Начальник УЖКХиС Марина Шолохова рассказала, как в Первоуральске прошел отопительный сезон, и как все службы готовятся к следующему.
Сам доклад Марины Рашитовны много времени не занял.
— Напомню, что 11 сентября 2017 года тепло начали подавать на объекты социально-культурного назначения, а также в некоторые жилые дома. 30 сентября — одним из первых в Свердловской области — Первоуральск подключил абсолютно все школы, детские сады, больницы, клубы, библиотеки. 3 октября мы закончили подключать к централизованной системе отопления жилые дома. 27 октября город получил паспорт готовности к отопительному сезону. Была организована круглосуточная «горячая линия», куда люди могли обращаться с жалобами. За весь отопительный сезон поступило 860 обращений, из них 826 заявок — по отоплению, 34 — по горячему водоснабжению. Мы фиксируем значительное снижение жалоб при обработке стояков, при подключении МКД к отоплению. Нельзя не отметить, что технологических отказов стало меньше на 64%.
Сейчас, по словам Марины Рашитовны, отопительный сезон закончился абсолютно везде, уже проведены первые гидравлические испытания, которые показали достаточно большое количество порывов — СТК приступила к их устранению.
На этом доклад был завершен.
У депутатов возникли некоторые вопросы к начальнику УЖКХиС.
— Как сейчас обстоят дела с задолженностями управляющих компаний? — уточнил Назар Галат.
— Две крупнейших городских УК — «Даниловское» и «Дом плюс», до сих пор находятся в сверке, — ответила Шолохова. — 30 мая заместитель главы администрации принял участие в совещании с ресурсоснабжающими и управляющими компаниями, «Свердловэнергосбыт» подтвердил информацию, что сверка может быть долгой, никакой критичности «Энергосбыт» не наблюдает в отношении платежеспособности УК — все основные потребители находятся на прямых расчетах, у бюджета задолженности нет. Самый продолжительный период задолжденности на сегодняшний день — это «Даниловское» и «Дом плюс», но критичности, еще раз отмечу, не наблюдается. По населению: у разных УК — разный процент сбора денег с потребителей. Если такие компании, как ЕРЦ, ПЖКУ «Динас», «ПРП», «Дом плюс» работают хорошо — то есть уже перешли на судебные приказы, а не на исковое производство, то, соответственно, мы наблюдаем около 94% платежеспособности населения и достаточно хороший сбор. Но у нас есть «неблагополучные» управляющие компании, которые ушли с территории города — это «Губерния» и «Магнитка».
Также депутаты уточнили, продолжают ли идти жалобы от населения на «Свердловэнергосбыт» (напомним, что некорректные начисления за отопление повергли первоуральцев в шок. Администрация собирала комиссию, чтобы выяснить, откуда ресурсники взяли такие цифры).
— Сейчас обращений стало намного меньше, — ответила Марина Рашитовна, — зимой, да, был большой поток, когда были некорректные начисления, сейчас все исправлено. Вопросы остаются, но они уже не такие массовые.
— То, что поправилось, это совсем ничего не поправилось, — возмутилась депутат Наталья Воробьева. — Как было, на том же уровне и осталось. Никакого контроля нет. Очереди как были в «Энергосбыте», так и остались. Что может сделать администрация, какой контроль осуществить? Мы страдаем от некорректных квитанций!
— По Жилищному кодексу, контроль и полномочия по осуществлению этого контроля переданы Департаменту государственной жилищной инспекции, — сказала Шолохова. — Мы имеем право осуществлять по отдельным жалобам проверки и передавать данные в Департамент как факт нарушения прав потребителей.
— А на Департамент есть какая-то управа? — поинтересовался Назар Галат. — Потому что на те заявления, которые мы передаем, Департамент пишет ответы, что это — не в его ведении. Советуют обращаться в суд. То есть сейчас все должны идти в суд?
— Это, в том числе, прописано в жилищном законодательстве, — ответила Марина Шолохова, — Жилищный кодекс говорит о том, что потребитель имеет право обратиться в суд как в последнюю инстанцию, в том числе — о взыскании 100%-й неустойки за неправильно начисленные пени.
Слово взял депутат Владислав Изотов.
— Марина Рашитовна, я из года в год задаю один и тот же вопрос, в надежде, что когда-то он разрешится: включаем отопление уже, вроде, нормально — меньше жалоб, все хорошо. Когда отключаем — ждем среднесуточную температуру. Она случилась в начале мая, а потом две недели садики мерзнут, школы мерзнут, люди на первых этажах мерзнут. Может, какие-то другие нормативы придумать? Есть хорошая народная примета — черемуха…
— То есть «Единая Россия» может заставить черемуху не цвести? — задал вопрос один из депутатов-не-единоросов.
— Природу не обманешь! Народные приметы — тоже! — защитили своего коллегу другие депутаты. — Вопрос очень серьезный!
— Мы две недели после долгожданных среднесуточных температур замерзаем. Что будем с этим делать? — закончил свой вопрос Изотов.
— Во-первых, мы, опять же, не будем влезать в полномочия федерального законодательства, 354-е постановление пока что никто не изменил и под черемуху не написал, — сказала Марина Шолохова. — Это все равно — 5 дней, которые мы должны выдержать, когда температура — +8 градусов. Во-вторых, давайте не будем забывать, какая финансовая нагрузка ложится на собственников жилых помещений, если мы своевременно не отключаем тепло. С учетом нынешних погодных условий, администрация проявила гибкость в этом вопросе: мы продолжили отопительный сезон после 10-ого мая — это в первый раз за последние четыре года; мы не отключили детские садики, прогнозируя низкие температуры, особенно в ночное время. Были УК, которые отключили дома с 1 мая, но, в основном, отключения прошли только после 14 мая. С одной стороны, да — люди мерзнут, но, с другой стороны, они не желают лишний месяц платить за отопление…
— Но они все равно тратят эти деньги на электроэнергию и газ, чтобы отапливать квартиры, и на лекарства… На будущий год снова придется задавать этот вопрос, — вздохнул Изотов.