Тема урока: Архитектура: планировка и строительство городов.
Тема урока: Архитектура: планировка и строительство городов.
Вы являетесь главным архитектором города. К вам поступил заказ от исторического музея, в котором планируется открытие новой выставки. Выставка предусматривает особенности градостроительства в различные исторические эпохи. Экспонатами будут являться макеты городов. Руководитель музея - достаточно требовательный человек, он настаивает на соблюдении точности всех особенностей градостроительства заявленной эпохи.
Первая и главная задача архитектора города - разработка и утверждение градостроительной документации. Начертите план-схему исторического города.
Внимательно изучить, проанализировать информацию кейса.
На основании анализа разработать и защитить план-схему исторического города.
Данный проект должен обеспечить.
максимальное удовлетворение требований заказчика.
качественность выполнения заказа.
Ситуации для каждой группы.
План-схема древнерусского города.
План-схема города Античности.
План-схема восточного средневекового города.
Содержание кейса.
Планировка и строительство городов в истории.
Отчет о работе.
Предоставление руководителю музея плана-схемы исторического города.
Описание основных черт градостроительства исторического города.
^ Планировка и строительство городов в истории.
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура.
Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире — ее форма абстрактна. Не явилось ли это основание для постоянного сравнения архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И. В. Гёте.
Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры. С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить». Планировка и строительство городов — это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.
В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить ^ Афинский Акрополь — политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц. Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта.
Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения.
«И виде место красно и лесно на горе.
И возлюбив место то и помысли.
Да сожижет на нем градец мал.
Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с ХIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы. Центром западноевропейского города был кафедральный собор . Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой. Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.
В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы. По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площадям.
О планировке русских городов Х–XV вв . можно судить по сумме источников: материальным остаткам, сохранившимся на поверхности земли (древние сооружения, валы или их фрагменты), данным археологических раскопок и поздним чертежам XVIII в. зафиксировавшим планировку древних городов до их реконструкции по регулярным планам.
Так, в Ладоге в VIII—IX вв. наблюдалась тенденция размещения домов по кругу. Только примерно с Х–XI вв. такая система сменилась уличной.
Древнерусский город слагался в основном из трех элементов: крепости, торга, посада. Эта трехчастность структуры особенно характерна для небольших городов, которых было большинство, а также для раннего этапа существования крупного города.
Один из важных критериев, определяющих структурную типологию городов,– форма ядра-крепости. По этому принципу крепости подразделяются на четыре основных типа: круглая, рассчитанная на круговую оборону; полукруглая, примыкающая своей тыльной стороной к естественной (обычно водной) преграде; сегментная, занимающая какой-либо перешеек между водными преградами и имеющая поэтому более мощные укрепления с противоположных напольных сторон; секторная, занимающая мыс на озере, между сливающимися реками, речками, оврагами и рассчитанная на направленную оборону.
Возле главных ворот с внешней стороны ядра-крепости, используя незастроенное пространство обстрела перед стеной, обыкновенно размещался главный городской торг, который служил связующим звеном между крепостным ядром и посадом. Это положение сохранялось даже тогда, когда крепость и торг оказывались разделенными рекой (Новгород Великий, Торжок, Переславль-Залесский и др.). На ранних этапах развития русских городов это явление, возможно, отчасти было связано с преимущественным функциональным (складским) назначением первоначального ядра города. Аналогичное положение торга сохранялось и позже, когда крепостное ядро изменяло и расширяло свое первоначальное содержание (кремль — духовный и политический центр города.
Место торга в общей структуре города — важный показатель для определения его типа и развитости. С наличием торга неразрывно связано и само социальное понятие города как места, где не только изготовляется на продажу ремесленная продукция, но и происходит обмен этой продукции на плоды сельского труда.
Основной торг был планировочным центром города: к нему, как и к воротам крепости, стягивались улицы посада, шли главнейшие дороги. Помимо того, что на торгу купцы любили возводить храмы в честь своих покровителей – Параскевы Пятницы, Николы, Власия и др. город нередко использовал территорию торга и для размещения на нем общегородского храмового комплекса (например, храмов-мемориалов в память о воинских и других важных событиях городской жизни.
Крепость и торг окружались посадом с дворами горожан, располагавшимися по сторонам улиц. Пространство позади дворов занимали огражденные сады и огороды. Местоположение крепостного ядра и связанное с ним местоположение торга предопределяли направления развития посада, а в результате — конфигурацию поселения в целом.
По характеру плана русские города, как и крепости, можно подразделить на четыре типа: круглые, полукруглые, сегментные и секторные. Города круглого типа были относительно мало распространены, поскольку возводились обычно на ровной местности и требовали больших материальных и трудовых затрат. Посад в городах этого типа равномерно развивался во всех направлениях. Примерами могут служить Дмитров, Юрьев-Польский и др.
Полукруглый тип был распространен больше, поскольку крепость возводилась с использованием защитных свойств местности. Примеры таких городов: Ростов Великий, Новгород Великий, Пинск, Коростень и др.
Сегментный тип характеризуется постановкой крепости между двумя водными преградами, в соответствии с чем посад формировался с двух противоположных сторон крепости. Города иногда имели два торга. Примерами могут служить Клин, Кашин, Козельск, Торжок, Хотомель и др.
Секторный тип характеризуется расположением крепости на мысу, что соответственно ограничивало направление развития посада. В подобной ситуации оказалось наибольшее число городов, среди них — Туров, Переяславль, Чернигов, Псков, Рязань, Пронск, Брянск, Ярославль, Нижний Новгород, Тверь, Москва.
В процессе своего роста города стремились в конечном итоге к кругообразному типу планировочной структуры.
Планировочная система каждого города во многом определялась системой развития его уличной сети. Л. М. Тверской на основе сравнения планов древнерусских городов впервые классифицировал их, выявив характерные планировочные системы. Им было выделено пять систем: линейная, рядовая, перекрестная. Для линейной системы характерны растянутость посада по берегу реки или озера, преобладание одно-двухпродольных улиц. Рядовая система имеет большее число уличных трасс, которые направлены чаще всего поперек реки. Эта система характерна, как правило, для относительно компактного по планировке посада. Обе системы представляют собой как бы вариант третьей системы — перекрестной, отличаясь от нее в основном явным преобладанием продольных или поперечных трасс.
Та или иная планировочная система закладывалась с самого начала развития древнерусского города. Обычно сразу же после возведения крепости-ядра разбивался посад. Поскольку чаще всего возводимый город был невелик, то и территория раннего посада была небольшой.
По мере дальнейшего развития города вступало в действие множество факторов, корректировавших его структуру. Возникали необходимые дополнительные улицы и переулки, трассы которых занимали наилучшее для передвижения положение на местности. Кроме того, при расположении дворов учитывалась необходимость устройства естественного водостока. Этим и рядом других факторов можно объяснить возникновение различного рода изгибов улиц, которые первоначально могли быть и более прямыми. Со временем происходило органическое наращение все новых частей города в дополнение к старым. После периодических пожаров и следовавших за ними перестройках города отбрасывалось все лишнее, отжившее, но оставалось самое необходимое. В итоге вся планировочная система города формировалась в единстве с функциональными потребностями, соответствовала условиям социальной жизни, процессу живой пульсации всего городского организма. Этим в значительной степени объясняется отсутствие в древнерусских городах нарочитых (искусственных) элементов (регулярных уличных трасс, геометрических форм площадей и пр.). В городах все было доведено до стадии естественно необходимого, что и было основой его структуры, пространственной композиции.
Что же представлял собой античный город . Города занимали совершенно особое место в древнегреческой культуре, поскольку они являлись относительно самостоятельными единицами не только в экономическом, но и в военном, и в политическом отношении, то есть фактически были городами-государствами. В большинстве своем города располагались непосредственно на морском побережье или вблизи него. Во всяком случае, морская и торговая гавани играли определяющую роль для расположения и планировки города. Часто город располагался под защитой горного склона, а иногда даже "заползал" на него. Море, поросшие густыми лесами (правда, постепенно сведенными на нет хозяйственной деятельностью человека) и рощами склоны холмов, нависающие эффектной "декорацией" заднего фона горы, одноэтажные строения, лепящиеся по рельефу и поднятые над ними величественные монументальные храмы – право, в такой привлекательной обстановке не погнушались бы появиться и боги, особенно при том демократизме, который приписывали им древние греки. И уж, во всяком случае, сами греки могли почувствовать себя немножечко богами.
Еще в архаический, ранний период сложилась характерная двучастная структура античного города. Ее ядро составляли священный участок – акрополь , вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале или вершине укрепленного холма. У подножия акрополя, который служил цитаделью для населения города, строились жилые кварталы – так называемый нижний город с торговой площадью (греки называли ее агора) и другими общественными сооружениями. Город был защищен стенами по всему периметру.
Так называемая "шахматная" планировка городов в IV в. до н.э. не была уже новостью. Еще в V в. она нашла своего теоретика в лице Гипподама Милетского . Основным требованием, предъявляемым греками к планировке города, было создание геометрически правильной сети совершенно прямых улиц, параллельных и перекрещивающихся под прямым углом, образующих в своей совокупности достаточное для населения города количество кварталов правильной прямоугольной формы и равных размеров. В центре внимания при этом было функциональное значение города как места жительства большого числа связанных друг с другом общими интересами людей, т.е. удобство жилищного строительства, удобство циркуляции, создание оптимальных условий для развития общественной жизни и городского хозяйства. Соображения религиозные, эстетические и даже иногда оборонные отступали перед этим основным требованием на второй план. В согласии с этим основным требованием происходил и выбор места для будущего города, если только этот выбор был более или менее свободен, т.е. не предопределялся какими-нибудь решающими причинами общего характера, – например, наличием удобной гавани. Так как поверхность земли материковой Греции, греческих островов и Малой Азии почти сплошь холмиста, то города помещались по большей части на склонах холмов или на их верхнем плато, иногда на двух холмах рядом (Олинф). Типичным примером эллинистического города, расположенного на склоне холма, является город Приена, основанный во второй половине IV века и рассчитанный на население примерно в 4000-5000 человек. Продольные улицы длиннее и являются главными артериями города, соединяющими центр города с его периферией и с городскими воротами. Это основное направление следует направлению холма, и потому главные, продольные улицы – ровные, без спусков и подъемов, но они расположены на различном уровне. Второстепенные и более частые поперечные улицы, наоборот, идут в гору и часто представляют собой лестницы, а не улицы. Естественная конфигурация местности здесь максимально использована, как с точки зрения удобства циркуляции, так и в смысле минимальных затрат рабочей энергии по выравниванию грунта.
Техника землемерных съемок и составление эскизных планов местности были хорошо известны грекам эллинистической эпохи, о чем свидетельствуют папирусы эпохи Птолемеев. Один из этих папирусов, относящийся к 259 г. содержит расчет стоимости работ по проведению каналов, причем текст расчета ссылается на прилагаемый к данному документу план. В другом случае сохранились мелкие фрагменты плана города Афродизиополиса, начертанного на папирусе. Местность разделена на участки довольно правильной формы; участки имеют пояснительные надписи: "участок Эрпевта, сына Портита", "виноградник Афродиты" и т.д. Водные поверхности обозначены синей краской, песчаная почва пустыни – желтой.
Разметка улиц и кварталов на грунте происходила при помощи землемерных вех и землемерных цепей. Строгое единообразие размеров проводилось только по отношению к кварталам; ширина же улиц была величиной переменной, в зависимости от назначения улиц.
По окончании разметки производили устранение неровностей почвы разламыванием скал, снесением лишней земли и засыпкой котловин. Затем приступали к застройке.
Ширина улиц эллинистических городов незначительна и свидетельствует о невысоком развитии транспорта. Наиболее часто встречающийся размер – 4.44 м, но иногда размеры эти снижаются до 3.20 м (Приена) или расширяются до 6.66 м. Таким образом, совершенно очевидно, что большинство улиц рассчитано было на пешую циркуляцию и на проезд по ним верхом. Однако и в маленьких городах были одна или несколько главных и более широких улиц, которые обычно вели к городскому рынку. Главная улица в Приене имеет ширину в 7.35 м, соседняя с ней улица – 6 м. В Магнезии улица, прилегавшая к рынку, была шириной в 8.20 м, в Селинунте и в Книде – в 10 м, в Пирее – в 14-15 м, одна из улиц Александрии имела ширину даже около 30 м. В Милете ширина улиц колебалась от 4.5 до 8.7 м. Расположение главных улиц по главным осям города, которое представляет собой основную характерную черту римской планировки городов, было совершенно чуждо греческому городу. Направление главных улиц зависело от местоположения города, а не от раз навсегда твердо принятой отвлеченной схемы.
Мощение улиц, по-видимому, начало входить в обычай только в конце эллинистической эпохи. В раскопанных эллинистических городах (Приена, Пергам, Магнезия и др.) многие улицы покрыты большими плитами известняка, главным образом на тех участках, которые имеют крутой склон. Мостовая, следовательно, служит здесь не столько для удобства циркуляции, сколько для защиты грунта от размыва. С другой стороны, не подлежит сомнению, что городские площади, в частности площадь городского рынка, а также площадки перед общественными зданиями уже в эллинистическую эпоху всегда покрывались мостовыми из больших каменных плит.
Средоточием городской жизни в эллинистическую эпоху был рынок – агора , большая площадь, близ которой помещались и важнейшие общественные строения: пританей, булевтерий, экклезиастерий и главные городские храмы. Место расположения рынка всегда было более или менее центральным, однако не в точном смысле этого слова. Планировка, как указано выше, никогда не производилась по осям отведенного под строительство города участка и не предполагала скрещивания осевых улиц в его центре, а также площади для рынка в этом центре. Рынок не нарушал стройной сети параллельных улиц, но располагался таким образом, что входил в их систему. Для этой цели отводили под рынок несколько городских кварталов (число их зависело от величины города и кварталов: в Приене – 2 квартала, в Магнезии – 6, в Милете – 16) по возможности близко от центра города, однако главным образом в зависимости от удобства работ для устранения неровностей почвы. В портовых городах рынок располагался близко от порта. В больших портовых городах, как Милет, было два рынка, один у порта, другой в центре города. Непременным условием греческого рынка эллинистической эпохи была его непосредственная связь с главной улицей города. Улица эта, однако, не просто подводила к рынку, а проходила вдоль одной из его длинных сторон, именно той его стороны, которая была совершенно открыта. Таким образом улица давала свободный доступ к площади, и в то же время сквозное движение по ней могло протекать нормально. Три остальные стороны рынка обрамлялись галереями с портиками в форме П, где помещались лавки.
Свободная площадь рынка служила для торговли и для собраний граждан. Против четвертой открытой стороны агоры, по ту сторону обрамлявшей ее улицы, обычно располагались главные общественные строения города. Городское управление, а также булевтерий и пританей. Здесь же, в непосредственной близости от рынка, находился главный храм города, окруженный лавками, небольшая площадь, служившая, по всей вероятности, для торговли мясом и рыбой.
Планировка всех общественных зданий, не исключая храмов, гимнасиев, иногда и театров, происходила совершенно так же, как и планировка рынка, т.е. для них целиком или частично отводилось известное число нормальных домовых кварталов; ориентация зданий совпадала с ориентацией участков, благодаря чему и эти здания целиком входили в систему шахматной планировки города, не нарушая ее стройности.
Стадионы и ипподромы, требовавшие больших и ровных площадей, обычно помещались вне правильно распланированных городских участков.
Нет, кажется, ничего удивительного в том, что рациональный, полный внутреннего порядка и гармонии дух древнегреческой культуры породил прямоугольную планировочную сетку, свойственную подавляющему большинству античных городов. Сохранилось для истории даже имя человека, с которым связывают если не изобретение, то, во всяком случае, широкое внедрение регулярной планировки – ее так и называют гипподамова сетка . Так что Гипподама можно считать первым градостроителем. И надо сказать, его изобретение отнюдь не стало анахронизмом, а, напротив, продолжает служить человечеству вот уже добрые две с половиной тысячи лет.
В чем секрет удивительного и во многом утраченного позднее умения – сочетать регулярность и живопись – сказать трудно. Может быть, в особом гении античных зодчих, которые, как и все древнегреческие художники, осознавали и ощущали свою сопричастность природе. Может быть, дело в уникальном, живописном ландшафте Древней Греции. Может быть, причину надо искать в сравнительно небольших размерах античного города. Известный советский историк градостроительства А. Бунин считал, что население самых крупных греческих городов не превосходило 50 тысяч человек, а в большинстве случаев было и того меньше. Конечно, при таких размерах гипподамова сетка не грозила утомить своим механистическим однообразием. Как бы то ни было, планы греческих городов навсегда остались жемчужинами мирового градостроительства, в которых органичность творения природы удивительным образом соединилась с разумной волей человека.
Правда, обсуждая регулярную планировку греческих городов, надо сделать оговорку – из общего правила были и исключения, притом весьма существенные. Достаточно назвать Афины, самый большой по размеру и самый знаменитый из всех городов Древней Греции. Афины так и не получили "правильного" плана, возможно, благодаря своему сравнительно большому размеру, возможно, из-за особенностей расположения и рельефа, возможно, благодаря устойчивой преемственности развития. Древний историк Геродот уподобляет план Афин колесу, что наводит на мысль о его кругообразной форме и радиальной структуре. Так что широкое распространение гипподамовой системы не означает исчезновения "нерегулярных" планов.
Связь с природной средой, зависимость от нее проявлялись и во внешнем облике западно-европейских городов эпохи Средневековья . Они органически вписывались в ландшафт, максимально приспосабливаясь к нему, благодаря чему отличались многообразием и неповторимостью форм, неправильностью, иррегулярностью, незавершенностью и противоречивостью застройки.
Города того периода развивались на небольших ограниченных пространствах и их топография в связи с этим исключительно индивидуальна и разнообразна, а систематизация чрезвычайно затруднена. Наряду с географическими условиями на внешний облик города влияли местные особенности культурного и политического развития, а также наличие или отсутствие античной традиции градостроительства.
Исследователи городской культуры различают два основных алгоритма возникновения города в средние века. Первый - спонтанное возникновение поселения под воздействием благоприятных факторов - чаще имел место в ранний период. В эпоху же классического развитого Средневековья преобладает другой путь появления городского поселения, а именно его планируемое "создание" по воле и под наблюдением какой-либо организации или даже отдельного лица.
В то же время, несмотря на своеобразие и индивидуальность застройки и внешнего вида города, места и времени его основания, отдельные общие черты организации городского пространства все же наблюдаются. Как правило, в городе кафедральный собор, один или несколько рынков, укрепленный центр (бург, сите), здания городской администрации (ратуша, мэрия, синьория), дворцы-замки знати. К городу примыкали торгово-ремесленные предместья и сельская округа, включавшая в себя земли и угодья отдельных горожан и городской общины в целом. Нередко и внутри городских стен имелось место для небольших пахотных участков, виноградников и огородов.
Несмотря на хаос узких, кривых и перепутанных улочек и тупиков, беспорядочный разброс зданий, словно наобум понатыканных, где попало, в построении города присутствует некоторая логика: она выражается в концентрации вокруг определенных центров и на определенной территории проживания отдельных групп населения, отличающихся по социальным, профессиональным, этнико-конфессиональным характеристикам. Отсутствие системы и хаотичность в застройке всегда тесно переплетались со всевозможными правовыми нормами, регулирующими строительство в городе. Так, например, рыночная площадь, главное место общественной жизни города, складывалась в ансамбль из обрамляющих ее частных бюргерских домов. Их внешний вид и особенно размеры жестко ограничивались властями города. Одной из основных причин подобного контроля становилась чрезмерная дороговизна земли в городе.
Важнейшими факторами, определяющими облик городов, были, укрепленный центр города (бург, ситэ), собор и рынок , а позже - собор, ратуша и рыночная площадь . Ратуша, как исключительно городское сооружение, являлась предметом самозабвенной гордости горожан, что подтверждалось ее местоположением на центральной площади и богатым убранством. Нижние части зданий ратуш, снабженные арочными галереями, являлись местом активной торговли. В верхних этажах ратуши располагались залы для заседаний, канцелярия и прочие городские службы. В качестве пристройки к ратуше (иногда отдельно, но как можно ближе) возвышалась городская башня - символ городской свободы. В моменты опасности звон колоколов на башне собирал население города на главной площади. Позже на городских башнях были установлены часы, в соответствии с которыми шла жесткая регламентация распорядка дня города, а главное - осуществлялся контроль за работой рынка. Именно на площади происходило общее собрание горожан, отмечались основные события городской жизни, устраивались карнавалы, совершались казни и т.д. Центральная площадь, таким образом, являлась наиболее престижным местом города, и неудивительно, что именно здесь стремились построить свои здания наиболее влиятельные и богатые организации города, а также наиболее состоятельные его жители.
То, что оборона долгое время играла важнейшую роль при возникновении города, определило особый статус укрепленного городского ядра. Первоначально это ядро представляло собой защиту для предместий, но с течением времени его статус коренным образом видоизменялся: из покровителя центр превратился в силу, противостоящую возникающему из предместий новому городу и его торгово-ремесленному населению. Такому обособлению нередко способствовало изначально более выгодное расположение первичных укреплений - на острове, полуострове, холме, скале и т.п. В том случае, если укрепление располагалось на возвышенности, оно становилось так называемым "верхним городом" по отношению к расположенному у его подножия торгово-ремесленному поселению - "нижнему городу". Часто пространство перед укреплением со стороны внешнего города намеренно не застраивалось во избежание неожиданных действий атакующих (в том числе и разгневанных горожан.
Положение бурга могло меняться в зависимости от алгоритма возникновения города, о чем уже говорилось выше. В старых городах, возникавших спонтанно, бург, как правило, оказывался в центре города. В городах же, "созданных по чьей-либо инициативе, он чаще всего занимал обособленное положение, поскольку это предоставляло большие возможности для организации обороны от нападения горожан в случае необходимости.
В старых городах внутри укрепленного ядра строились и соборы , которые нередко брали на себя функции бургов. В качестве таковых соборы разделяли судьбу прочих укрепленных центров городских поселений и враждебно обособлялись от торгово-ремесленной округи. По мере усиления самого торгово-ремесленного поселения, соборы начинают появляться и непосредственно на его территории, поскольку развитие крупного средневекового города просто не мыслилось без собора.
Третьим важнейшим элементом города в средние века являлся рынок. Его место также не было постоянным на протяжении всего периода существования города. Так, на начальном этапе существования города, рынок собирался преимущественно вдоль главной (а зачастую и единственной) улицы. В городах классического Средневековья для него выделяется четко определенный отрезок на главной улице. С течением времени там возникает специально предназначенное под рынок расширенное место в виде прямоугольника. На позднем этапе прямоугольные рынки окончательно обособились от главной улицы и переместились в центр города, на пересечение главных путей.
Начиная с XIII в. прежде всего в городах к востоку от Эльбы, в зависимость от рынка ставится и планировка самого города: строясь от центральной прямоугольной площади, на которой располагался рынок, весь город зачастую принимал соответствующую форму. Но прямоугольность поселения могла объясняться также и такими факторами, как, например, возникновение города вдоль уже существующей дороги. Параллельно этой главной улице возникали другие, перпендикулярно пересекавшиеся третьими, что и приводило к "прямоугольной" форме города.
В то же время город, как правило, не ограничивался одним рынком. Отличительной особенностью районов компактного проживания ремесленников одинаковых профессий было возникновение в них специализированных рынков. Наибольшее распространение получали продовольственные рынки и рынки, торговавшие предметами первой необходимости: сенной, дровяной, угольный. Они могли быть разбросаны по всему городу, иногда выносились за стены.
Важнейшим компонентом средневекового города были его стены . Помимо того, что они служили укреплениями поселения, они символизировали свободы и привилегии города (именно поэтому они так часто встречаются в городской геральдике). Разрушение стен становилось для города тяжелейшей расплатой за сопротивление завоевателям или мятеж против господ.
Само по себе возведение стен и других фортификационных укреплений было большим испытанием для городского бюджета и податных сословий. В связи с этим многие города довольствовались наличием земляных валов и частокола, что, впрочем, не мешало им изображать стены на своих гербах и даже предпринимать попытки получить полный спектр городских привилегий. Вместе с тем, там, где возводились стены, ими стремились оградить по возможности меньшую территорию, что в том числе объясняет и тесную застройку внутри городских стен. Оставлять при строительстве внешних укреплений место "про запас", для будущего городского строительства, было прерогативой исключительно небольшого числа наиболее богатых городов, пребывающих на пике своего могущества.
Наиболее распространенными формами поселений того времени были прямоугольник и окружность. В первой половине периода средних веков доминировали круг и близкие к нему формы, что в значительной мере соответствовало "спонтанному" характеру первых средневековых городов, когда поселение, тяготея к какому-либо центру (будь то бург или собор), застраивалось по кругу и впоследствии обносилось стенами соответствующей формы. Этот тип поселения ни в коей мере не предусматривал циркулярного плана застройки и внутри круга мог царить полный хаос расположения зданий. Сеть мелких улиц была, в общем и целом, бессистемной, но вместе с тем выделялись одна-две более широкие улицы, которые могли как пересекаться, так и идти параллельно друг другу. Само по себе наличие ярко выраженных "главных" улиц, продолжающихся и за стенами города, говорит о том, что рассматриваемый город вероятнее всего принимал активное участие в транзитной торговле.
Другой вариант формы и застройки поселения - радиально-концентрическая планировка. Сам город был заключен в круг стенами, в то время как внутренняя застройка происходила в привязке к нескольким главным улицам, ведущим от центра к стенам.
Площадь территории внутри стен была относительно невелика даже в эпоху расцвета крупнейших городов. Так, в XIV в. Лондон занимал территорию около 290 га, Париж - около 400га, Кельн - около 450 га, Флоренция - около 500 га. Среднестатистические города, как правило, не превышали площади в 20-30 га. Несмотря на незначительную по нашим меркам численность населения (2-20 тыс. человек) плотность населения была довольно значительна.
По мере развития городов возникало и значительное количество общественных сооружений: зданий цехов и гильдий, весовых дворов, таможен, складов, коллегий, школ, библиотек, госпиталей, танцевальных и банкетных зал, мостов (при этом каменные мосты оставались уделом наиболее богатых городов.
Как уже отмечалось выше, несмотря на отмеченную выше общую хаотичность застройки, город четко делился на отдельные кварталы в зависимости от профессионального, социального и религиозного состава населения. По кварталам и улицам группировались клирики, юристы, купцы, служащие двора, иностранцы, ремесленники различных специальностей. Особняком держались представители будущей интеллигенции (студенты, школяры, преподаватели, торговцы книгами и т.д.) - примером здесь может служить университетский Латинский квартал в Париже. Отдельно ото всех жил палач. Центрами подобных кварталов могли быть специализированные рынки, церкви цехов и корпораций, здания гильдий и т.д. При этом жилые дома и производственные помещения, лавки, мастерские находились рядом друг с другом, а нередко и в одном здании. В последнем случае прямо над лавкой или мастерской, располагавшейся на первом этаже находились жилые помещения.
Еще одним критерием, по которому происходило разделение города на отдельные районы, было деление на приходы, каждый из которых группировался вокруг обособленной приходской церкви. Несмотря на то, что в основной своей массе приходские церкви были значительно скромнее главных кафедральных городских соборов, но некоторые из них, расположенные в наиболее богатых приходах, вполне могли потягаться в роскоши с главным святилищем города.
Именно по корпорациям объединялись силы горожан в случае военной угрозы извне, что обеспечивало более четкую организацию городского ополчения. Оказывая, таким образом, благотворное влияние на сплоченность городского населения в случае внешней угрозы, подобная градация вместе с тем отражала неспокойную обстановку внутри городских стен, где столкновения между различными группами носили перманентный характер.
Улицы среднестатистического средневекового города были зачастую настолько узкими, что по ним не всегда могла проехать повозка, и даже два человека иногда расходились с трудом. Земля стоила дорого, и чрезвычайный дефицит площадей заставлял строителей наращивать этажи зданий. Для увеличения внутренних размеров помещений стены верхних этажей выносились как можно дальше вперед и нависали над нижними, что настолько затемняло улицу, что даже днем на нее почти не падал свет. Регламентация ширины улиц, выступов этажей и эркеров не достигала желаемого результата.
Особенно плотно застраивались престижные кварталы, и в первую очередь - пространство вокруг центральной площади. Дома состоятельных лиц строились преимущественно из камня, а снаружи украшались ажурными парапетами, зубцами, башенками, балкончиками и эркерами. На нижних этажах располагались комнаты для жилья и приемов, кухня, чулан и другие подсобные помещения, несколько выше находилась парадная зала, а иногда и капелла. Наконец, верхние этажи отводились под спальни. Позднее в богатых домах начали появляться отдельные комнаты для членов семьи и специальные комнаты для отопления помещений. Обычным явлением для домов подобного уровня было наличие внутреннего двора, окруженного по нижнему этажу арочной галереей (иногда подобная же галерея имелась и на внешней стороне дома.
Что же касается домов массовой застройки, то среди их огромного регионального разнообразия, выделяются такие общие черты, как высота в 2-4 этажа, над которыми располагались мансарда или жилой чердак - убежище беднейших слоев. Правда, чаще такого рода помещения использовались в качестве складских (товары загружались туда через оконные проемы). На первом этаже, как правило, располагались лавки и ремесленные мастерские, над ними - жилые комнаты.
Дома бедняков насчитывали не более одной комнаты, в которой и жили, и готовили, и работали, и держали мелкий скот, если он был. Эти "дома" представляли собой лачуги из ивняка, глины, дерева и плохо подогнанных камней, покрытые соломенной крышей. Часто бедняцкие семьи вовсе не имели собственного дома, а занимали одну-две комнаты в чужом доме.
^ В восточных средневековых городах преобладала свободная планировка . В азиатских городах центром городского ансамбля становится регистан или майдан - главная площадь. На нее выходят пештаки (порталы) мечетей и медресе. Вокруг площади располагаются широкие улицы с водоемами и фонтанами, обсаженные кустарниками и цветниками. Для них характерны скученность и хаотичность застройки. Дворцы правителей и знати также могли входить в ансамбль парадной площади, но оставались при этом образцами "скрытой архитектуры" - массивные стены с башнями и воротами окружали внутренний квадратный или прямоугольный двор и скрывали мечеть или дворец от посторонних глаз.
Характерным признаком архитектуры восточного средневекового города являются минареты — высокие стройные башни. Ислам запрещает изображать людей, животных, различные природные явления, поэтому мусульманские художники и скульпторы украшали мечети абстрактными изящными узорами со стилизованными листочками и буквами арабской письменности.
Недалеко от мечети строили баню — хаммам . Мусульманин, совершающий молитву, должен быть чист телесно и душевно, поэтому перед молитвой требовалось совершить омовение.
В структуру мусульманского города входили также рынки-базары, караван-сараи. Караван-сарай (в переводе с персидского «дом караванов») — постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Караван-сараи известны с древности, когда только начинали складываться торговые отношения. Караванная торговля развивалась быстрыми темпами, и потому караван-сараи получили широкое распространение. В Азии чаще всего возводились зальные караван-сараи — прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф — для людей и товаров, боковые — для животных). Наиболее распространены были караван-сараи с внутренним двором, окруженным одно- и двух-, реже — трехэтажными помещениями. На верхних этажах обычно располагалась гостиница, на нижнем — склады и стойла.
Как правило, средневековые города имели двое или четверо ворот. В первом случае они располагались на главной магистрали, проходящей через город, во втором - на выходе из города двух важнейших улиц, пересекающихся между собой. Вместе с тем известны города, насчитывающие от 1 до 17 ворот.
Кроме того, мусульмане-горожане не изолировались от окружающей природы: отдельные зоны города должны были иметь выход в степь или пустыню, чтобы выгонять на выпас верблюдов и другой скот. Понятия природы как среды чуждой для человека в исламе не существует: все пространство является сферой человеческой деятельности. Такое восприятие пространства обусловливало активное освоение всех завоеванных мусульманами земель: вся территория империи покрылась сетью дорог, соединяющих города с промежуточными селениями. Каждый город поэтому был не случайным местом проживания с хаотической застройкой и неограниченным ростом, а очередным рубежом распространения веры и цивилизации. Через центр города проходила дорога. Прототипом служили Мекка и Медина. Так, разметка Куфы производилась с помощью лука — на месте, куда падала стрела, намечалась граница города (потом это стали границы центра). Хотя логическим и фактическим центром города была мечеть, но, как и в Медине, главное ядро составляли мечеть и дворец, окруженные не стеной, как в древних городах, а обширным рынком. Только позднее дворцы стали возводить на краю города. Каждому выделялся свой квартал; город, таким образом, объединял все народы вокруг веры.
Возрождение как новое мировоззрение и новый художественный стиль возникло в Италии в конце XIV в. Первые градостроительные идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.
Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV—XVI вв. в Риме и других крупных городах Италии. В этот период здесь было реконструировано несколько городов с использованием новых принципов градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций.
Города эпохи Возрождения постепенно получали новые черты под влиянием общественных перемен. Однако из-за частной собственности на землю и отсталой техники невозможно было быстро перейти от старого города к новому. Во все периоды Возрождения основные усилия градостроителей направлялись на развитие центра города — площади и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств в XVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям. Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания.
В большинстве средневековых городов декоративная зелень отсутствовала. Фруктовые сады выращивались в садах монастырей; фруктовые сады или виноградники горожан находились за городскими укреплениями. В Париже в XVIII в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры. Однако парки дворцов и замков находились в частной собственности. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце XVIII в.
Водные бассейны в средневековье, по существу, были препятствием для развития города, разделявшим его районы, и служили для узкопрактических целей. С XVIII в. реки стали использовать как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях — и в качестве композиционных осей. Строительство мостов и сооружение набережных закрепили это направление в градостроительстве.
В средневековый период силуэт города в значительной мере определялся заостренными шпилями на городских управлениях, церквах и общественных зданиях. В эпоху Возрождения с увеличением масштаба зданий и новыми видами покрытий силуэт города смягчается куполами плавных очертаний, получившими доминирующую роль в панорамах городов. На изменение их большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку.
Агора - (др.-греч. ?????) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы; иногда по периметру площади возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города.
Акрополь - (др.-греч. ????????? — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия. В Греческом Акрополе было очень много скульптур с изображениями богов. Это место, где находится большая часть скульптур.
Архитектура (лат. architectura) — искусство, проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
^ Архитектурный ансамбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.
Базар - (перс. ?????? — бозо?р, тадж. бозор, туркм. bazary) — общеупотребительное название торгового места, где присутствует множество продавцов и покупателей, чаще всего под открытым небом.
Булевтерий - место заседаний городского Сената. Булевтерий обычно находился на рыночной площади.
^ Гипподамова система - система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485—405 гг. до н. э.). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города.
Город - крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Градостроительство - теория и практика планировки и застройки города.
Дворец — большое монументальное парадное здание, выделяющееся своей архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих владетельных лиц, высшей знати и уже с XIII в. также назывались некоторые здания органов государственной власти. Слово дворец происходит от «княжий двор», жилище князя. С XIX-XX вв. дворцами начали называть важнейшие общественные здания (Дворец культуры, Дворец спорта, Дворец молодежи, Дворец правосудия и т. д.
Замок - здание (или комплекс зданий), сочетающее в себе жилые и оборонительно-фортификационные задачи. В наиболее распространённом значении — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе.
Караван-сарай - (перс. ???????, кар(е)ван + тюркск. сарай, дворец, также был известен как хана (персидский ???), хан на турецком языке, ???? funduq по-арабски, и fundaco в Венеции.) — на многих тюркских языках означает караванный дом — большое общественное строение в Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом склады и загоны для животных.
^ Кафедральный собор - храм, в котором совершается богослужение.
Крепость - укреплённый оборонительный пункт. Крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде. Лишь с изобретением новых видов вооружения и применением новой тактики ведения боя значимость крепостей как основных оборонительных пунктов ослабела.
Ландшафт - (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте.
^ Мечеть - (араб. ?????? [?m?sd??d] — «место поклонения») — мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
План-схема – чертеж, на котором в виде условных обозначений или изображений показаны составные части некоторой системы и связи между ними.
Посад (подо?л) — первоначально населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы. Во время нападения врага посад, обыкновенно, полностью уничтожался — если не врагом, то пожаром. Население посада или укрывалось в кремле, или погибало (если кремль был небольшим, либо враг подходил неожиданно, так что ворота крепости приходилось закрывать в спешке.
Пританей (греч. ??????????) — в Древней Греции — совещательный орган, в котором заседали пританы, государственный совет, судилище, а также здание, в котором проводились заседания. Изначально — здание, посвященное Гестии, где постоянно поддерживался огонь. В переносном значении пританеем назвали центр, средоточие (центр страны) чего-либо. По древним законам в пританее за счет государства получали питание пританы, заслуженные граждане и почетные иностранные гости.
^ Прита?н (греч. ????????, «правитель») — в Древней Греции член государственного совета.
Ратуша (от нем. Rathaus — дом совета, заимствовано через польск. ratusz): орган городского или посадского управления и самоуправления, первоначально купеческая управа, позже городская дума; члены ратуши назывались ратманами; название здания, где этот орган заседает; в этом значении употребляется и менее славянизированная форма ратга?уз.
^ Слобода - вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины.
Собор — особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения.
^ Трезубец в архитектуре - трёхлучевая композиция (лучи расходятся от площади к середине и к углам древнего земляного кремля.
Уличная система планировки - тип планировки, при которой постройки образуют улицы.
Экклезиастерий – зал для народных собраний.
^ Русский средневековый город.
Западноевропейский средневековый город.
Восточный средневековый город.
Город эпохи Возрождения.