Чиновники говорят, что сама по себе банковская комиссия законна, а банкиры объясняют, почему при разных способах платежей она колеблется от 1 до 3 %.
Первый замначальника департамента ЖКХ Белгородской области Сергей Некипелов на брифинге 24 января заявил, что регион стал одним из последних в России, где жители начали платить комиссию при оплате «коммуналки» через банки. В других субъектах РФ такая система начала работать ещё с 2013 года. После негативной реакции жителей власти пытаются договориться о снижении комиссии.
«Это не прихоть банковского сектора: так положено по закону. Мы сейчас работаем над тем, чтобы максимально снизить эти комиссии, чтобы жители как можно меньше чувствовали это на себе. Я думаю, в ближайшее время какие‑то результаты по этому вопросу будут», – заявил Сергей Некипелов.
Он подчеркнул, что сама сумма комиссии коммунальщикам не идёт:
«К жилищно-коммунальным услугам это никакого отношения абсолютно не имеет. Это комиссия, которая берётся за совершение любой банковской операции. Нет различий, будь то оплата учёбы, штрафов и так далее».
Начальник платёжных сервисов белгородского отделения Сбербанка России Александр Мостовой отметил, что комиссию взимают при работе с платежами по ЖКУ все банки и она была всегда. Например, при оплате услуг по квитанциям муниципального предприятия «Расчётно-аналитический центр» старооскольцы платят комиссию уже несколько лет, как и клиенты Белгородской сбытовой компании.
По квитанциям Регионального рассчётно-кассового центра (РРКЦ) комиссию до 2019 года банки взимали не с потребителя, а с самих ресурсоснабжающиех организаций (газовиков, энергетиков, водоканала). При этом тарифы банков в последние годы не менялись.
Александр Мостовой объяснил, почему при разных способах платежей комиссия Сбербанка составляет от 1 до 3 %. Некоторые белгородцы сочли это нарушением своих прав, т. к. одна и та же услуга не может иметь разную цену. Однако, по словам эксперта, каждый способ оплаты – это отдельная услуга:
«Это связано с совершенно разными затратами на различные способы оплаты. Если мы говорим о приёме наличных платежей в любом пункте, не только в банке, то здесь возникают расходы на зарплату кассира, содержание зданий, охрану, инкассацию, пересчёт наличных денег. Из этого складывается более высокая себестоимость услуги. Если же мы говорим об удалённых каналах обслуживания, как система «Сбербанк Онлайн» или стойки самообслуживания (терминалы – прим. ред.), то там ни на зарплату, ни на инкассацию, ни на пересчёт денег расходов нет. Себестоимость таких услуг в несколько раз дешевле. Это даёт возможность устанавливать дифференцированный тариф».
Банки даже при помощи низкой комиссии стимулируют граждан на переход в онлайн. Это наименее затратный способ обслуживания. По оплате за ЖКУ доля онлайна в Сбербанке в течение 2018 года выросла с 15 до 25 %.
В то же время значительная часть населения Белгородской области от онлайн-технологий далека, в первую очередь это пенсионеры, особенно в сельской местности. Отделения Сбербанка и Почты России есть в каждом селе – пожилые люди идут туда и платят за коммуналку с довольно высокой комиссией.
Александр Мостовой советует пенсионерам, которые не могут самостоятельно пользоваться терминалами и приложениями, просить менеджеров Сбербанка помочь им оплатить в онлайне.
«Если в отделении есть платёжные терминалы или интернет-киоски, то сотрудники банка помогут и подскажут, как заплатить с минимальной комиссией. Единственное, что для использования всех удалённых каналов, где комиссия и составляет 1 %, необходимо наличие банковской карты», – заключил Мостовой.
Сергей Шевченко