На дворе конец лета 1888 года. Художник ожидает приезда коллеги, Поля Гогена: они будут работать вместе, и его, Ван Гога, идея о «Мастерской Юга» воплотится в жизнь.
«…вот мой план: жить как монахи или отшельники, позволяя себе единственную страсть – работу и заранее отказавшись от житейского довольства», – писал Винсент Ван Гог брату Тео из Арля, городка на юго-востоке Франции.
Гоген приедет в конце октября, а уже спустя девять недель покинет город, в котором только и будут говорить о помешательстве его товарища по кисти и холсту.
«Два титана постимпрессионизма встречаются и некоторое время проводят в творческом союзе: живут в одном доме, общим хозяйством и интересами, как кажется одному из них. А результатом стал полный разрыв отношений, – рассказывает заведующая отделом развития и выставочной работы художественного музея Алла Селютина. – Удивительным образом роковой эта встреча оказалась для Винсента Ван Гога. Поль Гоген – это планета-гигант, которая лишь пошатнулась, её траектория слегка видоизменилась. В целом же он продолжил своё плавное течение по жизни».
Выставку «Роковая встреча. Ван Гог и Гоген» в Белгород привезла московская компания «Артгит», которая два года назад экспонировала в худмузее литографии Сальвадора Дали. В экспозицию вошли около 80 литографий и ксилографий с картин художников. Эти работы стали визитной карточкой обоих художников: едва ли найдётся тот, кто не узнает звёздную ночь с полотна Ван Гога или таитянок Гогена.
Полотна написаны в разное время: до осени 1888 года, во время двухмесячного пребывания Гогена в Арле и много позже. А литографии датируются началом 1950-х годов, и изготовили их в США.
Вместе с картинами в Белгород привезли сертификаты, подтверждающие подлинность изображений, и альбомы-справочники. В них бэкграунд, так необходимый посетителю, чтобы лучше ориентироваться в экспозиции: биографии художников, описания представленных на выставке работ, выдержки из писем Ван Гога и Гогена.
«Посетитель может фактически услышать прямую речь каждого художника: как они готовились к встрече, оправдались ли их ожидания, чем в результате всё это закончилось», – объясняет Алла Селютина.
Закончилось, как известно, трагически для Винсента. В том, почему после ссоры с Гогеном Ван Гог отрезал себе мочку уха, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Зато доподлинно известно, что после пресловутой ссоры художники больше никогда не виделись. Летом 1890-го Ван Гог ушёл из жизни. О его смерти Гогену сообщили спустя полгода.
В музее признаются: зайдя в зал, посетитель увидит не только выставку работ Ван Гога и Гогена, но и выстроенную историю их взаимоотношений – того, что за ними последовало.
И вот лишь некоторые штрихи к ней.
«Автопортрет перед мольбертом» Ван Гог написал незадолго до отъезда из Парижа зимой 1888 года.
«…иногда я просто лопаюсь от злости, глядя на самого себя: мне мало быть ни больным, ни здоровым, как другие. Мой идеал – такая конституция, чтобы дожить до 80 лет и чтобы в жилах текла кровь, настоящая живая кровь», – говорил он в письме своему бессменному адресату, брату Тео.
И тут же сообщал:
«Получил письмо от Гогена. Он пишет, что был болен и пролежал две недели, а сейчас сидит без гроша – пришлось срочно платить долги. Ему так нужно хоть сколько‑нибудь заработать, что он готов опять снизить цены на свои картины. Бедняга Гоген, до чего же ему не везёт!»
Свою знаменитую «Вазу с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гог писал как раз в Арле для украшения той самой мастерской, где мечтал работать вместе с художниками-союзниками.
«В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Одни большие подсолнухи – ничего больше… Мы с Гогеном обязаны всё предусмотреть. Мы должны работать, должны иметь крышу над головой, постель – словом, всё необходимое, чтобы выдержать осаду, в которой нас держат неудачи и которая продлится всю нашу жизнь», – делился соображениями Винсент.
Поль Гоген уже в Арле, и дождавшийся его художник сообщал:
«Гоген – удивительный человек: он никогда не выходит из себя, работает напряжённо, но спокойно и, несомненно, дождётся здесь удобного случая, чтобы сразу и значительно шагнуть вперёд».
Тот отзывался о компаньоне иначе. И вот расхожая его цитата:
«Мы с Винсентом редко соглашаемся в чем‑нибудь, особенно когда дело касается живописи. Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо – то есть всеми, кого я не воспринимаю. И, наоборот, презирает Энгра, Рафаэля, Дега – всех тех, кем восхищаюсь я… Ему очень нравятся мои работы, но, пока я пишу, он всегда находит, что я что‑нибудь сделал не так. Он романтик, меня же, скорее, тянет к примитиву. Что до цвета, ему ближе причуды пастозности, как у Монтичелли, а я ненавижу эту мешанину фактуры и т. д.»
«Кто знает, не будь этой роковой для Ван Гога встречи, мы наверняка бы не досчитались многих произведений искусства», – размышляет Алла Селютина.
А дальше каждый из художников пошёл своей дорогой. И одни из самых известных их картин появились уже после Арля.
«Звёздную ночь» Ван Гог написал в больнице в Сен-Реми в 1889 году:
«… я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды. У нас стоят великолепные знойные дни, и я принялся за новые полотна, так что у меня сейчас в работе 12 холстов».
Самой знаменитой работой Поля Гогена признают полотно 1897 года «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?».
«Картина должна быть вдумчивой, как религиозное заклинание, и одновременно жизнерадостной, как ребёнок», – писал о ней Гоген своему близкому другу, французскому художнику Даниэлю де Монфреду.