Райт, Фрэнк Ллойд (1869 — 1959)

Райт, Фрэнк Ллойд (1869 — 1959)Райт, Фрэнк Ллойд (1869 1959). Архитектура и дизайн интерьера.

Всемирная известность Фрэнка Ллойда Райта, крупнейшего архитектора и дизайнера интерьеров в истории США и одной из культовых фигур архитектуры XX века, лишает необходимости совершать тур в США для ознакомления с его творчеством. Более чем за семьдесят лет собственной практики, он сделал для развития современной архитектуры больше, чем кто либо другой. Райт выдвинул принцип органичной архитектуры, то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая артикуляции, подчеркнутому выделению частей в классической архитектуре. Основанный на этой идее прием так называемого свободного плана вошел в число средств, используемых всеми направлениями современного зодчества. Однако, влияние Райта выходит далеко за пределы основанного им направления.

Райт родился 8 июня 1869 года в поселке Ригленд-Сентер, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать, дочь переселенцев из Уэллса, сельской учительницей. Семья очень нуждалась, но все воспитание Райта было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Окружавшие его с самых ранних лет гравюры и альбомы, игры, главной задачей которых было создание из популярных тогда кубиков Фребеля фантастических сооружений, наконец, книги Рескина и Виоле ле Дюка сделали для формирования будущего архитектора, вероятно, больше, чем два года, проведенные в инженерном колледже Висконсинского университета, который он так и не смог закончить.

В 1887 году Райт переезжает в Чикаго и после недолгой работы в ателье архитектора Дж.Л. Силсби, приверженца модного тогда эклектизма, поступает на работу в ателье Адлера и Салливена. Луис Салливен стал для Райта любимым мастером. Преподанные им уроки правдивости, естественности и целостности в решении архитектурных задач Райт усвоил навсегда. Когда в 1893 году я начинал свою самостоятельную работу, писал позднее в своей автобиографии архитектор, в области архитектуры и строил свои первые дома, которые порой без всякого смысла называют Новой школой Среднего Запада (все, что ни делается в этой суетливой стране, немедленно получает рекламный ярлык), единственный путь упрощения ужасающей моды в строительстве заключался в том, чтобы создавать лучший замысел и осуществлять его.

Приняв за масштаб человеческую фигуру, я уменьшил высоту всего дома, сделал ее соответствующей высоте человеческого роста; не веря в другой масштаб, кроме человеческого, я, введя его в восприятие пространственности, распластал массу здания. Говорили, что если бы я был сантиметров на десять выше ростом, мои дома имели бы совсем другие пропорции. Может быть. Простота была основной проблемой в период тех ранних исканий, и я вскоре убедился в том, что органичная простота обладает возможностями подлинной взаимосвязи, а красота, которую я почувствовал, соответствует выражению этой взаимосвязи. Убожество это еще не простота.

Роби хаус. Интерьер. 1909 г. Ф.Л.Райт.

Роби хаус. 1909 г.

В его первых работах: собственный дом в Ок-парке (1895), мельница в Спринг-Грин (1896) очевидны следы многих влияний, среди которых влияние романтической архитектуры Г.Ричардсона было наиболее сильным. Творческая зрелость мастера приходит с наступлением нового века. В 1900 году, постройкой домов Брэдли и Хикока в Канаке (штат Иллинойс) он начинает знаменитую серию так называемых домов прерий (прерия стиль), наиболее значительны среди которых дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902), дом Мартина в Буффало (1904) и дом Роби в Чикаго (1909). Эти постройки невелики, их композиция основывается на своеобразном истолковании идеала бытового семейного уклада. Но Райт стремился воплотить в их архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры. Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять ненужное, несущественное. В американском доме он исключил все тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чисто функциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открыл прежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколение архитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции.

Основными чертами архитектуры Прерия-стиля являются.

Полное органическое слияние архитектурного произведения с окружающей средой (дизайн интерьера и экстерьер.

Применение натуральных материалов (соответствующих данной местности.

Использование узкого длинного кирпича, изготовленного по спецзаказу.

Плоскостность постройки, т.е. горизонтальность и вытянутость.

Отсутствие архитектурной отделки фасада.

Ленточное остекление (окна опоясывают дом со всех сторон.

Высокий и визуально скрытый фундамент.

Интегрированность в основное здание подсобных помещений (гаража и т.д.

Необычайная конструкция широких печных труб.

Жилой дом в штате Иллинойс. Ф.Л.Райт.

Из всех выше перечисленных работ Райта, дом Роби оказал, по-видимому, наибольшее влияние на развитие архитектуры США. История Роби-хауза относится и к одной из самых печальных глав непонимания архитектурной ценности здания. Дирекция университета в Чикаго, которая позже использовала здание для семинара по теологии, намеревалась его разрушить, чтобы построить на его месте студенческое общежитие. Но как раз перед непосредственной угрозой сноса этот дом приобрел известный строительный подрядчик и этим спас здание.

Идея единства дизайна интерьера внутреннего пространства была использована Райтом и в здании конторы фирмы Ларкина в Буффало (1904), массивные объемы которого так же свободны от декоративных деталей, как и дома прерий.

В Ларкин-билдинг отсутствовал каркас. Райт, так же как и при строительстве небольших жилых домов, применил только кирпич. Здание перекрывает плоская застекленная крыша. Сам мастер охарактеризовал это сооружение следующим образом: Изолированное здание стальная встроенная мебель и сейфы для документов первое здание для контор, в котором применена установка кондиционированного воздуха, впервые обвязка стеклянных дверей и окон выполнена из металла.

За первое десятилетие XX века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе, Райта оценили быстрее: он получил признание среди архитекторов, относившихся к современному направлению в архитектуре. В 1908 году его посетил Куно Франке, преподававший эстетику в Гарвардском университете. Результатом этой встречи были появившиеся в 1910 и 1911 годах две книги Райта, которые положили начало распространению его влияния на архитектуру за пределами Америки.

В 1909 году Райт едет в Европу.

В Берлине в 1910 году устраивается выставка его работ, издается монография. Они оказывают большое влияние на рационалистическое направление, которое начинает формироваться в те годы. Творчество Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Мендельсона, голландской группы Стиль в последующие полтора десятилетия обнаруживает очевидные следы этого влияния. С особенным энтузиазмом были восприняты идеи Райта о целостности внутреннего пространства зданий, о роли новой техники, машины для современной архитектуры.

Следующее десятилетие, однако, не было для Райта столь же плодотворным. В течение нескольких лет он работает в Японии, где в Токио строит отель Империал (1916 1922). Использование идеи целостности конструктивной структуры обеспечило этому зданию прочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года. К середине 1920-х годов творчество Райта казалось исчерпавшим себя. Он переживал полосу тяжелых испытаний в личной жизни, почти не имел заказов. В своей стране, Райт оставался практически в изоляции. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обострило его индивидуализм, в творчество проникают элементы мрачной фантастичности. На тяжелых, почти гротескно монументальных формах появляется геометрический орнамент, свидетельствующий о влиянии архитектуры древней Америки. Испытывая кризис в своих художественных исканиях, Райт оставался новатором в использовании технических средств в архитектуре. Так, ко времени его возвращения в США в начале 1920-х годов относится серия домов в Калифорнии, построенных из бетонных блоков. Наиболее примечателен среди них дом Милларда в Пасадене (1923), где повтор стандартных элементов образует ритмическое расчленение поверхностей.

Непонятый в то время на родине, Райт, по-прежнему, остается популярным в Европе.

И тем более непонятным казался европейцам тот факт, что в Америке Райт был совершенно одинок. Больше того, как писал Бруно Таут в своей книге Современная архитектура , изданной в 1929 году: Упоминание его (Райта) имени считается у нас неприличным. Усиление эклектизма в Америке обозначало не только конец Чикагской школы, но одновременно и конец всех остальных современных течений. И лишь по мере возрастающего влияния новой европейской архитектуры в Америке снова стали интересоваться произведениями Райта. Его популярность росла вместе с разочарованием в функционализме.

В середине 1930-х годов начинается второй период расцвета творчества Райта. наиболее впечатляющими результатами которого стали.

Дом над водопадом особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936.

Административное здание фирмы Джонсон и сыновья в Расине (штат Висконсин, 1936 1939.

Первый из них, системой смелых железобетонных консолей продолжающий уступы скал над лесным ручьем, поражает органичным слиянием с романтичным пейзажем и виртуозным использованием контрастов широкой гаммы материалов от грубой каменной кладки до полированного стекла. Во втором свободно стоящие грибообразные колонны образуют как бы систему зонтов над внутренним пространством. Через остекленные промежутки между ними, пространство раскрывается не только по горизонтали, но и вверх, к небу. Обе постройки предельно остры, выразительны, но обе стоят на грани гротеска.

Дом над водопадом (особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс, 1936 г.). Ф.Л.Райт.

К концу 1930-х годов относится и серия так называемых юсонианских, то есть специфически американских (от сокращенного Юнайтед Стейтс Соединенные Штаты) домов.

Эти дома имеют легкие конструкции, целостную, сливающуюся систему помещений, где даже обычную кухню заменило так называемое рабочее пространство, освещенное лентой окон под потолком и присоединяемое к жилой комнате дом Винклера в Окемосе (1939). Для своей новой резиденции Тейлизин-Вест, Райт строит дом около города Финикса в штате Аризона начиная с 1938 года. Тейлизин расположен на холме, на вершине которого разбит сад с низкой оградой. Как и всегда, Райт в данном случае использовал естественную конфигурацию холма, природные условия местности. По его словам, он никогда не строил дома не вершине холма, а близ нее, огибая вершину, как бровь огибает глаз. Он использует так называемый бетон пустыни, в котором крупные грубо сколотые каменные блоки укладываются в опалубку с минимальным количеством цементного раствора. Живописные массивы этого бетона вливаются в общий колорит каменистой пустыни. Они резко контрастируют с легкими деревянными конструкциями.

Никогда раньше у Райта не было столько заказов, как в последний период жизни, и никогда ранее он не пользовался таким успехом. Теперь уже американские газеты превозносят Райта как гения и величайшего архитектора всех времен. И все это после десятилетий унижений и забвения.

Райт всегда думал о человеке, в т.ч и тогда, когда в конце жизни проектировал небоскреб высотой более мили. На основе архитектуры и дизайна интерьера односемейного дома в течение чикагского периода деятельности он разработал основы современной архитектуры. Даже в самую тяжелую пору жизни, в 1920-е годы, проблема человеческого жилища занимала его в первую очередь, он строил немногие дома из армированных бетонных блоков. И в конце жизни, Райт одним из первых отошел от прямоугольной формы жилого помещения. В последние десять лет жизни Райт подсознательно приблизился к формам первобытных времен. Контуры его домов скруглены так же, как и жилые помещения. Он первым снова ввел патио (внутренний дворик), который с тех пор все чаще становился частью жилого дома.

Завершением этой серии сооружений было здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943 1946 годов, строительство 1956 1959 годов.

Главный объем здания формируется громадным спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик. Цельности, нерасчлененности внутреннего пространства отвечает здесь непрерывность, однородность текучей формы его ограждения. В жилом и административном здании Башня Прайса в Бартлесвилле (1955) он осуществляет идею дома-дерева с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий. Серия проектов, полных фантастической романтики, для Багдада, Питтсбурга, Чикаго также относится к последнему периоду его творчества. В этих произведениях Райт мастерски решает формальные задачи, которые сам же ставит.

Музей Соломона Гугенхейма (современного искусства) в Нью-Йорке. Ф.Л.Райт (строительство: 1956-59 гг.

Райт противоречив. Он создатель стиля прерий и дезурбанистических проектов города широких горизонтов, пропагандировавший постройки, стелющиеся по земле, пространство которых развернуто по горизонтали, но он же оставил и проект небоскреба Иллинойс (1957) высотой в милю. Последний романтик и первый функционалист эти две стороны его индивидуальности часто вступали в конфликт и в творчестве, и теоретическом осознании творчества. Райт редкое исключение. В нем, архитектор опередил художника в способности восприятия. Он работал один, сам делал чертежи окон с цветными стеклами, архитектурных деталей и т д. Фреска в чикагском ресторане Мидуэй Гарденс представляла собой взаимно пересекающиеся, различные по размеру и цвету круги. Идея этой фрески вызывает в памяти проекты английской группы Макинтоша и новую пространственную трактовку в живописи Василия Кандинского, которую последний предложил приблизительно в то же время.

Райт не был молчаливым художником.

С 1894 года Райт опубликовал несколько книг и множество статей. В 1949 году наиболее значительные статьи были объединены в книгу Ф.Л. Райт об архитектуре . Среди лучших книг Райта.

Автобиография (1932.

Органичная архитектура: архитектура демократии (1939.

В его работах, однако, нет ни последовательной разработки метода, ни целостной структуры. Он многократно возвращался к одним и тем же темам, вновь и вновь развивая их.

Райт был не только архитектором. Он принадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны, обладая достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстоять. Он продолжал проводить в архитектуре традицию непреклонного индивидуализма, последователями которого в литературе были Уолт Уитмен и Генри Торо. Как пророк антиурбанизма и загородного индивидуализма, он проповедовал идею возвращения к природе.

Архитектор скончался 9 апреля 1959 года в Тейлизин-Весте, штат Аризона.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также.

Следующая новость
Предыдущая новость

В «Единой России» прокомментировали итоги выборов губернатора Участок дороги Белгород – Павловск – Айдар расширили до 7 м «Если не во внуки, так в сыновья гожусь». Как Дмитрий Петрищев отвечает за всё в Круглом Сегодня в ИКЦ покажут «Географ глобус пропил» Это похороны. Как в Белгороде работает индустрия смерти

Лента публикаций