Талица находится на въезде в город, сразу после совхоза Первоуральского. Встречает заезжего гостя сначала ряд частных домиков, автозаправка — район, где они находятся, местные называют «Гора»; в низине расположена часть Талицы с основной инфраструктурой. Здесь же — многоквартирные дома, множество магазинов, офис управляющей компании, общежитие металлургического колледжа, парикмахерская, отель, многочисленные заводы.
О последних хочется сказать отдельно — по словам таличан, обилие промышленных предприятий значительно снижает качество жизни. Кто-то, пугаясь влияния на здоровье, переезжает в другие районы, кто-то остается:
— Мы живем в частном секторе, в ауле, — рассказывает жительница Ново-Талицы, молодая мама, пожелавшая остаться анонимом. — Нафталином у нас часто пахнет на улице, от этого горло закладывает — выбросы всегда на общем состоянии сказываются. Переехать туда, где поэкологичнее, хотелось бы, а куда поедешь? Не знаем, живем здесь. Кроме экологии меня волнует, что детям в Талице негде развиваться — есть дворовый клуб «Рябинушка», есть велосипедная секция, и все.
Кроме известной на весь Первоуральск велосипедной секции тренера Рината Закирова и дворового клуба, в Талице действительно для детей ничего нет, но может появиться целый физкультурно-оздоровительный комплекс. Информацию об этом «Городским вестям» сообщил депутат по данному району Константин Коротаев.
— В прошлом году мы с администрацией начали обсуждать план развития микрорайона. Одна из основных тем — строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. Это — необходимость для таличан, потому что в школу секции не пускают. Несмотря на то, что с улицы в физкультурный зал есть отдельный вход — это позволяло бы разделить учебный процесс и дополнительные занятия — ответ представителей школы №28 отрицательный. У нас не получилось наладить контакт, — рассказал Константин Валерьевич.
Как объяснил парламентарий, есть два других пути реализации плана — построить отдельное новое здание под ФОК, как это делают сейчас в Билимбае, или занять площади бывшего Первоуральского металлургического колледжа — по словам депутата, сейчас два здания из трех простаивают.
— Первый путь достаточно сложен — в свое время я обратился к уже бывшему архитектору Константину Гартману, чтобы нам город выделил под ФОК территорию у действующей детской площадки на Сакко и Ванцетти, там, где снесли аварийные дома. В этом месте есть инфраструктура, площадь, но архитектор не дал положительного решения, отложив вопрос до того момента, пока не будет найден инвестор. Второй вариант — с тем, чтобы занять площадь одного из зданий бывшего Металлургического техникума — более приемлем и понятен, но строение все еще находится на балансе завода (ПНТЗ — ред.). Кому оно будет передано, кто будет распоряжаться им — пока неизвестно. Как только будет понимание, я постараюсь решить этот вопрос.
Константин Коротаев также пролил свет на вопрос ремонта дорог в Талице.
— До тех пор, пока по улице Сакко и Ванцетти не будет достроен жилой комплекс, дороги делать нет смысла. По улице Сакко и Ванцетти ремонт будет запланирован после сдачи объекта, — прокомментировал депутат. — Что касается улицы Юбилейная, я пока не видел список улиц, подлежащих ремонту, УЖКХиС его не предоставило. Как только это будет возможно, я посмотрю. Если в этом году Юбилейная не стоит в планах, то выйду с депутатской инициативой о внесении ее в список ремонтируемых на следующий год.
В Талице работает одна школа — №28. Когда-то давно, еще в 90-е, функционировала еще одна, школа №17. Тогда же для учеников строили большее по вместимости учреждение, которое должно было «перекрыть» потребности в учебе для маленьких жителей микрорайона. Не доделали, в те же 90-е стройка прекратилась. В 2000-ом закрылась школа №17.
Таличане отмечают — помещений для классов пока хватает, однако иногда все же случаются перебои. Например, прошлой осенью несколько месяцев некоторые уроки проходили в помещении столовой. Это было связано с наплывом учащихся из ремонтируемой школы в соседнем Совхозе.
— Нужно проанализировать рождаемость в 2000-10-х, чтобы понять, нужна ли еще одна школа в Талице, — говорит Константин Коротаев. — Если есть необходимость, я бы предложил, например, перевести старшие классы во второе, пока простаивающее, здание металлургического колледжа. Оно адаптировано под учебный процесс.
А что же находится на месте недостроенной школы? Достроенный… дом.
Не знаем, как назвать это здание — здесь сдают офисы, находится кальянная, была парикмахерская, функционирует отель, часть помещений несколько лет назад продавали как жилые.
Свет на это строение пролил проектировщик Станислав Анфиногенов. В 2004 году он принимал участие в техническом обследовании здания для определения возможности реконструкции объекта.
— Генеральным планом городской застройки предусматривалось строительство школы-интерната на 1296 учащихся (численность обучающихся в школе №28 — 566 человек — ред.). В 1993 году строительство остановили, объект до 2000-х стоял в незаконсервированном состоянии. В 2004 году мы сделали обследование, на основе которого была определена возможность завершения строительства здания школы. Но судьба объекта сложилась иначе. В 2012 году администрация Первоуральска продала здание частному лицу. Предприниматель начал реконструкцию здания, и нашу организацию пригласили для оценки возможности выполнения проектно-изыскательских работ. Когда мы пришли на объект, обомлели — настолько все выполнялось с нарушением строительных норм. Коротко — здание изначально было трехэтажное, пристроили, по сути дела, еще два этажа. Никакого обследования, проекта, расчетов при этом сделано не было.
— Конструктивные элементы здания не увязаны между собой, повсеместно грубейшие нарушения СНиПов — например, несущие элементы кровли были «оперты» на панель из пенобетона, которая является ограждающим элементом — и это по всему периметру! Это очень опасная штука, потому что надежности никакой нет. Никакая, даже самая лояльная, экспертиза такого не пропустит. Кроме того, в здании нарушены требования по объемно-планировочным решениям, которые напрямую связаны с пожарными и санитарными нормами. Вопрос о работе на данном объекте отпал сам собой, — продолжает Станислав Вячеславович. — Объект самовольно реконструировали, возвели.
Вопрос управлению архитектуры — что скажут насчет разрешения на строительство? Если выдавали, то на каком основании? Почему разрешение выдали? Это полная реконструкция здания, которая требует 100%-ой экспертизы проектной документации, Госстройнадзора, и т.д. Это серьезный объект, связанный и с проживанием, и с общественно-деловой жизнью — огромные площади, 20 лет простоя, достройка.
— Это Кемерово дубль-2, не побоюсь этого слова. Кто дал разрешение на строительство? Почему объект подключен к сетям? Это вообще нормально? Этот объект потенциально опасен — в случае урагана и внешних воздействий крыша просто может кого-то придавить и т.д.. Пожарная инспекция, Роспотребнадзор вообще знают про этот объект? Что касается школы — в 2004 году, когда мы проводили обследование здания, вынесли вердикт — после реконструкции строение можно использовать под школу. Подчеркну, под школу. И тогда, возможно, сейчас в Талице не было бы проблем с местами для учащихся. Но для этого думать о будущем нужно было тогда, в 2000-ые.директор проектного бюро Станислав Анфиногенов
Отель вместо школы, промзона вместо скверов — они по генплану должны быть на улице Фурманова; заводы вместо леса, зелень хромпиковских отвалов вместо луговых трав — вот такая она, Ново-Талица сегодня. Промышленная, душная, живая.