Региональные власти намерены компенсировать по ряду проектов налоговые расходы с 2019 года.
На публичных слушаниях по бюджету 2017 года вице-губернатор и начальник департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик заявил, что правительство сначала отменило большинство налоговых льгот для предприятий, а теперь готовится запустить новую систему льготирования.
«В прошлом году мы провели работу, по которой практически все налоговые льготы сократили. У нас осталось льгот всего лишь на 180 млн рублей», – рассказал Боровик.
По его словам, сейчас в правительстве вернулись к идее налоговых льгот для проектов, которые находятся в инвестиционной стадии. При этом срок льготирования будет определяться в зависимости от отрасли и времени окупаемости проекта.
Теперь чиновники будут обращать пристальное внимание не только на глобальные параметры инвестпроектов, но и на уровень заработной платы, которую получают сотрудники предприятий, попавших под льготы.
«Нужны льготы не только на развитие производства, но и работникам. Если мы производим продукцию, но при этом работник получает 20 тыс. рублей, мы понимаем, что такое производство, может быть, и не является эффективным. Надо людям помогать, повышать уровень жизни», – отметил вице-губернатор.
Он рассказал, что одним из способов льготирования будут специнвестконтракты. Правительство области уже утвердило правила их заключения. Оформлять их будут по проектам в 16 отраслях. В пример можно привести контракт с компанией «Верофарм» о модернизации производства лекарств на белгородской площадке. Меморандум о взаимопонимании по нему подписали на Петербургском международном экономическом форуме 25 мая сам «Верофарм», областные власти и Минпромторг.
Механизм предполагает льготы налоговые, по аренде имущества и ряд иных преференций.
Кроме того, с 2019 года правительство может ввести у нас в региона так называемый механизм налоговых расходов, который в России появился в 2017-м. Глава департамента финансов пояснил, что эта схема позволит жёстко контролировать использование таких льгот бизнесом.
«Что это такое? Вот если организация заявляет о налоговых льготах и платит налог на имущество не 2,2, а 0,1 %. Например, эта льгота будет стоить 1 млн или даже 100 млн рублей по большим проектам. Это то, что мы недополучим в бюджет. Вопросов нет. Мы даём субсидию или субвенцию на 100 млн. Но расходоваться эти деньги будут под нашим контролем, на конкретные цели инвестиционного проекта, которые согласуют с нами. И проходить средства будут через систему казначейского исполнения» – объяснил Боровик.
Опыт некоторых регионов, считает он, показывает, что количество заявителей на льготы при таком порядке сокращается в шесть раз.
«Льгота (обычная) – это эфемерно. Кто увидит через восемь лет, как расходовались эти средства? А тут конкретно надо будет за каждый рубль отвечать. Эта система более эффективна, потому что сразу видна отдача, – уверен вице-губернатор. – Мы будем принимать эту норму на следующий год. Надеюсь, депутаты нас в этом поддержат».
Сергей Шевченко