Как не сойти с ума, когда все вокруг говорят и пишут о трагедии

25.10.2019 17:33 0

Как не сойти с ума, когда все вокруг говорят и пишут о трагедии

Психолог Ольга Турчинская рассказывает, как сохранить душевное равновесие, когда настигла общая беда, и комментирует возможные человеческие реакции.

«Остановитесь, я больше не могу!»

«Не старайтесь «держать лицо», делать вид, что вас это не касается. Мы все живые люди, и это всех трогает. Попытайтесь по возможности ограждать себя от избыточной информации, если в ней нет острой необходимости. Ради чего вы всё больше погружаетесь в подробности, перечитывая и пересматривая новости и комментарии? Можете ли вы что‑то этим изменить?

Это не значит, что вы выбираете позицию «ах, уберите от меня это, я хочу жить весело». Вы можете не читать и не обсуждать трагедию, но сопереживать внутри себя так же глубоко и искренне, как если бы были совсем близко к событиям».

«Я злюсь на чиновников, которые допустили трагедию, на спасателей, которые ничего не сделали»

«Злость помогает перестать страдать? Да, на время отвлекает – вы не плачете, ком в горле не давит, вы уже просто сжимаете кулаки – но ведь потом страдание снова возвращается. Вы злитесь ещё больше, пишете злобные комментарии, заводитесь сами и заводите других.

В какой‑то момент эти эмоции из Сети переходят в реальную жизнь, и вы уже ругаетесь с коллегами, родителями, детьми.

Когда мы злимся, мы не чувствуем боли. Но она остаётся, как и чувство вины, мысли о несправедливости. Оглянитесь на тех, кто понёс утрату. Прислушайтесь к своему сердцу. Спросите себя, что на самом деле для вас важно? А важны люди, которые рядом с вами, которых вы боитесь потерять, примеряя на себя произошедшую трагедию. Так нужно ли тратить время на злость и ругань, когда сейчас и есть тот самый момент, когда стоит проявить любовь – обнять детей, позвонить родителям, написать друзьям?»

«Я постоянно примеряю эту трагедию на себя, боюсь отпускать ребёнка в кино и торговые центры»

«Преодолеть страх за детей, наверное, невозможно, и этот страх в определённых дозах должен быть: он поддерживает в родителе здоровую бдительность. Но что вы можете сделать в сложившихся обстоятельствах? Многие кинулись проверять пожарную безопасность зданий. Вы, как не специалист в этой сфере, поймёте все тонкости? Сможете определить, где должны быть схемы, огнетушители, как проверить их работоспособность? Какие двери должны быть открыты, а какие нет?

В этих обстоятельствах куда больше будет пользы от того, что вы выясните сами и расскажете, а ещё лучше покажете и потренируетесь с ребёнком: как вести себя при задымлении, пожаре, в других опасных ситуациях.

Ведь они могут произойти не только в торговом центре, а где угодно. И навыки самоспасения совсем не лишние не только для детей, но и для взрослых. К сожалению, только после таких трагичных ситуаций мы и начинаем задумываться об этом».

«Получается, мы всегда должны жить в ожидании опасности?»

«Нет способа оградить себя от всех опасностей и трудностей. Многие вещи в своей жизни мы просто не контролируем. Но если задуматься о том, что во всей этой ситуации поддаётся нашему контролю, так это наше собственное поведение. Лучше тратить энергию на то, чтобы справляться с неожиданностями, чем придумывать способы, как их избежать. И если уж говорить о нашем собственном поведении, то что мы можем сделать, чтобы в целом изменить моду на нарушение правил, из которой и вырастают маленькие и большие беды?

Например, не совершать правонарушения, не покупать справки, не поощрять взятки, не парковаться на местах для инвалидов.

Порой речь идёт о мелочах, но мы показываем другим, что это важно. Мы показываем детям, что следование правилам не трусость, это норма. Чтобы потом кто‑то не закрыл где‑то дверь…»

«Я не включаю новости при детях: не хочу, чтобы они видели трагедию и боялись заходить в кинозал»

«Ограждение ни к чему не приводит. Если человек вообще не соприкасается с трудными ситуациями, у него не появится никакого опыта, в том числе эмоционального. Школьнику, наверное, стоит не только знать о трагедии, но и видеть, как её переживают родители.

Нас не учат справляться с утратами: либо совсем изолируют от них в детстве, либо постоянно сталкивают с трудностями, думая, что, бросая в воду, скорее научат плавать. Но в первом случае мы ощущаем собственное бессилие перед переживаниями, а во втором приучаемся демонстрировать эмоциональную холодность, чтобы защитить себя от интенсивных переживаний.

Горе – часть нашей жизни. Поговорите с детьми. Расскажите на их языке о том, что происходит. И как важно сделать так, чтобы такие ситуации не повторялись.

И как вы сочувствуете всем тем, кто потерял своих близких. И как вам тяжело. И вы можете даже поплакать. И обязательно скажите, что вы очень любите своего ребёнка, и попросите его быть внимательным и заботиться о себе тогда, когда вас нет рядом».

«Зачем проводить акции поддержки: погибших не вернёшь, виновных не накажешь?»

«Самая нормальная наша реакция в этот момент – быть ближе к тем, кому сейчас труднее всего. И это очень здоровая, нормальная реакция – сопереживать, держать за руку, обнимать за плечи. Не случайно мы ведь так и говорим: разделить боль. Мы не можем полететь в Кемерово. И, конечно, не стоит буквально всем быть ближе к тем, кто сейчас переживает утрату, потому что нас слишком много, а им слишком тяжело.

Но можно выбрать любой подходящий адекватный способ проявить свои чувства в этой ситуации, оказать помощь.

Мои коллеги из разных городов предлагают бесплатную психологическую помощь, кто‑то проводит благотворительные акции, кто‑то запускает шарики в небо. Вы можете выбрать любой способ, который поможет вам пережить этот тяжёлый момент и разделить чувство утраты с другими. Делайте это деликатно, с уважением к чужому горю».

Записала Ирина Дудка

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Рабочее место: как устроена машина скорой помощи Стал известен виновник сегодняшнего ДТП на проспекте Космонавтов «Оскольскую лиру» перенесли на неопределённый срок Как не стать жертвой страховых мошенников Торговая платформа для выгодного сотрудничества

Лента публикаций