Учет быстровозводимых объектов

Учет быстровозводимых объектовУчет быстровозводимых объектов.

Преимущества быстровозводимых объектов недвижимости - это быстрота их ввода в эксплуатацию, малые капитальные затраты и возможность дешевой перепланировки в будущем.

В настоящее время большой популярностью пользуются быстровозводимые здания и сооружения для организации торговли, общественного питания, а также гаражи, складские помещения и некоторые производственные объекты модульного типа.

Быстровозводимые здания и сооружения подразделяются на мобильные и фундаментальные.

Мобильные объекты предполагают возможность быстрого и простого монтажа и демонтажа, транспортировки и повторного возведения на новом месте на временном фундаменте. К мобильным зданиям и сооружениям могут быть отнесены торговые киоски, временные склады, выставочные павильоны, бытовки и т. д. Как правило, для возведения этих объектов не требуется проектно-сметной документации.

Объекты недвижимости, базирующиеся на постоянном заземленном фундаменте, исключающем возможность их физического перемещения, признаются фундаментальными быстровозводимыми зданиями и сооружениями. Это могут быть промышленные здания, ангары, складские и спортивные комплексы, бассейны и т. д. Для возведения таких объектов необходима разработка проектной документации.

Расходы на транспортировку и монтаж включаются, согласно п. 12 ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н ). в первоначальную стоимость объектов основных средств. При этом если эксплуатация объекта исключает последующие перемещения, то расходы на его доставку и сборку должны быть включены в первоначальную стоимость объекта недвижимости.

В том случае, если организация планирует многократно монтировать, демонтировать, перевозить быстровозводимые сооружения, расходы на транспортировку и монтаж относятся не на первоначальную стоимость объекта, а к расходам по обычным видам деятельности.

Учет мобильных объектов.

Для учета мобильных быстровозводимых зданий и сооружений необходимо определить критерии, в соответствии с которыми эти объекты могут быть отнесены к основным средствам или к средствам, находящимся в обороте. Выбранные критерии закрепляются как элемент учетной политики организации. При этом инвентарной единицей учета может быть как сооружение целиком, так и отдельные его составляющие элементы.

Если по роду своей деятельности организации приходится собирать различные быстровозводимые сооружения, периодически демонтировать их и устанавливать в других местах, и, возможно, в разной комплектации, то такие конструкции целесообразно учитывать в составе средств в обороте и отражать на счете 10 «Материалы.

В учете организации собранные мобильные сооружения могут быть отражены в составе основных средств. В зависимости от учетной политики организации если стоимость объектов основных средств не превышает установленного порогового значения (но не более 20 000 руб.), то такие объекты могут быть отнесены в состав расходов при передаче объекта в эксплуатацию.

«Организация занимается разъездной торговлей на проводимых в городе выставках и ярмарках. Для этой цели организация приобрела несколько разборных металлических и пластиковых конструкций для возведения торгового шатра, общей стоимостью 14 160 руб. (в том числе НДС – 2160 руб.

Учетная политика организации предусматривает учет конструкций для быстровозводимых торговых шатров в составе средств в обороте по себестоимости каждой единицы и списание их стоимости в расходы при передаче в эксплуатацию.

Приобретенные конструкции были доставлены на территорию ярмарки, где из них собрали шатер. За доставку и установку было заплачено 1770 руб. (в том числе НДС – 270 руб.). После закрытия ярмарки шатер разобрали и перевезли в другое место на территории выставочного комплекса, где смонтировали его в другой конфигурации с меньшим количеством конструктивных элементов для организации торговли в малых объемах. Стоимость разборки, транспортировки и повторного монтажа составила 2655 руб. (в том числе НДС – 405 руб.

В бухгалтерском учете сделаны следующие записи.

принят к вычету НДС.

Иногда возникают ситуации, когда целесообразно вести учет конструкций, первоначально находившихся в разобранном состоянии, в виде отдельных секций или модулей, а не в разрезе сооружения в целом или в виде отдельных составляющих элементов. В противном случае это вызвало бы необходимость проведения дополнительных расчетов по определению части материалов, потребовавшихся для строительства мобильного быстровозводимого объекта.

«Организация приобрела 3 торговых модуля стоимостью 29 500 руб. (в том числе НДС – 4500 руб.) каждый. Модули позволяют осуществить сборку единого торгового павильона для розничной торговли на территории рынка. Однако в виду ограниченности территории, администрация рынка согласилась лишь на установку одного торгового модуля. Поэтому остальные два модуля числятся в учете организации в качестве строительных материалов, которые в дальнейшем могут быть использованы по назначению или проданы.

В учете отражены следующие бухгалтерские проводки.

Учет основных средств, стоимость которых не превышает пороговых значений, принятых в учете малоценных объектов.

В 2006 году правила бухгалтерского учета малоценных объектов изменились, в то время как правила налогового учета таких объектов остались прежними.

По нормам налогового учета стоимость имущества, не являющегося амортизируемым (например, инструменты, приспособления, приборы), включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (Статья 254 НК РФ ) ). Под эту норму подпадают, в том числе, объекты, срок полезного использования которых менее 12 месяцев и (или) первоначальная стоимость которых менее 10 000 руб.

С 1 января 2006 года действует новая редакция ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н ) (Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»). Пункт 5 ПБУ 6/01 позволяет в состав материально-производственных запасов (МПЗ) включать активы, которые соответствуют всем условиям для признания их основными средствами, но стоят менее 20 000 руб. При этом организация должна сама закрепить в учетной политике конкретную сумму лимита не превышающую 20 000 руб.

Так как выбирать лимит стоимости для основных средств организация может только в бухгалтерском учете, то установить его лучше равным налоговому лимиту, который составляет 10 000 руб.

«Для выполнения монтажных работ организация приобрела перфоратор стоимостью 7500 руб. (без НДС) и распиловочный станок стоимостью 16 500 (без НДС.

Разница в учетах возникает в том случае, если лимит бухгалтерского учета отличается от налогового.

Во-первых, если лимит бухучета (7000 руб.) ниже налогового (10 000 руб.), а стоимость объекта находится в интервале лимитов (от 7000 до 10 000 руб.). В примере это перфоратор стоимостью 7500 руб. В этом случае для налогового учета перфоратор будет МПЗ, а для бухгалтерского – основным средством.

Во-вторых, если лимит бухучета (20 000 руб.) выше налогового (10 000 руб.), а стоимость объекта также находится в интервале лимитов (от 10 000 до 20 000 руб.). В примере это распиловочный станок стоимостью 16 500 руб. В этом случае для налогового учета станок будет основным средством, а для бухгалтерского – МПЗ.

Очевидно, чтобы малоценные объекты, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете были в одном качестве, необходимо в учетной политике для целей бухгалтерского учета установить для них лимит в размере 10 000 руб. Иначе окажется, что для одного вида учета объект надо оформлять документами по основным средствам, а для другого – МПЗ.

В Письме Минфина России от 30.05.06 №03-03-04/4/98 ( ) разъяснено, что для объектов, которые из-за незначительной стоимости списываются как материалы, не нужно применять формы первичной документации, предусмотренной специально для основных средств. Например, формы ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)», ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств». Операции с такими объектами следует оформлять первичными документами, предназначенными для учета МПЗ. Например, формами М-4 «Приходный ордер», М-17 «Карточка учета материалов.

Учет фундаментальных быстровозводимых объектов.

Несомненно, что фундаментальные здания и сооружения должны устанавливаться на заземленный фундамент, что относит их к недвижимому имуществу. Следовательно, принятие к учету возведенного фундаментального быстровозводимого здания или сооружения необходимо осуществлять после окончания монтажа, приемки соответствующей комиссией и государственной регистрации на основании Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

Фундаментальные быстровозводимые здания и сооружения, как правило, состоят из отдельных модулей, что позволяет существенно ускорить их постройку. Другим немалым преимуществом является то, что их полезная площадь может быть увеличена за счет дополнительных элементов без перерыва в эксплуатации.

«Для увеличения объемов производства возникла потребность увеличить площадь цеха деревообработки, смонтированного из быстровозводимых металлических конструкций. Для этой цели организация дополнительно закупила необходимые конструктивные элементы стоимостью 318 600 руб. (в том числе НДС – 48 600 руб.

В бухгалтерском учете произведены записи.

отражено увеличение стоимости ранее возведенного здания.

Согласно п.14 ПБУ 6/01 первоначальная стоимость основных средств может меняться в случае достройки. При этом способ начисления амортизационных отчислений и срок полезного использования здания или сооружения не подлежат корректировке. Поэтому в этом случае организация должна увеличить первоначальную стоимость здания и пересчитать сумму ежемесячной амортизации объекта.

В примере 4 в бухгалтерской отчетности организации результаты достройки должны найти отражение в ф. №5 по стр. 180 «Изменение стоимости ОС в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации» раздела «Основные средства.

Использование упомянутого модульного принципа (по сути, напоминает детский конструктор) позволяет удешевить капитальный ремонт, который может потребоваться в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств, так как имеется возможность замены любого поврежденного элемента.

«После прошедшего урагана частично разрушилась крыша и три поперечных перекрытия быстровозводимого крытого склада. Экспертиза установила, что сооружение может быть пригодно для дальнейшей эксплуатации при условии замены деформированных элементов. Стоимость ремонта, выполненного сторонней строительной организацией, составила 49 560 руб. (в том числе НДС – 7560 руб.

В учете проведены следующие записи.

принят к зачету НДС, уплаченный ремонтно-строительной организации.

Возможен и другой вариант учета расходов на ремонт здания склада: для равномерного признания расходов можно истраченную на ремонт сумму отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списывать равными долями в течение периода, оставшегося до окончания года.

Модульные быстровозводимые конструкции позволяют гибко трансформировать и видоизменять имеющиеся сооружения (подобно тому, как это делается в детском конструкторе) в зависимости от возникающих потребностей.

«Организация, занимающаяся оказанием транспортных услуг, является собственником гаража, возведенного из модулей. В деятельности организации возникла потребность в постройке небольшого складского помещения. Для этих целей было решено демонтировать несколько крайних арок имеющегося просторного гаража и собрать из них небольшой склад для запасных частей и инструментов.

Стоимость демонтажа, подготовки фундамента и постройки нового ангара составила 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Работы были выполнены специализированной строительно-монтажной организацией.

В бухучете организации произведены следующие записи.

принят к зачету НДС, уплаченный подрядной организации.

Первоначальная стоимость вновь построенного склада сформирована без учета стоимости использованных арок, полученных при частичном демонтаже здания гаража. Так как большая часть гаража осталась нетронутой, то организация решила не изменять его балансовую стоимость. Поэтому первоначальная стоимость нового склада состоит из расходов на оплату услуг подрядчиков и доведения складского помещения до состояния, пригодного к эксплуатации. В бухгалтерском учете новый склад числится самостоятельным инвентарным объектом, по которому начисляется амортизация.

Преимущество быстровозводимых зданий и сооружений становится еще более ощутимым в свете разъяснения Минфина России по реконструируемым объектам недвижимости, данным в Письме от 08.06.06 №03-03-04/2/162.

В данном разъяснении указано, что здание, реконструируемое организацией более 12 месяцев, нужно временно исключить из состава амортизируемого имущества. Причем даже если реконструкция затрагивает не все здание, а лишь его малую часть, площадь которой значительно меньше площади всего объекта.

Так как реконструкция даже фундаментального быстровозводимого здания или сооружения вряд ли продлится более 12 месяцев, то маловероятно, что счастливые владельцы таких объектов основных средств столкнутся с этим невыгодным для налогоплательщиков решением Минфина РФ.

В статье использованы документы.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.00 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.00). В ред. от 03.06.06. (Налоговый кодекс.

Приказ Минфина РФ от 12.12.05 №147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н.

Автор: Валерий Соловьев, советник государственной гражданской службы II класса МИФНС России №22 по Санкт-Петербургу.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Следующая новость
Предыдущая новость

Читаем в январе: выбор «БелПрессы» «Зато мы делаем ракеты». Самый доступный из технических видов спорта «Белогорье» выиграло в первом матче суперлиги Симбиоз музыки и моды Белгородский избирком подвёл окончательные итоги губернаторских выборов

Лента публикаций