В игровой форме младшеклассникам объясняют азы конструирования электронных устройств.
Первый марафон по микроэлектронике прошёл 17 сентября в Центре инноваций и дизайна «Метаморфоза» при БГТУ им. В. Г. Шухова. В игровой форме и отчасти на практике 22 ученика четвёртых классов из белгородского лицея № 10 познакомились с тем, как устроены и как собираются знакомые им электронные приборы.
«Возраст 9–10 лет для этого оптимальный: дети открыты к познанию таких вещей. Мы видим, как они увлечены: не галдят, не балуются, занимаются всерьёз и с огоньком в глазах», – рассказала «БелПрессе» учительница начальных классов Светлана Хрипункова.
Центр «Метаморфоза» пять с лишним лет занимается 3D-технологиями, инжинирингом, промышленным дизайном, поддержкой молодёжных технических проектов. Учит детей и взрослых работать с электроникой, роботами, 3D-принтерами. Более 400 учителей со всей области обучили 3D-технологиям.
«Недавно мы в ходе учёбы со школьниками разработали робота-мусорщика, который сам ездит по офису, подъезжает к рабочим местам, открывается, принимает мусор и едет дальше, – рассказала дизайнер центра Ирина Цвигун. – Конечно, дети не могут разработать всё сами. Но они могут предлагать идеи и наблюдать, как взрослые их тут же реализуют».
Азы микроэлектроники начинаются со знакомства с элементарным паяльником. Желающим раздали электронные платы от бывших в употреблении устройств, бытовой техники. Студент Владислав Пирназаров учит детей распаивать их на детали: конденсаторы, транзисторы и прочее.
«Это самое начало познания того, из чего состоит мир окружающей нас техники, – пояснила Цвигун. – Это гораздо большее, чем просто получение навыков пайки. На других площадках школьники собирают разные устройства из готовых электронных блоков, проводов и лампочек. Схемы сборки, рисунки и пояснительные надписи адаптированы для детей, они не сложнее, чем «Лего».
Четвероклассники Егор Волков и Влад Лисютин собирают кодовый замок. Тщательно стараются не перепутать полярность при подключении блока питания из батареек АА. Их соседи трудятся над светофором. На сборку даётся 25 минут. В конце всё должно зазвучать, замигать – как положено.
«Заинтересовать детей, показать им, что наука – это просто, – сообщил о целях марафона директор центра Виктор Бабаев. – Школьники увидят, что нет ничего сложного в том, чтобы собирать устройства, заставить их двигаться, управлять ими. Дети привыкают к техническому творчеству, чтобы потом не бояться создавать новое».
В центре «Метаморфоза» работают студенты-волонтёры. Они обучают других и учатся сами. Для них это возможность работать в оборудованной лаборатории, с современными станками с ЧПУ, лазерами, принтерами для трёхмерной печати. Молодые белгородские инженеры участвовали в телепроекте «Фазенда» на Первом канале.
«Мы для них делали интересные дизайнерские светильники, – вспоминает Бабаев. – Но больше всего мне понравился один из последних проектов – первое в Белгороде шоу на воде в рамках форума «Зелёная столица». Вместе с молодёжным театром «Спичка» разработали перформанс, создавали декорации, показали городу такой новый формат праздников на нашей центральной набережной».
Аналогичный марафон будет проходить 21и 22 сентября в Белэкспоцентре – на центральной площадке Фестиваля науки юго-запада России «Наука 0+».
«Мы приглашаем всех школьников без исключения, не только увлекающихся техникой. Чем больше их придёт и увидит всё это, тем лучше. Потом они сами сделают свой выбор», – уверен Бабаев.
Олег Гончаренко