Дом, строительство дома

Дом, строительство домаБиблейская энциклопедия Брокгауза.

Дом, строительство дома.

1) прочное жилище, не предназнач. для переноса с места на место; признак оседлости. Во время странствования по пустыне и позднее, народ Израиля жил в шатрах ( см. Шатер, шалаш, куща, хижина, храмина) (Чис 16:26; Суд 4:17; Иер 35:7) ; иногда убежищем служили пещеры (Суд 6:2; 15:8; 1Цар 13:6) ; 2) точное представление о Д. израильтян могут дать только раскопки. Во II тысячел. до Р.Х. Д. имели четырехугольную форму, причем вход в Д. располагался с поперечной стороны. Первонач. Д. имели лишь одно помещение. Если появлялись другие постройки, то они располагались вокруг внутр. двора, где помещались печь для выпечки хлеба и емкость для хранения воды (2Цар 17:18 - в Синод. пер. - "колодезь"). Жизнь израил. семьи даже в сезон дождей в основном проходила под открытым небом, Д. же использовали только для сна. Д. состоял из двух частей: в более низкой содержали овец и коз, а в более высокой жили люди. На границе между двумя уровнями, рядом со ступенями, находились каменные ясли для волов и ослов (Ис 1:3) . Фундамент Д. клали из камня; поскольку при археол. раскопках зачастую не удается определить место, где находился вход, можно сделать вывод, что порог был относит. высоким. На каменном цоколе возводились стены из необожженного кирпича, в них делались проемы для окон и дверей. На плоской крыше, огороженной перилами (Втор 22:8) и снабженной внутр. и внешней, иногда винтовыми, лестницами (2Пар 9:11; 3Цар 6:8) . располагалась горница (Суд 3:23; 3Цар 17:19; Дан 6:10; Деян 1:13) . Довольно толстые кирпичные стены княжеских Д. позднего бронзового века указывают на то, что вторые этажи таких Д. состояли уже из полноценных помещений, как правило, отсутствовавших в Д. простых израильтян. О подвалах мало что известно. О помещениях для ванны и туалета см. Купание; 3) когда Давид и Соломон привлекли на свои великие стройки чужеземных строителей (2Цар 5:11; 3Цар 5:18) . это сказалось и на качестве отделки обычных строений - она стала более тщательной, однако планировка строений не измениллась. В архитектуре здания, обнаруженного при раскопках в Иерихоне (постройка VIII в. до Р.Х.), ощущается влияние архитектуры Арама (Сирии) и Финикии. Стены здесь были укреплены опорными столбами. Отклонения от обычного плана постройки обнаруживаются, напр. в найденных при раскопках в Самарии зданиях, служивших складами для хранения припасов. В Сихеме, Телль-эн-Насбе (Мицпе) и Телль-Джемме (Гераре) обнаружены Д. состоящие из трех смежных продольных помещений, к к-рым примыкало еще одно помещение, располож. поперек по всей ширине строения; 4) в перс.-греч. период, в сравнении с железным веком, мало что изменилось. Форма Д. остается в основном той же, но сами Д. становятся меньшими. Та же форма Д. сохраняется и в эллинист.-рим. эпоху. Новое проявляется лишь в строит. элементах и деталях отделки: в использовании колонн, штукатурке стен, росписи и мозаике на полу. К рим. периоду относится и появление сводчатых кровель.

1) при сооружении более крупных зданий наряду с кирпичами применяли тесаный камень (Ис 9:10) ; при строит-ве храма использовали также мрамор (1Пар 29:2) . Иногда на каменной ограде надстраивали бревенчатую стену (3Цар 7:12) . Однако дорогостоящие сорта древесины - кедр, кипарис, масличное или сандаловое дерево и др. - при строит-ве обычных Д. не использовались, здесь, как правило, применялась сикомора (3Цар 10:27; Ис 9:10) . из к-рой делали кровельные перекрытия. Кровля таких Д. была плоской, слегка наклонной для стока дождевой воды. Промежутки между кровельными балками заполнялись хворостом. Сверху клали слой глины, к-рый, вероятно, приходилось часто подновлять. т.к. при появлении трещин в них прорастала трава (4Цар 19:26) . Как и крыша, пол делался из утрамбов. глины, позднее появились каменные и мозаичные полы. см. Известь, известняк служила строит. раствором и побелочным материалом. Стены также обмазывали гипсом ( Ис 33:12 - в Синод. пер. - "горящая известь") (Лев 14:42) ; 2) деревянные, чаще всего низкие, двери (или ворота) (Притч 17:19) запирались на ночь на деревянный замок деревянным ключом, но были известны и железные засовы (Пс 106:16) . Двери Д. открывали на стук. Греч. слово круо указывает на то, что в дверь стучали каким-то предметом, предположит. - кольцом (Лк 12:36; Деян 12:13) . Роль петель для дверных створок выполняли каменные упоры, в к-рых дверь крепилась с помощью двух шипов. Нижний шип вращался в отверстии камня, имевшего назначение дверного упора, верхний удерживался в таком же упоре с помощью крепления. В храме и во дворцах двери были двустворчатыми, обитыми железом. На косяк входной двери, по обычаю, наносили мазки кровью пасхального агнца (Исх 12:7) . сюда, согл. предписанию, содержащемуся во Втор 6:9 . прикрепляли и коробочки с полосками пергамента, на к-рых были начертаны стихи Втор 6:4-9; 11:13-21 ( см. Хранилище); 3) в бедных Д. по крайней мере в нижнем этаже, окна зачастую отсутствовали (см. Лк 15:8) . В период бронзового и железного веков в домах делали окна размером приблизит. 50 х 50 см, но оконных рам при раскопках обнаружено не было. Есть свидет-ва об имевшихся на окнах решетках (Суд 5:28; Притч 7:6; Песн 2:9) . Окно можно было закрыть досками или деревянными ставнями (4Цар 13:17) . Поскольку через окна в Д. могли проникнуть воры (Иоил 2:9; ср. Иер 9:21) . то их часто делали очень высоко (1Цар 19:12) . То же относится и к Д. располож. у гор. стены или встроенным в нее; через окна таких Д. беглецы могли спуститься только по веревке (Нав 2:15; 2Кор 11:32) . Окна, описанные в 4Цар 9:30; Иер 22:14 . по-видимому, относились к особому виду. Судя по егип. изображениям, здесь, вероятно, подразумеваются выступы наподобие балконов, с к-рых царь обращался к народу.

III. Внутр. убранство Д. было простым, поскольку большая часть жизни семьи проходила вне помещения. Д. прежде всего предназначался для сна. Он же служил местом хранения одежды, к-рую развешивали на крючках или складывали в деревянные ящики, здесь также хранили съестные припасы, помещая их в кувшины. В бедных Д. обитатели лежали и сидели на циновках, разлож. на полу. При раскопках были обнаружены каменные и деревянные скамьи, стоявшие у стен. В 4Цар 4:10 перечислены предметы мебели и утварь - кровать ("постель"), стол, стул ("седалище") и светильник. В кухне или другом месте, отведенном для приготовления пищи, помещались печь, в к-рой выпекали хлеб, ручная мельница, здесь же находились кувшины с маслом, мукой и водой (3Цар 17:12; Ин 2:6) . сосуды и кухонные принадлежности, посуда для еды и питья. Чем богаче был Д. тем дороже и разнообразнее в нем были мебель и утварь; верхом роскоши считалось украшать кровати инкрустацией из слоновой кости ( см. Слоновая кость) (Ам 6:4; ср. 3Цар 22:39) . а также застилать их разноцветными егип. тканями (Притч 7:16) . IV.

1) Д. упоминаются и в законе о "язве проказы" (Лев 14:33-53) . Можно предположить, что речь здесь идет о домовом грибке или плесени. Если пятна распространялись, то сначала их устраняли, заменяя штукатурку и пораженные камни на новые. Если же пятна появлялись вновь, то Д. считался "покрытым проказой" и подлежал сносу. При этом обломки и строит. мусор надо было вынести за пределы города; 2) существовали особые предписания по продаже Д. и сдаче в залог. Сельские, не огороженные стеной Д. передавались по наследству и в случае их отчуждения подлежали возврату первоначал. владельцу самое позднее в см. Юбилейный год (Лев 25:31) . Но Д. в городе можно было выкупать только в течение года, в противном случае он переходил в собственность нового владельца. В этом случае недвижимость могли приобретать и см. Пришельцы. Исключение составляли Д. в городах левитов, к-рые тоже считались наследств. собственностью (ст. 32 и след.

1) в метафорич. значении Д. означает семейный быт, семейство, род (Быт 45:2; 1Цар 3:14 и проч.) или объединенных верой домочадцев (Деян 11:14; 16:15; 2Тим 1:16; 4:19) во главе с отцом как "домашним священником"; 2.

а) Д. Божий во всеобъемлющем значении - это Его народ (Чис 12:7; Евр 3:2,5) и христ. Церковь (1Тим 3:15; 1Пет 4:17; Евр 3:3-6 и др.) . к-рая названа также храмом Божьим (1Кор 3:16; 6:19) . Ее учителя названы домостроителями (1Кор 4:1) ; б) в более узком смысле под Д. Божьим подразумевается земное святилище (Быт 28:17,19; Пс 83:11; Мф 23:38; Мк 2:26) . к-рое Иисус называет также Д. Своего Отца (Ин 2:16) и Д. молитвы (Мф 21:13; Мк 11:17) ; в) Д. Отца могут быть и небеса (Ин 14:2) ; Д. (жилище) на небесах (2Кор 5:1) означает воскресшее тело. см. Строительство, строить.

VI. "Дом храбрых" - название здания в Иерусалиме (Неем 3:16; ср. 2Цар 23:8 и след.) . где размещался главный пост стражи вблизи цар. крепости. см. Дворец, см. Крепость, укрепление.

Поделитесь на страничке.

Следующая новость
Предыдущая новость

Белгородцев приглашают на конкурс «Молодость Белгородчины» Приятная профилактика. Как противостоять простуде и получать удовольствие Глава Старооскольского округа не устранил нарушения в полном объёме Белгородский выставочный зал «Родина» получил награду Минкульта РФ Суперкалендари с потрясающими собаками ждут вас в редакции «Городских вестей»

Лента публикаций