Кажется, Раису Цыганкову и армия гостей не застанет врасплох: хозяйка она запасливая. Пока супруг Николай Алексеевич выставляет на стол домашние заготовки («Рыбу, рыбу не забудь!»), она показывает семейный альбом.
Вот она, ещё малышка. Её мама, Мария Чаусова, рассказывала, что 6 января 1954-го был сильный мороз, снег, и её, молодую роженицу повезли на тракторе в великомихайловский роддом, где в десять часов вечера она родила дочку Раечку.
«Я росла в любви – с родителями, дедушкой, бабушкой, тётей. И когда вышла замуж, свекровь и тётя Николая тоже меня любили. Даже больше, чем его, честно», – в голосе Раисы Николаевны – нежность.
На снимке 1961 года первоклассница Рая с классом и учительницей Людмилой Михайловна (она у них первая, и они у неё первые). Девочки все в пиджачках и платочках, повязанных по‑бабьи: вокруг шеи, с подворотом на висках. Какие там туфельки! Ботинки, сапоги по бездорожью носили.
«Да, дорога у нас не сразу появилась. Хотя наше Богородское всегда было крепкое, люди основательные», – заступается за прошлую неустроенность Раиса Николаевна: в том времени ей всё мило.
Ребята – в шароварчиках, смотрят с фото сурово: улыбаться попусту считалось признаком несерьёзности.
«В школе было строго, но не так, как сейчас, по‑другому. Родители нас за учёбу не ругали: учились как учились, кто там проверял, – перелистывает альбомную страничку Раиса Николаевна. – В седьмом классе мы играли в КВН – проиграли другой команде… Расстроились тогда, чуть не до слёз».
Зато сколько было гордости, когда в пионеры её приняли в числе первых.
А вот она в корочанском сельхозтехникуме – золотое время! Их группа будущих агрономов была сильная, поэтому студентов несколько раз премировали поездками – в Москву, Волгоград. Ещё в Белгород, в театр Щепкина.
«Какая же там красота! Гуляли по театру, после спектакля мороженое ели, как интересно было», – вспоминает Цыганкова: удивить неискушённую молодёжь 1970-х было очень просто.
Студенткой она встретила в сельском клубе Николая (вот он, с копной кудрявых волос), который к тому времени отслужил в армии. Свою симпатию к будущему супругу женщина объясняет с лукавой улыбкой: во‑первых – он москвич по рождению, а во‑вторых – спокойный.
«Он и сейчас спокойный. Ни на меня, ни на детей слова плохого никогда не сказал. Я – ой! А он – никогда», – признаётся Раиса Николаевна.
Николай Алексеевич выслушивает комплименты супруги, хмыкая в усы.
— Ухаживал?
— Да как там раньше ухаживали! Нет, подарочки дарил, конечно: сумочку, часики, духи. Значит, ухаживал! – вдруг осознаёт ещё одно достоинство супруга Раиса Николаевна.
Роспись назначили на 13 октября 1972-го в только что отстроенном сельсовете. «Кто ж 13-го женится?» – чуть не плакала невеста. Но переносить церемонию с суеверной даты в сельсовете не хотели ни в какую. Поэтому молодые в этот день просто «записались», без колец даже, а гуляли в другой день.
В 1986-м Цыганковы купили москвич – свою первую машину. Копили на неё долго, из Тольятти гнали.
«Мы ни бедно и ни богато жили. Я дольше всего диспетчером в колхозе работала, Николай – на тракторе. Машину, да, хотели. Это сейчас уже ничего не надо. Понимаешь, что это не главное. Знаете, что главное? Мы всегда были вместе: что работать, что отдыхать, что поехать куда».
Поэтому работа на выборах, где Раиса Николаевна была занята много лет, была для семьи мукой:
«Праздник у всех, а я – тут, он – дома».
С таким аргументом она отпросилась в конце концов из избирательной комиссии.
«Так вместо неё меня стали звать, – откликнулся Николай Алексеевич. – А мы хотели вместе».
Так же, в одну дуду, строили в 1974 году дом. Тогда ценились дубовые, обложенные кирпичом.
«Трудно было, описать нельзя: материалов нет, сбережений впритык. В лесничестве брёвна выбивали. Денег – только на автобус туда и назад, на обед с собой – кусочек хлеба и сала», – Раиса Николаевна переживает давние трудности заново.
Однажды, когда брёвна уже загрузили в машину, один из начальников дал отбой: разгружай.
«Так я из райсоюза побежала по путям в райком. Прибегаю – задохнулась, слово сказать не могу. А навстречу какой‑то начальник: «Женщина, что с вами?» Посадил меня в машину и повёз на склад. А там команду дал: отпустить. Разве такое забудешь?»
И газ проводили – вытянулись.
«В 1998 году это было, зарплату тогда не платили. Спасибо, за работу на свёкле рассчитались с нами сахаром. Продавали его и за газ отдавали, – вспоминает собеседница. – Пусть и трудно пришлось, но газ в доме – это вообще другая жизнь. Кто не топил печку каждый день, тот не поймёт».
Раиса Цыганкова.
Фото Юрия Коренько
Со снимка смотрят пухлощёкие, улыбчивые сын Александр и дочь Светлана. Вот все вместе в Москве – как положено, на Красной площади.
«Ох и любили мы в столицу ездить! У меня там тётя, по неделе жили, гуляли по городу. В ГУМ, конечно, заходили. Ну и под Новый год ездили, как премию в конце года получим – за апельсинами», – говорит Раиса Николаевна.
Сейчас, конечно, дети взрослые, самостоятельные. Вон телевизор в углу – подарок сына с невесткой Николаю Алексеевичу на 60-летие. Диван – от дочки («Чтобы тебе, пап, удобно было»). От неё же у Раисы Николаевны с десяток красивейших вязаных свитеров и кофточек: Светлана – редкостная мастерица.
Они все, дети и родители, очень между собой очень близки, переживают друг за друга, помогают и словом, и делом.
И радуются, конечно. Например, поздравлению Евгения Савченко к 60-летию Раисы Николаевны, что бережно хранится там же, в альбоме: «Вам посчастливилось родиться на земле святого Белогорья 6 января 1954 года – в день образования Белгородской области».
— А вы ощущаете, что посчастливилось?
— Конечно! Меня же в этот день не только родные поздравляют, – смеётся Раиса Николаевна, – и в район вызывают, подарки дарят, губернатор мне пишет. Посчастливилось!»
Вообще, со своими кулинарными талантами Раиса Цыганкова запросто могла бы открыть ресторан местной кухни: готовит она потрясающе (конечно, на пару с Николаем Алексеевичем, который к тому же сам печёт торты). Рецепты у них все семейные, что называется исконные. Мы попросили Цыганковых поделиться секретом соления помидоров, вкуснее которых я никогда не пробовала. Они сделали это с радостью:
«На здоровье вам, дорогие земляки! С наступающими новогодними праздниками и юбилеем области!»
Помидоры от Цыганковых:
Для рассола: 10 л холодной воды, 700 г уксуса, 300 г соли, 600 г сахара, листья чёрной смородины, чеснок, зелень по вкусу. Всё хорошо размешать.
Помидоры разложить по банкам, залить рассолом. Добавить аспирин из расчёта 4 таблетки на трёхлитровую банку. Закрыть капроновыми крышками и сразу опустить в погреб. Готовы они будут через месяц.