«Устроиться в такси сегодня сложнее, чем лет пять назад. Многие мелкие таксопарки, чтобы выжить, объединяются. Вообще, IT-компании плотно взялись за эту сферу: Яндекс, Google расширяет свою сеть таксопарков. Мощная будет борьба за рынок.
Если вы не лишались прав за пьянку и не устраивали серьёзных аварий, вопросов при приёме на работу не будет. Правда, среди моих коллег были такие залётчики, но руководство не в курсе. Тестирование пройти не проблема. Хуже, когда компания заставляет обклеить вашу «ласточку» своими брендовыми наклейками. Но и тут есть «плюшечки»: имиджевой тачке достаётся больше заказов.
Пассажиры могут сделать таксиста безработным. Например, если он хамит, торчит в телефоне во время пути или лихачит. Если настучат неоднократно – компания его заблокирует, но он может легко перебежать в другую, это ведь не единая база банковских должников. Иногда клиентки жалуются на домогательства со стороны таксистов – в основном на тех, кто приехал на заработки из ближнего зарубежья. Часто это возникает из‑за недопонимания и разности культур.
Мы тоже ставим пассажирам оценки. Сбежал, не заплатив? Никто не ломанётся следом. Если, конечно, темперамент водителя не потребует торжества справедливости. Пишем заявление агрегатору. В серьёзных фирмах «сбежавшую» сумму извозчику компенсируют в течение пяти дней. А клиента внесут в чёрный список – вызвать тачку со своего номера он уже не сможет».
«Во время чемпионата мира по футболу таксовал в Москве. Это огромная разница. Там в основном «бомбят» лица неславянской внешности, а у нас больше местные. Наблюдал случай: клиентка выволакивает огромный чемодан из аэропорта и просит убрать его в багажник, чтобы отдохнуть на заднем сиденье во время поездки. Чернобровый водитель притворяется глухим и пихает чемодан в салон. Дама в крик, таксист нехотя открывает багажник, а там – такой же гость из солнечного Азербайджана. Спит, не реагируя на возгласы клиентки: так умотался.
Схема проста. Часто приезжий бомбила не имеет за душой ничего, кроме арендованной машины, – в ней он живёт, спит, ест и прочее. Денег на съём квартиры жалеет. Крупные таксопарки предоставляют общежитие, но за него тоже нужно платить. Потому в первые же рейсы он присматривает одинокую даму в возрасте с кучей кошек – таких сразу видно. Строит ей глазки, рассказывает, какой он хороший, прекрасно умеет готовить и вообще: «Вот мой номер, в следующий раз я вас бесплатно отвезу». Та очухаться не успеет, как в квартире заведётся сожитель с клетчатой сумкой в качестве приданого. Лично я не понимаю дам, которые соглашаются на бесплатные поездки: понятно же, в чём подвох».
Фото Вадима Заблоцкого
«Чтобы работать в сетевых такси, придётся оформить ИП или прилепиться к крупной фирме. Должна быть банковская карта. Если клиент расплатился живыми деньгами, то работодатель свою долю (я отдаю 26 рублей с каждой сотки) снимет со счёта. Бывало, выезжаешь с 3 тысячами на счёте, а прёт одна наличка – к вечеру он пустой. В крупных фирмах требуют, чтобы при себе была сдача с пятитысячной. Зато деньги у меня есть каждый день, а не первую неделю после зарплаты.
С особыми клиентами можно на десятку накатать: обычно это корпоративные заказы. А так за хороший выходной выхватываю трёшку. Раньше пытались расплатиться натурой: бутылкой, книгами, старыми аудиокассетами. Сейчас проще: нет налички – брось на карту. Хотя привязывать свою карту на постоянной основе многие боятся.
Цена поездки сильно зависит от спроса. В обед вы можете уехать на работу за 80 рублей, вечером в час пик оттуда же – за 180. Этот коэффициент высчитывает агрегатор, исходя из показаний карты: загруженности дороги, наличия машин и заказов в этом районе. Вечерний ажиотаж обычно создают офисные работники, которым не хочется мять костюм в общественном транспорте.
Профессионального таксиста от человека, которого прижали жизненные обстоятельства, отличить просто. Первые покупают машину в кредит, оформляют ИП и работают по строгому графику: с 5 до 10 утра, потом с 16 и до полуночи – это пики спроса. Вот у них приличные заработки. В Белгороде – порядка 40 тыс. рублей в месяц».
«В серьёзных организациях перед сменой – медосмотр. Но никто не отслеживает, сколько часов человек провёл за рулём. Сейчас хотят это ввести, потому что были случаи, когда за рулём засыпали. Во время чемпионата всех таксистов плотно проверяли, в спокойное время – только новичков. Гайцы тоже люди, видят, что ты за смену десять раз мимо проехал, особо не пристают.
За грязь в салоне свои же штрафуют. Клиентские понты: «Я окно пошире открою и покурю, чё ты?» – дорого обходятся. Часть пепла в едущей машине всегда прячется под коврик. Механики эту фишку знают и при осмотре под него заглядывают: есть пепел – сразу минус 3 тысячи со счёта.
Если машина новая, не гремит, вылизана внутри и снаружи, можно претендовать на уровень комфорт-класса – там тариф выше. В Белгороде под него берут «Хёндай-Солярис», «Киа-Рио», «Фольксваген-Поло», а в Москве этим маркам светит только эконом. Убивается машина быстро, потому как ездит сутками. Если она в аренде, то амортизацию, страховку берёт на себя таксопарк. А превратилась почти в утиль – продают».
Фото Вадима Заблоцкого
«Есть свои хитрости. Мало кто знает, что стоит отойти от вокзального крыльца к соседнему дому – и цена за вызов резко упадёт. Для подачи на вокзал и аэропорт установлен повышенный тариф из‑за требований по вместимости багажника и т. д. По факту это просто накрутка, к вам приедет любой ближайший автомобиль.
Таксист из компании не может отказать вам в поездке с любимой собакой. Но может прикрутить цену. Интересно, что перевозка детей по агрегатору обходится на 50 рублей дешевле, чем перевозка собак. Хотя для первых нужны автокресла, люлька – в зависимости от возраста. Для маленьких собак могут потребовать переноску, но хватит и обычной сумки. Большую попросят усадить на полу. Если кто‑то из них испортит салон – также пишем заявление агрегатору с просьбой о компенсации.
И ещё: если по каким‑то причинам оплата с карты не прошла, не торопитесь её дублировать, несмотря на возмущения водителя. Даже если это произошло из‑за нехватки средств, списание произойдёт позже, как только деньги поступят на ваш счёт».
8 Марта для таксиста страшнее, чем день ВДВ для продавца шаурмы. У всех платьишки и причёски, потому пробки. «Включай музон на полную, мы ж с Надюхой аж 100 рублей заплатили». И таким королевским тоном в конце: «Пять рублей сдачи оставь на чай». Если поездка длится больше 15 минут – пьяная исповедь обеспечена. И так каждые выходные. Первые пару месяцев я слушал, переваривал в себе, что‑то советовал. Потом понял, что это односторонняя беседа, лишь бы выговориться.
Заметил, что пьяные женщины ведут себя агрессивнее. Забрал как‑то парочку из ночного клуба. Агрегатор выдал дальний заказ, вижу: у них там обнимашки-целовашки, переспрашивать адрес не стал. Через час привёз, бужу. Она в крик: не туда. Виноват, не переспросил, и вы не сказали. Везу по новому адресу бесплатно. Мадам кроет меня матами. Не выдержал, высадил. Она пнула со всей дури машину, а её мужик извинился и расплатился.
Мужики тоже смешные. Повёз двух пенсионеров за коньяком. Четыре сети объехали – выбора им, видите ли, нет. В итоге заехали в самый понтовый магазин, где купили самую дешёвую водку, но уже в три раза дороже, чем в предыдущих. Плюс трёшку за покатушки отдали.
Что уж там, со стороны такси тоже бывают промахи. Муж с женой разругался, ушёл и в качестве трофея захватил с собой гладильную доску. Вызывает машину комфорт-класса и в электронной заявке указывает: «Со мной гладильная доска. По размерам входит». Уехал. В следующий раз вызывает, а это сообщение снова прикрепляется и не удаляется. Он уже и в службу поддержки звонил – не помогло. Так и ездит уже год «с доской». Интересно, как водители сдерживаются, когда он с дамой в машину садится?
Так что нет ничего более постоянного, чем временный заработок. Я пошёл в таксисты на время, пока ищу нормальную работу, а задержался на пять лет. Если вам кажется, что вы на самом дне, прислушайтесь: снизу постучат, протянут ключи от арендованной «девятки» и треснутый китайский планшет. Даже если до этого ты только тёщу на дачу возил. Добро пожаловать в другой мир, где каждую ночь, ты будешь выслушивать десятки людских историй, которых предпочёл бы не знать».