съест и очистит весь дом». Или кошку в корыте вносили в дом. Здесь корыто – символ хоромины (гроба.
Существовал обряд отрубания головы курице на пороге избы – приношение ее в жертву домовому. Этот обряд от язычества.
Домового на Руси почитали. Из старого жилища в виде пепла или уголька, взятого из печи, в лапте переносили в новое. Иногда процедуру переселения домового делали так: брали хлеб и соль в солонке, в 12 часов ночи посолонь обходили весь дом, затем, встав напротив двери, три раза призывали: «Домовой, домовой, домовой, пойдем домой». Во дворе, пред тем как войти в новую избу, еще три раза звали домового, на крыльце рубили голову курице, а за обедом ее съедали. Неплохо было с переездом в новое жилье принести со старого места лукошко навоза.
Печь в избе почитали – это жилище домового. Русская печь представляла собой большое сложное сооружение внизу которого находился подпечек – довольно просторное помещение, где можно было хранить печной инвентарь.
Когда курица снесет первое яйцо, его катали по шестку, приговаривая: «как шесток от печи не отходит, так и курица от гнезда не отойдет». Печь была эмблемой сытости и довольства. Говорили так при закладке новой печи: «печник с огнем и дымом, хозяин с вином да пивом». Перед отправлением на посев в поле обязательно закрывали печку, двери, окна, зажигали лампаду. На стол ставили хлеб и соль. Перед дальней дорогой хозяина - печь гасили и закрывали заслонку.
В почитании домового и других духов избы – отражение язычества также, как и в соломенных куклах, которых на масленице выносили на шестах перед избами. Наряду с остатками язычества, наблюдается и двоеверие. Например, свадебный шатер.
Свадебный шатер в переднем углу, так называемый «паук и голубь» делался из разноцветных бумажек и соломинок. Делали в 12 и более концов паука: одни концы соединяли вместе, прибивали гвоздиком к потолку, остальные концы разводили радиально так, что на потолке получался как бы большой паук, а в его центе подвешивали соломенного голубя. Молодых приехавших из церкви после венчания сажали в переднем углу под этим шатром. В этом пауке предполагается солнце, а голубь – бог-дух. Подвешивали паука и приговаривали: «солнышко, ведрышко». Изображением солнца пронизана и вся резьба избы.
Христианский культ в жилище отражается и в ежедневных молитвах и в доме и при выходе из него. Христианский культ сочетается прежде в сего с красным или передним углом. С ним была связана вся жизнь крестьянина – рождение, свадьба похороны. Однако внешне христианские многие ритуала имеют языческую сущность.
Интересный факт.
Срок службы лампы накаливания очень сильно зависит от качества напряжения в сети. С повышением напряжения возрастает температура вольфрамовой нити накала, атомы вольфрама начинают активно испаряться, происходит утончение нити, наблюдается потемнение колбы и, в конце концов, вольфрамовая нить обрывается. Следовательно, повышенное напряжение в сети и его скачки значительно сокращают срок службы ламп накаливания. Установлено, что повышение напряжения от номинального всего на 1% уменьшает срок службы ламп на 14.
Советы домашнему мастеру.
Для того чтобы некрашеные деревянные полы вновь стали белыми, их можно промыть и отчистить смесью чистого речного песка с гашеной известью-пушонкой (2 части песка на 1 часть извести). Полы одновременно продезинфицируются.