— Почему возникла идея изменить подход к обучению в автошколах?
— Безопасность на дорогах не улучшается. Да, есть позитивные показатели в нашем регионе, но в целом по стране ситуация серьёзная. В нарушениях, которые совершают неопытные водители, нередко винят автошколы. Но очевидно, что в них не учат нарушать правила дорожного движения и пренебрегать безопасностью.
Сложившийся на сегодня подход к требованиям для автомобильных школ (независимо от формы собственности) в итоге приведёт в тупик. Они и так постоянно ужесточаются. Так, несколько лет назад начали вводить обязательные электронные автодромы, затем всё же оставили за автошколами право выбирать, какой автодром им нужен. Потом ужесточили требования к площадке, её размерам и покрытию, макетам знаков, программам обучения и т. д. Далеко не каждая автошкола может оплачивать очередные изменения.
Закручивать гайки для автошкол дальше уже особо некуда и, как мы видим, бесполезно. А вопросы безопасности и качества обучения по‑прежнему актуальны. Это значит: что‑то делаем не так. Введение жёстких требований к автошколам лечит не саму болезнь, а только её симптомы.
— Какими должны стать современные автошколы?
— Сегодня они вынуждены содержать площадки, автопарки, мастеров производственного обучения, оборудовать место для приёма пищи и много чего ещё – таковы лицензионные требования.
Мы считаем, что автошкола должна оставить только подготовку к теоретическому экзамену: взяла группу, выучила (теории можно обучать в том числе и дистанционно) и к экзаменам допустила только тех курсантов, в знаниях которых уверена. И за своих выпускников она должна отвечать лицензией на обучение.
Сейчас экзамены сдают на компьютере – субъективного фактора нет. Если, например, 70 % курсантов автошколы не сдают экзамен в ГИБДД с первого раза (процент, безусловно, надо обсуждать с профессиональным сообществом), то у неё следует отозвать лицензию. Это повысит ответственность как школы, так и курсанта.
Кроме того, автошкола должна иметь в собственности площадку для первоначального обучения вождению, но не для сдачи экзамена.
Фото shutterstock.com
— А кто будет отвечать за практические занятия?
— Мы предлагаем создать институт автоинструкторов. Сегодня мастер производственного обучения больше заинтересован в том, чтобы просто откатать положенные часы. Он получает за них зарплату независимо от того, чему и насколько сумел научить. Школа вынуждена нанять мастера, мотивировать его работать, дать ему оборудованный автомобиль – и отвечать собственной репутацией за качество его работы.
Для инструкторов по вождению мы предлагаем ввести персональную рабочую лицензию и отдельную – на учебный автомобиль. Мастера должны сами устанавливать цены, количество часов по программе обучения индивидуально каждому курсанту. Кому‑то достаточно 15 часов, кому‑то не хватит и 60.
Если требуется, мастер может пользоваться бесплатно площадкой автошколы для первоначального обучения вождению. Но его главная задача – обучить реальному вождению в городе и подготовить к экзамену в реальной дорожной обстановке.
Экзамен должен длиться не менее 45 минут и быть серьёзным первым шагом к самостоятельному вождению. Например, в Белгороде для каждого кандидата в водители актуально уметь двигаться по просп. Ватутина, уметь поворачивать с него налево на ул. Костюкова, грамотно пересекать ж/д пути, отрабатывать различные способы парковки.
Если определённое количество выпускников мастера не сдадут экзамен в ГИБДД, он может лишиться лицензии. Поэтому мастер не станет рисковать и отправлять на экзамен курсанта, если не уверен в его знаниях.
Субъективный фактор на экзамене минимизирован: камеры установлены во всех экзаменационных машинах. Если курсант сдаёт, то он действительно готов к выезду на дорогу.
По результатам экзаменов орган, выдающий лицензию в регионе, должен составить рейтинг инструкторов по вождению. Он поможет клиентам выбрать оптимальное для себя соотношение цены и качества подготовки. А для автоинструкторов станет дополнительным стимулом дорожить репутацией и не позволит завышать стоимость своих услуг.
Фото shutterstock.com
— Как будут взаимодействовать инструктор по вождению и автошкола?
— Они не будут связаны. Это две отдельные структуры, которые только условно сводит курсант, и они могут не взаимодействовать, так как на вождение допускаются только после сдачи теоретического экзамена.
Курсант должен понимать, что есть инструктор по вождению, его задача – научить водить в городе. А есть автошкола, где учат теории, причём на определённом языке: для нас это актуально, ведь в Белгороде много иностранных студентов. У нас, например, есть мастер, который может преподавать на английском, если это требуется. В западных странах норма преподавать на разных языках, в том числе на русском.
— Экзамен в ГИБДД стоит ужесточить?
— Извините, сколько можно ужесточать? Эти ужесточения, как мы видим, ничего не дали. Нужно изменить подход к сдаче экзамена. Если кандидат в водители несколько раз подряд не сдаёт, то его стоит отправить на повторное обучение.
Также мы считаем правильным ввести градацию для самих водительских удостоверений. Изначально водитель должен получать временные права с рядом ограничений, например запретом водить машину ночью. Затем он сможет получить постоянные права.
Автомобиль – это средство повышенной опасности, и каждый участник дорожного движения должен осознавать личную ответственность. Только персональная ответственность за обучение и допуск к экзаменам на вождение позволит улучшать качество работы отрасли и ситуацию на дорогах.
Свои предложения белгородские общественники хотят направить в Общественную палату страны и Центральный совет ДОСААФ России.