«Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

08.11.2019 17:20 2

«Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

Битва титанов

На дворе конец лета 1888 года. Художник ожидает приезда коллеги, Поля Гогена: они будут работать вместе, и его, Ван Гога, идея о «Мастерской Юга» воплотится в жизнь.

«…вот мой план: жить как монахи или отшельники, позволяя себе единственную страсть – работу и заранее отказавшись от житейского довольства», – писал Винсент Ван Гог брату Тео из Арля, городка на юго-востоке Франции.

Гоген приедет в конце октября, а уже спустя девять недель покинет город, в котором только и будут говорить о помешательстве его товарища по кисти и холсту.

«Два титана постимпрессионизма встречаются и некоторое время проводят в творческом союзе: живут в одном доме, общим хозяйством и интересами, как кажется одному из них. А результатом стал полный разрыв отношений, – рассказывает заведующая отделом развития и выставочной работы художественного музея Алла Селютина. – Удивительным образом роковой эта встреча оказалась для Винсента Ван Гога. Поль Гоген – это планета-гигант, которая лишь пошатнулась, её траектория слегка видоизменилась. В целом же он продолжил своё плавное течение по жизни».

Выставку «Роковая встреча. Ван Гог и Гоген» в Белгород привезла московская компания «Артгит», которая два года назад экспонировала в худмузее литографии Сальвадора Дали. В экспозицию вошли около 80 литографий и ксилографий с картин художников. Эти работы стали визитной карточкой обоих художников: едва ли найдётся тот, кто не узнает звёздную ночь с полотна Ван Гога или таитянок Гогена.

  • «Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

  • «Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

Полотна написаны в разное время: до осени 1888 года, во время двухмесячного пребывания Гогена в Арле и много позже. А литографии датируются началом 1950-х годов, и изготовили их в США.

Вместе с картинами в Белгород привезли сертификаты, подтверждающие подлинность изображений, и альбомы-справочники. В них бэкграунд, так необходимый посетителю, чтобы лучше ориентироваться в экспозиции: биографии художников, описания представленных на выставке работ, выдержки из писем Ван Гога и Гогена.

«Посетитель может фактически услышать прямую речь каждого художника: как они готовились к встрече, оправдались ли их ожидания, чем в результате всё это закончилось», – объясняет Алла Селютина.

Закончилось, как известно, трагически для Винсента. В том, почему после ссоры с Гогеном Ван Гог отрезал себе мочку уха, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Зато доподлинно известно, что после пресловутой ссоры художники больше никогда не виделись. Летом 1890-го Ван Гог ушёл из жизни. О его смерти Гогену сообщили спустя полгода.

«Мы с Гогеном обязаны всё предусмотреть»

В музее признаются: зайдя в зал, посетитель увидит не только выставку работ Ван Гога и Гогена, но и выстроенную историю их взаимоотношений – того, что за ними последовало.

И вот лишь некоторые штрихи к ней.

«Автопортрет перед мольбертом» Ван Гог написал незадолго до отъезда из Парижа зимой 1888 года.

«…иногда я просто лопаюсь от злости, глядя на самого себя: мне мало быть ни больным, ни здоровым, как другие. Мой идеал – такая конституция, чтобы дожить до 80 лет и чтобы в жилах текла кровь, настоящая живая кровь», – говорил он в письме своему бессменному адресату, брату Тео.

И тут же сообщал:

«Получил письмо от Гогена. Он пишет, что был болен и пролежал две недели, а сейчас сидит без гроша – пришлось срочно платить долги. Ему так нужно хоть сколько‑нибудь заработать, что он готов опять снизить цены на свои картины. Бедняга Гоген, до чего же ему не везёт!»

  • «Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

  • «Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

Свою знаменитую «Вазу с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гог писал как раз в Арле для украшения той самой мастерской, где мечтал работать вместе с художниками-союзниками.

«В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Одни большие подсолнухи – ничего больше… Мы с Гогеном обязаны всё предусмотреть. Мы должны работать, должны иметь крышу над головой, постель – словом, всё необходимое, чтобы выдержать осаду, в которой нас держат неудачи и которая продлится всю нашу жизнь», – делился соображениями Винсент.

Поль Гоген уже в Арле, и дождавшийся его художник сообщал:

«Гоген – удивительный человек: он никогда не выходит из себя, работает напряжённо, но спокойно и, несомненно, дождётся здесь удобного случая, чтобы сразу и значительно шагнуть вперёд».

Тот отзывался о компаньоне иначе. И вот расхожая его цитата:

«Мы с Винсентом редко соглашаемся в чем‑нибудь, особенно когда дело касается живописи. Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо – то есть всеми, кого я не воспринимаю. И, наоборот, презирает Энгра, Рафаэля, Дега – всех тех, кем восхищаюсь я… Ему очень нравятся мои работы, но, пока я пишу, он всегда находит, что я что‑нибудь сделал не так. Он романтик, меня же, скорее, тянет к примитиву. Что до цвета, ему ближе причуды пастозности, как у Монтичелли, а я ненавижу эту мешанину фактуры и т. д.»

  • «Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

  • «Единственная страсть – работа». В Белгороде экспонируют литографии Ван Гога и Гогена

После Арля

«Кто знает, не будь этой роковой для Ван Гога встречи, мы наверняка бы не досчитались многих произведений искусства», – размышляет Алла Селютина.

А дальше каждый из художников пошёл своей дорогой. И одни из самых известных их картин появились уже после Арля.

«Звёздную ночь» Ван Гог написал в больнице в Сен-Реми в 1889 году:

«… я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды. У нас стоят великолепные знойные дни, и я принялся за новые полотна, так что у меня сейчас в работе 12 холстов».

Самой знаменитой работой Поля Гогена признают полотно 1897 года «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?».

«Картина должна быть вдумчивой, как религиозное заклинание, и одновременно жизнерадостной, как ребёнок», – писал о ней Гоген своему близкому другу, французскому художнику Даниэлю де Монфреду.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Лебединский ГОК рассказал губкинцам о комплексе ГБЖ-3* В посёлке Северном в декабре откроют новый клинико-диагностический центр Старооскольские депутаты третьего созыва требуют от главы округа нового отчёта Белгородец списал со счетов россиян более 370 тысяч рублей через мобильный банк Давай, до свидания. Как провалить романтическую встречу

Лента публикаций