Вечер понедельника. Забираю мелкого (4 года) из детского сада. Подходит воспитательница:
— У нас послезавтра конкурс поделок из природного материала. Сделаете?
Киваю в ответ, хотя я ни разу не рукодельница, мастерить не умею и не люблю, а сын – яблочко от яблони. Но подводить воспитательницу не хочется, и вообще мы, родители, народ зависимый.
По дороге домой на всякий случай пытаемся с ребёнком в свете фонарей нашарить каштаны, подбираем несколько листочков. Дома ищу в Интернете: «поделки из природного материала». На монитор гурьбой вываливаются ёжики из сосновых шишек, бабочки из листьев, человечки из желудей… Ребёнок на всю эту красоту взирает индифферентно. У него масса планов на ближайший вечер: разбросать детали конструктора по всей квартире, посмотреть «Фиксиков», замкнуть в одну цепь все имеющиеся в хозяйстве удлинители. Желудям здесь места нет. Оказывается, поделка нужна только мне. И воспитательнице. Поэтому я, взрослая тётенька, одиноко бреду на кухню и творю до часу ночи полотно из пластилина, семян арбуза и подсолнечника.
Работа в детсаду была принята с восторгом, и вскоре довольный сын получил грамоту за второе место в конкурсе, которая стала первым официальным документом в его портфолио (!). Позже мне вернули и саму поделку со словами: «Вы с ней ещё в школе поучаствуете!»
Так, почти спонтанно, я заявила о себе как о мастерице. Однако перспектива ваять шедевры весь детсадовский период меня не радовала. И однажды я поняла: зачем что‑то делать самой, тратить время и нервы, если можно купить? И мастеру копейка, и мне заботой меньше. Да, это нечестно – выдавать чужую работу за ребёнкову, но в мире столько лицемерия и неправды, пусть привыкает с детства. Теперь признаюсь: пару раз в садик в качестве наших поделок ушли незатейливые вещицы, приобретённые на фольклорных праздниках.
Пример маминого творчества.
Фото Нелли Калиевой
Сейчас мой сын учится в школе, где, к счастью, с рукодельными выставками к нам не особо пристают. Но всё же я решила запастись каким‑нибудь сувениром, чтобы известие «Мам, завтра надо принести новогоднюю поделку» не застало меня врасплох.
Оказывается, с тех пор как мы покинули детсад, рынок поделочных услуг расширился. Приобрести хендмейд можно не только на фестивалях народного творчества, но и у мастеров в соцсетях, по объявлению в Интернете. Набираю номерок…
— Все поделки в среднем по одной цене – 500–600 рублей, – отвечает мне женский голос, пока я просматриваю на мониторе выставленные на продажу работы. – Чем раньше закажете, тем лучше. А то бывает вечером звонят: мол, завтра надо.
— То есть я не одна такая мамаша, которой проще купить?
— Нет, поверьте, и стихи заказывают, и рисунки. Времени‑то у родителей нет всё это делать. У меня уже постоянные клиенты есть.
С пониманием отнеслись ко мне и в магазинчике, торгующем изделиями декоративно-прикладного творчества. Чего здесь только нет – от лаптей и глиняных игрушек до кукол-мотанок и вязаных смешариков: очень талантливы мастера Белгородской области. Цены – на разный кошелёк.
— Тут знаете, сколько мамочек бывает! – улыбается мне продавец. – Я сама точно так же в садик ношу, у меня мамочки наши приходят и покупают.
— Воспитатели разве не понимают, что это куплено?
— Ну здесь же всё равно сделанное своими руками, – отвечает продавец.
— Всё‑таки получается, это конкурс мам? – не унимаюсь я.
— Ну конечно, – удивляется моей наивности собеседница. – Я вам скажу, до 4-го класса оно всё является конкурсом мам. На самом деле очень много покупают на поделки в садик. И студенты приходят, их тоже просят что‑то сделать – сшить или связать. Вы думаете, они сидят и вяжут?
Фото: shutterstock.com
После этого уже не удивил пост в соцсети, где мама благодарит профессиональную мастерскую за мини-огород для детского сада. Комментарии к посту не заставили себя ждать: «Я шизею… Скоро в детских садах будут заставлять ракеты космические с квантовым гиперсветовым двигателем собирать»; «Я думал, задание дают детям сделать своими руками»; «Мы когда‑то раньше сами лобзиками поделки выпиливали. А сейчас спасибо парням с лазерной резки. А потом говорят, что дети растут с кривыми руками».
У меня самой, как говорится, рыльце в пушку. Видимо, мы не верим в своих детей, если всё делаем за них, предлагаем готовые решения. Может быть, хотя бы творчество им оставим? Впрочем, бывает и так, что нам лень и неинтересно возиться с ребёнком, считаем время, проведённое вместе за каким‑то занятием, потерянным. Проще включить ему мультики или дать в руки планшет, чтоб не путался под ногами.
Нина Шкилёва, детский психолог, вице-президент ассоциации детских и семейных психологов «А.Р.Г.О.»:
Фото Владимира Юрченко
«Оправдываться нехваткой времени родителям не стоит. Мы всегда находим время, когда нужно. В наш информационный век дети часто предоставлены сами себе. Поэтому совместное творчество очень важно: оно сближает родителей и ребёнка. К сожалению, на практике часто происходит иначе. Пытаясь через ребёнка реализовать своё желание быть лучшим, родитель делает поделку сам или покупает её. В итоге хвалят малыша, а он вообще ни при чём и не понимает, за что его награждают. У него нет ощущения ценности этой поделки и награды. Думаю, сама система в детских садах подталкивает к этому: порой воспитатели поощряют работы, явно сделанные без участия детей. Их можно понять: мама всю ночь клеила поделку, как тут не наградить? Наверное, впору вводить уже отдельные номинации – для мамы и ребёнка.
Для детей дошкольного возраста и в начальной школе важно творчество само по себе. Дети пробуют работать с разными материалами, разными техниками: всё это развивает фантазию, мелкую моторику, даёт возможность выразить эмоции и своё видение красоты. Важно, чтобы родитель не делал за ребёнка и не указывал, как правильно делать, а лишь направлял при необходимости.
Нужно, чтобы воспитатели доносили до родителей главную цель подобных конкурсов – приобщение к совместному творчеству. И не поощряли явно покупные или сделанные без участия ребёнка поделки».
Елена Талалаева, многодетная мама, главный редактор белгородского детского журнала «Большая переменка»:
«Любое творчество должно прежде всего приносить удовольствие, объединять людей. И если дети вместе с родителями делают какие‑то поделки – не важно, для конкурса или семейного архива – это здорово! Но сейчас ситуация перевернулась с ног на голову. Работы, сделанные детьми, никому не нужны: слишком уж непрезентабельные. Поэтому напрягают родителей, которые после работы или в выходные, вместо того чтобы общаться с ребёнком, делают эти поделки, попутно ругая детсад и организаторов «всех этих конкурсов». А ребёнок привыкает к тому, что ему‑то трудиться не надо: папа-мама всё сделают. Проще обмануть детсад. Показать ребёнку, что обманывать можно.
Когда мои дети были в детсаду, мы эту проблему с воспитателями решили: они увидели, что мы с детьми навыками рукоделия не обладаем, и просто от нас отстали. Нам на конкурсы детского журнала тоже часто приносят поделки, которые наверняка ребята делали вместе с родителями. Надеюсь, что они получили от этой совместной работы удовольствие. Принуждать к творчеству ради получения дипломов и грамот, давать детям дурной пример («Ты иди спи, Петенька, мама за тебя всё сделает») – это принимает уже гигантские масштабы. Кому это нужно? Явно не детям».
Поделка ученицы Центра образования № 1 Белгорода для журнала «Большая переменка».
Фото: peremenka31.ru
Наталья, педагог дополнительного образования, мама двоих детей:
«У нас и в детсаду, и в школе встречаются работы, сделанные явно не детьми. Не могу сказать, что все дети несут такие работы, но бывает. Я и родителей понимаю – приходят с работы, ребёнок говорит: «Завтра нужна поделка». И пока чадо уроки делает, мама сидит что‑то клепает. Но за своих детей я не делаю принципиально. Если они сами хотят участвовать в конкурсе – помогаю. Без помощи взрослого малышу бывает тяжело что‑то смастерить. И учительница наша говорит: пусть дети сами делают.
А в целом получаются неравные условия. В сёлах есть много одарённых ребятишек, которые делают работы на конкурс своими руками. Но разве могут они состязаться с городскими, за которых кто‑то сделал или которым купили родители?
Я понимаю, почему воспитателям приходится поощрять такое «творчество». У нас, например, зарплата состоит из ставки и стимулирующей части. Если воспитанник занял в конкурсе какое‑то место, то преподавателю начисляются баллы.
Думаю, чтобы изменить ситуацию, важна принципиальная позиция не только педагога, но и родителя: если всё делать за ребёнка, что в итоге из него вырастет?»
Татьяна, мама троих детей:
«Я стараюсь делать поделки вместе с детьми. Понятно, что самую сложную и кропотливую работу выполняю я, но ребёнок хоть как‑то помогает. Недавно мы участвовали в конкурсе «Цветы для мамы», и я увидела, что принесли другие дети. Там была такая красивая профессионально выполненная работа, которую явно делал не первоклассник. У меня руки опустились: я поняла, что мы не можем состязаться с такими поделками. И у ребёнка инициатива пропала. Наверное, педагогам нужно разделять работы – мамины и детские».
Валентина Музыка, начальник отдела воспитания и допобразования управления образовательной политики регионального департамента образования, считает, что практика покупки поделок дискредитирует саму идею, ради которой организуются выставки и конкурсы:
«Успехи воспитанников, достигнутые в тесном сотрудничестве с педагогом, учитываются при начислении баллов к стимулирующей части зарплаты. Однако нужно выбирать такие формы организации творческой деятельности, чтобы дети могли реализовать свои таланты. Один из примеров – мастерские Деда Мороза, открывающиеся в преддверии Нового года в образовательных учреждениях области. А покупать поделки на конкурс или выставку – это никому не нужно».